THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Замечание 1

Галина Михайловна Андреева (род. 1924 – ум. 2014) - советский и российский социальный психолог и социолог. Ученый и педагог, академик Российской академии образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Галина Михайловна основала кафедру социальной психологии МГУ, она была профессором этой кафедры и имела звание заслуженного профессора Московского Университета.

Биография

Галина Андреева родилась в Казани 13 июня 1924 года. Родители работали в медицине: отец-профессор заведовал кафедрой психиатрии в медицинском институте, мать была врачом-невропатологом в одной из казанских больниц. В июне 1941-го Галина с отличием окончила школу, после чего ушла на фронт добровольцем. Находилась до июня 1945 года в действующей армии, имеет боевые награды: ордена и медали.

После возвращения с фронта Галина Михайловна поступила в Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова на факультет философии, обучение закончила в 1950 г. Вся ее жизнедеятельность с этого момента была связана с МГУ.

В 1953 году она завершила образование в аспирантуре и защитила кандидатскую диссертацию, после этого (начиная с 1953) преподавала на «родном» для себя факультете философии в Московском Университете – пока в 1969 году не создала кафедру методики социальных исследований в том же университете. Это бла первая в Советском союзе университетская кафедра социологического профиля; с нее в значительной степени начинается развитие конкретных социологических исследований в нашей стране.

По общему признанию коллег, на новую кафедру она принесла и свойственную для нее атмосферу открытости новым идеям, вдохновения и поддержки.

Еще одна кафедра – теперь уже кафедра социальной психологии – была создана Галиной Михайловной на факультете психологии Московского университета по личному предложению декана факультета, выдающегося советского психолога и педагога Алексея Николаевича Леонтьева. Социальная психология на тот момент представляла собой дисциплину еще более новаторскую, чем общая и специальная социология, и именно Галина Михайловна оказалась одним из первых отечественных исследователей, серьезно занявшихся разработкой принципов новой науки.

В 1966 получила степень доктора философских наук, в 1968 – ученое звание профессора, с 1993 – звание академика РАО.

Академические интересы

Сфера академических интересов Галины Михайловны была широка и разнообразна, однако главными направлениями ее научных исследований всегда оставались социология и социальная психология. В рамках социальной психологии Андреева занималась разработкой общих методологических принципов этой науки, ее истории и эволюции концептуально-теоретического базиса. Основная проблематика академических исследований Г.М. Андреевой:

  • общие принципы социально-психологической науки;
  • социально-психологический аспект деятельностной парадигмы;
  • психология социального взаимодействия;
  • психология социального восприятия;
  • когнитивные социально-психологические процессы;
  • атрибутивные социально-психологические процессы.

Замечание 2

Г.М. Андреева была автором первых в СССР учебных пособий по проведению конкретных социологических исследований и по социальной психологии. Эти учебники, считающиеся на сегодня классическими учебными пособиями по данным темам, выдержали множество переизданий и до сих пор остаются важнейшими источниками получения знаний для студентов соответствующих специальностей.

Галина Михайловна Андреева относится к самому первому поколению отечественных ученых, сформировавшему облик советской и современной российской социологии и социальной психологии.

Предисловие

Раздел I. Введение
Глава 1. Место социальной психологии в системе научного знания
Глава 2. История формирования социально-психологических идей
Глава 3. Методологические проблемы социально-психологического исследования

Раздел II. Закономерности общения и взаимодействия
Глава 4. Общественные отношения и межличностные отношения
Глава 5. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Глава 6. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Глава 7. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Раздел III. Социальная психология групп
Глава 8. Проблема группы в социальной психологии
Глава 9. Принципы исследования психологии больших социальных групп
Глава 10. Стихийные группы и массовые движения
Глава 11. Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Глава 12. Динамические процессы в малой группе
Глава 13. Социально-психологические аспекты развития группы
Глава 14. Психология межгрупповых отношений

Раздел IV. Социально-психологические проблемы исследования личности
Глава 15. Проблема личности в социальной психологии
Глава 16. Социализация
Глава 17. Социальная установка
Глава 18. Личность в группе

Раздел V. Практические приложения социальной психологии
Глава 19. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
Глава 20. Основные направления прикладных исследований в практической социальной психологии

