Заведующий кафедрой:
доктор биологических наук, доцент
Курамшина Зиля Мухтаровна
ул. Ленина, 37, каб. 129
kaf_bio@сайт
Биолого-химическое отделение было организовано в 1998 году на базе кафедры естествознания и математики факультета педагогики и методики начального образования Стерлитамакского государственного педагогического института.
1 сентября2001 г. на основании приказа № 265 от 6 июня2001 г. была организована кафедра «Общей биологии». Заведующим кафедрой «Общей биологии» был назначен Карпов Даниэль Николаевич. С 1-го апреля2004 г. приказом № 128К от 26 марта2004 г. кафедра реорганизована на 2 кафедры – кафедру «Общей биологии» и кафедру «Общей химии». Заведующим кафедрой «Общей химии» стала Левашова Вера Ивановна. С августа2009 г. кафедры «Общей биологии» и «Общей химии» объединены в кафедру «Биологии и химии» в составе института математики и естественных наук,заведующим кафедрой назначен Карпов Даниэль Николаевич.
С июня 2012 года в связи с реорганизацией кафедры «Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей» была организована кафедра «Биологии» и согласно приказа № 1397 от 29.08.2012 г. закреплена за естественнонаучным факультетом.
- Основные направления научно-исследовательской работы кафедры: биология и экология наземных и водных растительных сообществ Южного Урала; биология и экология флоры и растительности на засоленных почвах Южного Урала и сопредельных территорий; биология и популяционная экология беспозвоночных и позвоночных животных Южного Урала; разработка принципов и методов биомониторинга естественных и антропогенных экосистем степной зоны Южного Урала; изучение растительности гидробиоценозов макрофитов овражно-балочных степных экосистем Южного Урала; биоразнообразие и экология водорослей, грибов и лишайников Южного Урала и Предуралья; изучение протекторного действия микробных препаратов; изучение распространенности микоризы в корневой системе важнейших сельскохозяйственных культур.
- Установлены межвузовские связи со следующими вузами: Московский государственный университет им М.В. Ломоносова; Башкирский государственный университет (г. Уфа); Стерлитамакский филиал Академии наук РБ; Оренбургский государственный педагогический университет; Институт Экологии Волжского Бассейна РАН (г. Тольятти); Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа); Ботанический сад-институт УНЦ РАН (г. Уфа); УНЦ РАН Институт биохимии и генетики (г. Уфа); Московский педагогический государственный университет; Башкирский государственный педагогический университет; Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина; Уфимского государственного нефтяного технического университета; Уфимского государственного нефтяного технического университета; Института биологии Коми НЦ УрО РАН (г. Сыктывкар); Института экологии растений и животных УрРАН (г. Екатеринбург); Вятского государственного гуманитарного университета (г. Киров); Российская Академия Медицинских Наук (г. Москва).
div > .sotr-info__img">
Декан
доктор биологических наук, профессор,
Почетный работник высшего профессионального образования РФ
Башкатов Сергей Александрович
Биологический факультет БашГУ является одним из ведущих учебно-научных центров Российской Федерации в области биологии, экологии и биотехнологии. Его профессорско-преподавательский состав обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров для научных и научно-производственных предприятий биологического, медицинского и сельскохозяйственного профилей. Выпускники также востребованы в государственных органах управления и контроля (Государственная служба санитарно-эпидемиологического надзора, Государственный комитет по экологии и рациональному природопользованию, другие государственные и общественные природоохранные организации), в экспертных лабораториях.
лаборатория репродуктивной биологии и клонирования растений,
лаборатория молекулярной биотехнологии,
лаборатория ПЦР-диагностики,
лаборатория оценки безопасности современных материалов и технологий,
лаборатория электроэнцефалографии и полиграфии,
На биологическом факультете сложились крупные научные школы в области ботаники, физиологии и биохимии растений, анатомии и физиологии человека, генетики и фундаментальной медицины. На факультете функционирует Диссертационный совет Д 212.013.11 по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям 03.02.01 - ботаника, 03.01.05 - физиология и биохимия растений.
Выпускники биологического факультета трудоустраиваются в различных научных и производственных учреждениях и предприятиях, в государственных природоохранных структурах, специализированных лабораториях министерств здравоохранения, внутренних дел, сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществляют преподавательскую деятельность в учебных заведениях. Биологи, экологи и биотехнологи востребованы также как специалисты на предприятиях малого и среднего бизнеса, занимающихся животноводством, цветоводством, рыбоводством, фитодизайном, агробизнесом и др.
Многие выпускники биологического факультета выбирают преподавательскую деятельность. Они успешно преподают биологические дисциплины в вузах, школах и колледжах Уфы и РБ, а также в других регионах РФ и за рубежом.
Учебная работа
Обучение на биологическом факультете включает освоение студентами гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Студенты последовательно изучают философию, историю, политологию, этику, культурологию, основы права, психологию; ботанику, зоологию, биохимию, биотехнологию, анатомию, физиологию, биофизику, иммунологию, экологию и др.
Большое значение для формирования специалистов в области биологии имеют также учебные и учебно-производственные практики, за время прохождения которых студенты совершенствуются в применении научных методов, выполняют экспериментальные полевые и лабораторные исследования. Эти исследования проводятся в научных центрах г. Уфа и городов республики. При необходимости студенты направляются для прохождения практики в другие учебные заведения и научно-исследовательские институты РФ.