Вместо заключения

Андреева Галина Михайловна

Родилась в 1924 г. (13.06) в г. Казани, ведущий специалист в области социальной психологии, окончила философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1950), преподает в МГУ с 1953 г., доктор философских (с 1966), профессор (1968), заслуженный деятель науки РФ (1984), академик Российской Академии Образования (с 1993), Заслуженный профессор МГУ (1996) Член научного совета “Психология ядерного века” Бостонский университет, США (с 1972), член Российского Общества социологов (с 1968), член Общества психологов СССР (с 1972 г.). - Российского Психологического Общества (с 1994), награждена правительственными наградами (орден Красной Звезды, орден Отечественной войны 2-й ст., медаль “За боевые заслуги”, медаль “За победу в ВОВ”, еще 9 памятных медалей, орден “Дружбы народов”).



В 1972 г. создала на факультете психологии МГУ кафедру социальной психологии и до 1989 г. заведовала ею. Создание этой кафедры во многом способствовало становлению социальной психологии как научной и учебной дисциплины в вузах страны: была разработана программа курса, был написан первый в стране университетский учебник “Социальная психология” (М., 1980), удостоенный Ломоносовской премии (1984), переведенный на девять иностранных языков и в настоящее время вышедший 5-ым изданием.

Тема ее докторской диссертации: “Методологические проблемы эмпирического социального исследования” (1966). Область ее научных интересов переместилась в последующие годы от философии и социологии к проблемам социальной перцепции, когнитивной социальной психологии. Ею была предложена теоретическая схема системного исследования этой области (К построению теоретической схемы исследования перцепции // Вопр. психологии, 1977, № 2). На кафедре социальной психологии под руководством Андреевой Г.М. проводились многочисленные исследования по этой проблематике, что отражено в ряде коллективных монографий (1978; 1981; 1984), в которых она выступала в качестве редактора и автора.
Ее концепция - исследования социально-перцептивных процессов в реальных социальных группах - послужила основой для многих кандидатских диссертаций. С отдельными результатами исследований, в частности, по проблемам социальной атрибуции Андреева Г.М. неоднократно выступала на научных конгрессах и конференциях; в 1975 г. она избрана членом Европейской Ассоциации Экспериментальной Социальной Психологии. В 90-е годы результаты многолетних исследований обобщены в разработанном ею спецкурсе “Психология социального познания”, на основе которого написано учебное пособие (Андреева, 1997). Ею подготовлено 48 кандидатов наук и 9 докторов наук.

Всего Андреевой Г.М. опубликовано более 160 работ (включая 12 монографий и учебников, индивидуальных, а также в соавторстве или под ее редакцией), в том числе многие - в зарубежных изданиях, частично по материалам международных совместных исследований (Финляндия, Германия, Чехия).

Основные работы: Лекции по методике конкретного социального исследования (ред.). М., 1972; Современная социальная психология за рубежом (в соавт.). М., 1978; Социальная психология. Учебник для университетов. М., 1980 (последующие издания: 1988,1994, 1996, 1997); Актуальные проблемы социальной психологии. М., 1988; Общение и оптимизация совместной деятельности (соавт. Я.Яноушек). М., 1987; Социальная психология и социальная практика (соавт. коллеги из ГДР). М., 1978; Русские и немцы. Старый образ врага уступает новым надеждам. На нем яз. Бонн, 1990 (соавт. - коллеги из ФРГ); Психология социального познания. М., 1997.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее издание предпринято через восемь лет после последнего выхода учебника в свет. Как минимум два обстоятельства потребовали существенных изменений.
Прежде всего, это значительные изменения в самом предмете исследования, т.е. в социально-психологических характеристиках самого общества и, соответственно, в отношениях общества и личности. Социальная психология, как известно, решает задачи, предложенные обществом, причем не "вообще" обществом, а данным конкретным типом общества. Распад СССР и возникновение России как самостоятельного государства предложили социальной психологии целый ряд новых проблем, которые потребовали определенного осмысления новой реальности. Так, утратило смысл определение общественных отношений, существующих в стране, как отношений социалистических и, следовательно, описание специфических атрибутов этого типа отношений. Сюда же следует отнести и проблему определения социальной психологии как "советской социальной психологии" в связи с радикальным изменением природы общества, в рамках которого она создавалась. Во-вторых, изменения касаются адресата, к которому обращен учебник. Первые два издания совершенно определенно были адресованы студентам психологических факультетов и отделений университетов, поскольку в то время социальная психология как учебный предмет изучалась именно в этих подразделениях. Изменения, происшедшие в обществе, одним из своих результатов в духовной сфере имели бурный рост интереса к социальной психологии не только среди представителей других академических профессий, но также и среди практиков- предпринимателей, менеджеров, финансистов. Кроме того, значительное развитие приобрела и практическая социальная психология, которая осваивает не только такие традиционные области, как образование, здравоохранение, армия, система правоохранительных органов, но и предлагает широкую систему специфических средств и форм социально-психологического воздействия. Трудно удовлетворить потребности всех этих разнородных групп читателей. Учебник все-таки сохраняется как учебник, предназначенный для высших учебных заведений, хотя профессиональные ориентиры в данном издании несколько смещаются: материал адаптирован к восприятию его не только психологами, но также студентами- социологами, экономистами, представителями технических дисциплин, т.е. практически всеми, изучающими в вузах этот предмет.
Все сказанное заставляет меня сделать следующие комментарии общего плана к настоящему изданию.
Во-первых, я отдаю себе отчет в том, что, несмотря на радикальные экономические, политические и социальные преобразования в нашей стране, мы не можем и не должны уходить как вообще от ее истории, так и от истории науки, в данном случае социальной психологии, сформировавшейся в конкретных исторических условиях. Может быть, этот факт не так значим для естественных наук, но весьма принципиален для наук, имеющих дело с человеком и обществом. Поэтому фрагменты исторического развития социальной психологии в условиях СССР считаю необходимым сохранить полностью.
Во-вторых, возникает вопрос о роли марксистской философии в формировании теоретических и методологических основ социальной психологии. Эта дисциплина в меньшей степени, чем, например, социология или политэкономия, была ангажирована марксистской идеологией. Однако и здесь элементы идеологического воздействия, несомненно, имели место. Это проявлялось прежде всего в акценте на нормативный характер социально-психологического знания, например, в оценочных характеристиках личностей и групп, в принятии некоторого "идеала" личности и ее взаимоотношений с коллективом, соответствующих нормативным представлениям об идеальном же обществе.
Как отнестись сегодня к такой идеологической ангажированности? Не думаю, что следует идти самым легким путем - просто отбросить различные идеологические "вкрапления" в ткань социальной психологии. Еще хуже - заменить один идеологический ряд каким-либо другим. Полагаю, что во взаимоотношениях социальной психологии и марксизма нужно различать две стороны. Первая - использование философских идей марксизма как методологической основы дисциплины. В конце концов все социально-психологические теории современности в конечном счете опираются на ту или иную систему философских принципов. Право каждого исследователя принимать (или отвергать) основания какой-либо системы философских знаний и следовать им. Такое же право должно быть сохранено и за марксистской философией. Вторая сторона - то принятие (или отвержение) идеологического диктата, который явился следствием того, что марксизм был официальной идеологией некоторой социально-политической системы - социалистического государства. Этот прямой диктат имел драматические последствия для многих научных дисциплин в истории нашего общества. Именно эта сторона взаимоотношений науки и идеологии должна быть тщательно осмыслена. "Социальный контекст" социальной психологии, как и всякой науки, имеющей дело с обществом, неизбежен. Важно четкое уяснение той мысли, что понимание социальной детерминированности социально- психологических феноменов не должно означать апологетики существующего политического режима. К сожалению, именно эта истина часто предавалась забвению. Размышления о судьбе общественных наук и их взаимоотношений с обществом - это сегодня глобальная задача всех обществоведов. Учебник, представляющий элементарный курс, не может и не должен анализировать эту проблему в полном объеме. Задача состоит в том, чтобы при систематическом изложении конкретных вопросов проблема эта как бы стояла за ними, на "заднем плане". Насколько удалось решить ее, автору судить трудно.
Я еще раз с глубокой благодарностью думаю теперь уже о многочисленных поколениях моих студентов и читателей, в течение почти пятнадцати лет штудирующих социальную психологию по моему учебнику, так или иначе подающих мне "обратную связь". Я также признательна моим коллегам - преподавателям и сотрудникам кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ, трудами которых создавалась сама кафедра и переживал свое становление курс социальной психологии: их замечания и комментарии, сделанные при использовании учебника, оказали мне неоценимую помощь.
Рекомендуемая литература приведена в настоящем издании так, что непосредственно цитируемые монографии и статьи из сборников даны после каждой главы (в этом случае указаны авторы как монографий, так и отдельных статей с последующим наименованием сборника, где они опубликованы); в конце учебника прилагается общий список литературы, где названы лишь монографические работы и коллективные сборники с полными выходными данными (в последнем случае уже без названия отдельных статей и упоминания имен их авторов). Этот полный список работ можно считать общей рекомендацией к дополнительному чтению при изучении курса социальной психологии.