Биологический факультет осуществляет обучение по направлениям и специальности:
Направление: 06.03.01 «Биология » (бакалавриат)
История факультета
Биолого-географический факультет функционирует с момента образования Бурят-Монгольского агропединститута (10 февраля 1932 г.) первоначально на базе факультета естествознания с двумя ведущими кафедрами - ботаники и химии. В 1936 г. был сделан первый выпуск учителей-биологов, в 1942 г. открыта кафедра географии. С 1954 по 1956 гг. факультет работал как "биологический", с 1957 по 1992 гг. - "биолого-химический". В 1984 г. на факультете появилась кафедра анатомии и физиологии человека и животных, в 1988 г. создана кафедра географии и открылась новая специальность "География" наряду с "Биологией", Химией", "Медициной". В 1993 г. была образована новая кафедра - экологии.
В 1995 г. на базе БГПИ и БФ НГУ образовался Бурятский государственный университет. В этом же году в рамках факультета открыта кафедра геологии. В 1997 г. от факультета отделился Химический факультет, в 1999 г. - Медицинский. Факультет стал "биолого-географическим".
В 2001-2002 гг. на факультете открываются аспирантура и два диссертационных совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора биологических наук по специальностям "Экология" и Ботаника" и географических наук по специальностям "Геоэкология", "Физическая география, биогеография, география почв, и геохимия ландшафтов", "Экономическая и социальная география". В 2003 г. открывается новая кафедра - землепользования и земельного кадастра с двумя специальностями "Земельный кадастр" и "Городской кадастр". В 2006 г. открыта еще одна специальность "Природопользование".
С 2015 года факультет носит название "Факультет биологии, географии и землепользования".
В настоящее время на факультете 4 кафедры:
- зав. кафедрой ботаники - канд. биол. наук, доц. Татьяна Георгиевна Басхаева;
- зав. кафедрой зоологии и экологии - канд. биол. наук, доц. Лариса Александровна Налетова;
- зав. кафедрой географии и геоэкологии - д-р геогр. наук, проф. Баир Октябрьевич Гомбоев;
- зав. кафедрой землепользования и земельного кадастра - канд. биол. наук, проф. Валерий Никитич Хертуев.
На факультете работает 51 преподаватель, в т.ч. 13 профессоров, докторов наук, 38 кандидатов наук (доцентов и старших преподавателей).
На сегодняшний день на факультете очно обучается 351 студент, из них обучаются по направлению подготовки:
- 06.03.01 Биология - 97 чел.,
- 06.04.01 Биология - 28 чел.,
- 05.03.02 География - 78 чел.,
- 05.04.02 География - 29 чел.,
- 21.03.02 Землеустройство и кадастры - 51 чел.,
- 21.04.02 Землеустройство и кадастры - 28 чел.,
- 21.03.03 Геодезия и дистанционное зондирование - 28 чел.
10 студентов обучается заочно по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Профиль Биология.
Направления бакалавриата:
- Направление подготовки: 05.03.02 География;
- Направление подготовки: 06.03.01 Биология;
- Направление подготовки: 21.03.02 Землеустройство и кадастры;
- Направление подготовки: 21.03.03 Геодезия и дистанционное зондирование;
- Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование. Профиль биология (заочное).
Направления магистратуры:
- Направление подготовки: 05.04.02 География, квалификация;
- Направление подготовки: 06.04.01 Биология, квалификация;
- Направление подготовки: 21.04.02 Землеустройство и кадастры.
Аспирантура
- Направление: 05.06.01 Науки о Земле
- Профиль: 25.00.23 Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов
- Профиль: 25.00.24 Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география
- Профиль: 25.00.36 Геоэкология (Науки о Земле)
- Направление: 06.06.01 Биологические науки
- Профиль: 03.02.01 Ботаника
- Профиль: 03.02.03 Микробиология
- Профиль: 03.02.08 Экология (в биологии)
- Профиль: 03.02.13 Почвоведение
- Профиль: 03.03.01 Физиология
Малые инновационные предприятия и научные подразделения
- Научный гербарий, заведующий - д-р биол. наук, проф. Намзалов Б.Б.;
- Учебно-опытный лесхоз, руководитель к. г. н. Петелин Сергей Михайлович, в структуре УОЛ - Ботанический сад, руководитель канд. с.-х. наук., проф. РАЕ Батуева Юлия Михайловна;
- Лаборатория молекулярной биологии и биотехнологии, заведующий - канд. биол. наук Лаврентьева Е. В.
Контакты : 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 "а", главный корпус БГУ, телефон: 21-15-93, E-mail:
Поиск своего призвания – дело нелегкое. Может быть потому, что для многих людей это считается прихотью. «Сколько, сколько ты работ поменял? Занимался философией, а теперь кирпичи укладываешь? И какой в этом смысл?»
Найти любимое дело – это значит найти себя. И сделать это навскидку практически невозможно. Но попробовать стоит. По крайней мере, я так считаю.
Здравствуйте. Меня зовут Ксения. Мне 25 лет.
Место рождения – небольшой городок Глубокое, недалеко от границы с Латвией. Тихое, уютное и спокойное место. Родина авиаконструктора Сухого, родоначальника белорусского театра Буйницкого, край, где по преданию