Г. Андреева

Раздел I
ВВЕДЕНИЕ

Андреева Г.М. "Социальная психология"

Предисловие

Раздел I. Введение Глава 1. Место социальной психологии в системе научного знания Глава 2. История формирования социально-психологических идей Глава 3. Методологические проблемы социально-психологического исследования

Раздел II. Закономерности общения и взаимодействия Глава 4. Общественные отношения и межличностные отношения Глава 5. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) Глава 6. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) Глава 7. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Раздел III. Социальная психология групп Глава 8. Проблема группы в социальной психологии Глава 9. Принципы исследования психологии больших социальных групп Глава 10. Стихийные группы и массовые движения Глава 11. Общие проблемы малой группы в социальной психологии Глава 12. Динамические процессы в малой группе Глава 13. Социально-психологические аспекты развития группы Глава 14. Психология межгрупповых отношений

Раздел IV. Социально-психологические проблемы исследования личности Глава 15. Проблема личности в социальной психологии Глава 16. Социализация Глава 17. Социальная установка Глава 18. Личность в группе

Раздел V. Практические приложения социальной психологии Глава 19. Особенности прикладного исследования в социальной психологии Глава 20. Основные направления прикладных исследований в практической социальной психологии

Вместо заключения

Андреева Галина Михайловна

Родилась в 1924 г. (13.06) в г. Казани, ведущий специалист в области социальной психологии, окончила философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1950), преподает в МГУ с 1953 г., доктор философских (с 1966), профессор (1968), заслуженный деятель науки РФ (1984), академик Российской Академии Образования (с 1993), Заслуженный профессор МГУ (1996) Член научного совета “Психология ядерного века” Бостонский университет, США (с 1972), член Российского Общества социологов (с 1968), член Общества психологов СССР (с 1972 г.). - Российского Психологического Общества (с 1994), награждена правительственными наградами (орден Красной Звезды, орден Отечественной войны 2-й ст., медаль “За боевые заслуги”, медаль “За победу в ВОВ”, еще 9 памятных медалей, орден “Дружбы народов”).

В 1972 г. создала на факультете психологии МГУ кафедру социальной психологии и до 1989 г. заведовала ею. Создание этой кафедры во многом способствовало становлению социальной психологии как научной и учебной дисциплины в вузах страны: была разработана программа курса, был написан первый в стране университетский учебник “Социальная психология” (М., 1980), удостоенный Ломоносовской премии (1984), переведенный на девять иностранных языков и в настоящее время вышедший 5-ым изданием.

Тема ее докторской диссертации: “Методологические проблемы эмпирического социального исследования” (1966). Область ее научных интересов переместилась в последующие годы от философии и социологии к проблемам социальной перцепции, когнитивной социальной психологии. Ею была предложена теоретическая схема системного исследования этой области (К построению теоретической схемы исследования перцепции // Вопр. психологии, 1977, № 2). На кафедре социальной психологии под руководством Андреевой Г.М. проводились многочисленные исследования по этой проблематике, что отражено в ряде коллективных монографий (1978; 1981; 1984), в которых она выступала в качестве редактора и автора. Ее концепция - исследования социально-перцептивных процессов в реальных социальных группах - послужила основой для многих кандидатских диссертаций. С отдельными результатами исследований, в частности, по проблемам социальной атрибуции Андреева Г.М. неоднократно выступала на научных конгрессах и конференциях; в 1975 г. она избрана членом Европейской Ассоциации Экспериментальной Социальной Психологии. В 90-е годы результаты многолетних исследований обобщены в разработанном ею спецкурсе “Психология социального познания”, на основе которого написано учебное пособие (Андреева, 1997). Ею подготовлено 48 кандидатов наук и 9 докторов наук.

Всего Андреевой Г.М. опубликовано более 160 работ (включая 12 монографий и учебников, индивидуальных, а также в соавторстве или под ее редакцией), в том числе многие - в зарубежных изданиях, частично по материалам международных совместных исследований (Финляндия, Германия, Чехия).

Основные работы: Лекции по методике конкретного социального исследования (ред.). М., 1972; Современная социальная психология за рубежом (в соавт.). М., 1978; Социальная психология. Учебник для университетов. М., 1980 (последующие издания: 1988,1994, 1996, 1997); Актуальные проблемы социальной психологии. М., 1988; Общение и оптимизация совместной деятельности (соавт. Я.Яноушек). М., 1987; Социальная психология и социальная практика (соавт. коллеги из ГДР). М., 1978; Русские и немцы. Старый образ врага уступает новым надеждам. На нем яз. Бонн, 1990 (соавт. - коллеги из ФРГ); Психология социального познания. М., 1997.

Предисловие

Настоящее издание предпринято через восемь лет после последнего выхода учебника в свет. Как минимум два обстоятельства потребовали существенных изменений. Прежде всего, это значительные изменения в самом предмете исследования, т.е. в социально-психологических характеристиках самого общества и, соответственно, в отношениях общества и личности. Социальная психология, как известно, решает задачи, предложенные обществом, причем не "вообще" обществом, а данным конкретным типом общества. Распад СССР и возникновение России как самостоятельного государства предложили социальной психологии целый ряд новых проблем, которые потребовали определенного осмысления новой реальности. Так, утратило смысл определение общественных отношений, существующих в стране, как отношений социалистических и, следовательно, описание специфических атрибутов этого типа отношений. Сюда же следует отнести и проблему определения социальной психологии как "советской социальной психологии" в связи с радикальным изменением природы общества, в рамках которого она создавалась. Во-вторых, изменения касаются адресата, к которому обращен учебник. Первые два издания совершенно определенно были адресованы студентам психологических факультетов и отделений университетов, поскольку в то время социальная психология как учебный предмет изучалась именно в этих подразделениях. Изменения, происшедшие в обществе, одним из своих результатов в духовной сфере имели бурный рост интереса к социальной психологии не только среди представителей других академических профессий, но также и среди практиков- предпринимателей, менеджеров, финансистов. Кроме того, значительное развитие приобрела и практическая социальная психология, которая осваивает не только такие традиционные области, как образование, здравоохранение, армия, система правоохранительных органов, но и предлагает широкую систему специфических средств и форм социально-психологического воздействия. Трудно удовлетворить потребности всех этих разнородных групп читателей. Учебник все-таки сохраняется как учебник, предназначенный для высших учебных заведений, хотя профессиональные ориентиры в данном издании несколько смещаются: материал адаптирован к восприятию его не только психологами, но также студентами- социологами, экономистами, представителями технических дисциплин, т.е. практически всеми, изучающими в вузах этот предмет. Все сказанное заставляет меня сделать следующие комментарии общего плана к настоящему изданию. Во-первых, я отдаю себе отчет в том, что, несмотря на радикальные экономические, политические и социальные преобразования в нашей стране, мы не можем и не должны уходить как вообще от ее истории, так и от истории науки, в данном случае социальной психологии, сформировавшейся в конкретных исторических условиях. Может быть, этот факт не так значим для естественных наук, но весьма принципиален для наук, имеющих дело с человеком и обществом. Поэтому фрагменты исторического развития социальной психологии в условиях СССР считаю необходимым сохранить полностью. Во-вторых, возникает вопрос о роли марксистской философии в формировании теоретических и методологических основ социальной психологии. Эта дисциплина в меньшей степени, чем, например, социология или политэкономия, была ангажирована марксистской идеологией. Однако и здесь элементы идеологического воздействия, несомненно, имели место. Это проявлялось прежде всего в акценте на нормативный характер социально-психологического знания, например, в оценочных характеристиках личностей и групп, в принятии некоторого "идеала" личности и ее взаимоотношений с коллективом, соответствующих нормативным представлениям об идеальном же обществе. Как отнестись сегодня к такой идеологической ангажированности? Не думаю, что следует идти самым легким путем - просто отбросить различные идеологические "вкрапления" в ткань социальной психологии. Еще хуже - заменить один идеологический ряд каким-либо другим. Полагаю, что во взаимоотношениях социальной психологии и марксизма нужно различать две стороны. Первая - использование философских идей марксизма как методологической основы дисциплины. В конце концов все социально-психологические теории современности в конечном счете опираются на ту или иную систему философских принципов. Право каждого исследователя принимать (или отвергать) основания какой-либо системы философских знаний и следовать им. Такое же право должно быть сохранено и за марксистской философией. Вторая сторона - то принятие (или отвержение) идеологического диктата, который явился следствием того, что марксизм был официальной идеологией некоторой социально-политической системы - социалистического государства. Этот прямой диктат имел драматические последствия для многих научных дисциплин в истории нашего общества. Именно эта сторона взаимоотношений науки и идеологии должна быть тщательно осмыслена. "Социальный контекст" социальной психологии, как и всякой науки, имеющей дело с обществом, неизбежен. Важно четкое уяснение той мысли, что понимание социальной детерминированности социально- психологических феноменов не должно означать апологетики существующего политического режима. К сожалению, именно эта истина часто предавалась забвению. Размышления о судьбе общественных наук и их взаимоотношений с обществом - это сегодня глобальная задача всех обществоведов. Учебник, представляющий элементарный курс, не может и не должен анализировать эту проблему в полном объеме. Задача состоит в том, чтобы при систематическом изложении конкретных вопросов проблема эта как бы стояла за ними, на "заднем плане". Насколько удалось решить ее, автору судить трудно. Я еще раз с глубокой благодарностью думаю теперь уже о многочисленных поколениях моих студентов и читателей, в течение почти пятнадцати лет штудирующих социальную психологию по моему учебнику, так или иначе подающих мне "обратную связь". Я также признательна моим коллегам - преподавателям и сотрудникам кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ, трудами которых создавалась сама кафедра и переживал свое становление курс социальной психологии: их замечания и комментарии, сделанные при использовании учебника, оказали мне неоценимую помощь. Рекомендуемая литература приведена в настоящем издании так, что непосредственно цитируемые монографии и статьи из сборников даны после каждой главы (в этом случае указаны авторы как монографий, так и отдельных статей с последующим наименованием сборника, где они опубликованы); в конце учебника прилагается общий список литературы, где названы лишь монографические работы и коллективные сборники с полными выходными данными (в последнем случае уже без названия отдельных статей и упоминания имен их авторов). Этот полный список работ можно считать общей рекомендацией к дополнительному чтению при изучении курса социальной психологии.

Галина Михайловна Андреева

Андреева Галина Михайловна (р. 1924) - российский психолог, социолог и философ, специалист в области социологии, социальной психологии , социальной перцепции, когнитивной социальной психологии. Доктор философских наук (1966), профессор (1968). Заслуженный деятель науки РФ (1984), заслуженный профессор МГУ (1996). Действительный член РАО (1993). Член научного совета «Психология ядерного века» (Бостонский университет, США, с 1972 года). Член Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии (1975). Участник Великой Отечественной войны, награждена многими медалями, орденами «Красной звезды», «Отечественной войны» (2-й степени), «Дружбы народов» (1994). В 1950 году окончила философский факультет МГУ. В 1953 году защитила кандидатскую диссертацию по философии. С этого периода и по настоящее время преподает в МГУ. В 1966 году защитила докторскую диссертацию «Методологические проблемы эмпирического социального исследования». С 1968 года по 1971 год Андреева - заведующая кафедрой методологии социальных наук философского факультета МГУ. В 1971 году она перешла на создаваемый А.Н. Леонтьевым факультет психологии МГУ, где в 1972 году возглавила кафедру социальной психологии. С 1989 года Андреева - профессор этой кафедры. Создание кафедры во многом способствовало становлению социальной психологии как научной и учебной дисциплины в вузах страны. Андреевой была разработана программа курса, написан первый в стране университетский учебник «Социальная психология» (М., 1980), удостоенный Ломоносовской премии (1984), переведенный на девять иностранных языков и неоднократно переизданный (1988, 1994, 1996, 1997). В последующие годы научные интересы Андреевой переместились в область социальной перцепции и когнитивной социальной психологии. На кафедре под ее руководством проводились многочисленные исследования по этой проблематике, что отражено в ряде коллективных монографий («Современная социальная психология за рубежом», 1978; «Межличностное восприятие в группе», 1981; «Современная зарубежная социальная психология», 1984), в которых А. выступала в качестве редактора и автора. Ее концепция исследования социально-перцептивных процессов в реальных социальных группах послужила основой для многих кандидатских диссертаций а результаты исследований обобщены в учебных пособиях: «Психология социального познания», М., 1997. Основные труды: «Лекции по методике конкретного социального исследования», ред., 1972; «Общение и деятельность», в соавт., 1984; «Социальные и методологические проблемы повышения эффективности науки», М., 1985; «Общение и оптимизация совместной деятельности», в соавторстве, 1987; «Актуальные проблемы социальной психологии», ред., 1988; «Психология социального познания», 1997.

О. Г. Лескова

Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005, с.19-20.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Издание пятое, исправленное и дополненное

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений ,

обучающихся по направлению и специальности «Психология»

Москва 2003

Рецензенты:

зав. лабораторией Психологического института РАО, докт. психол. наук, профессор Т . Д . Марцинковская

зав . сектором социальной психологии науки ИИЕТ РАН, докт. психол. наукА . В . Юревич

Андреева Г . М .

А 65 Социальная психология: Учебник для высших учеб­ных заведений/Г. М. Андреева. ― 5-е изд., испр. и доп. ― М.: Аспект Пресс, 2003. ― 364 с.ISBN 5-7567-0274-1

Учебник представляет собой систематический курс социальной психологии. Излагаются фундаментальные проблемы (общение, социаль­ная психология групп, социальная психология личности). Характеризуют­ся предмет социальной психологии, исторические вехи ее развития, методология и методы исследования. Четко поставлена проблема несовпадения принципа социальной детерминации психологических феноменов и прямого «служения» определенному политическому режиму. Этой же идее служит краткий обзор современных теоретических ориентации в зарубежной социальной психологии.

Предназначается для студентов высших учебных заведений.

УДК 159.9

ББК 88.5

ISBN 5 7567-0274-1 © «Аспект Пресс», 2002, 2003

Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www. aspectpress.ru

Предисловие к пятому изданию

Настоящий учебник переиздается уже не в первый раз. Если счи­тать рождением старое издание 1980 года, то его «жизнь» определяет­ся в 22 года. Трудно сказать, много это или мало. Для учебников по таким стационарным дисциплинам, как математика или физика, мо­жет быть, срок и небольшой, но для учебников по наукам, связан­ным с изучением общества и человека, да еще и в период глобальных социальных преобразований, пожалуй, срок солидный. С одной сто­роны, это приятно щекочет самолюбие автора, но, с другой сторо­ны, вызывает и некоторую настороженность: уже давно хотелось бы видеть и новые работы других (в частности, более молодых) авторов, возможно, новые альтернативные подходы и т. п. В последние годы появились курсы социальной психологии, написанные коллективами уважаемых мною авторов, но ни один из них не имеет грифа «Учеб­ник для университетов». Поэтому я решаюсь на еще одно переиздание моего учебника.

Доработки и изменения, которые я хочу предложить читателю, мож­но сгруппировать в два блока. Прежде всего, это простое совершенство ­ вание текста , которому всегда есть место. Опираясь на обратную связь, получаемую мною и от студентов, которым я продолжаю читать этот курс, и от коллег, использующих учебник, я хорошо вижу отдельные длинноты, иногда не достаточно аргументированные иллюстрации, не всегда оправданный лаконизм при изложении экспериментов и просто не всегда удачные дидактические конструкции. Все это требует шли­фовки текста, и попытки такой шлифовки разбросаны по всему содер­жанию книги. Второй блок носит более принципиальный характер. Он связан с необходимостью ряда серьезныхдобавлений . Социальная пси­хология настолько динамично развивается в последние годы, что новое издание учебника, конечно, обязано включить в себя и ссылки на но­вую литературу (тем более что переведены на русский язык несколько фундаментальных руководств, на которые я многократно ссылаюсь в тексте), и ознакомление с новыми теоретическими и эксперименталь­ными разработками. В этой связи мне пришлось ввести дополнительные разделы, например, связанные с современными поисками новых пара­дигм в социально-психологическом знании, а также с новыми областя­ми практических приложений науки.

Решая эти задачи, приходится постоянно контролировать себя относительно «масштаба» дополнений и изменений: объем учебника не должен разрастаться до таких размеров, при которых его использо­вание студентами станет попросту невозможным. Пройти между Сциллой и Харибдой потребности в усовершенствовании и оптимальным объемом книги ― задача не легкая, однако ее надо как-то решить. Как всегда, я полагаю, что мне может помочь в этом отношении мое постоянное взаимодействие со студентами и коллегами, которым я не устаю приносить свою благодарность. Именно это взаимодействие и «подвигает» меня на новое переиздание учебника.

Г . Андреева 2002 г .

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама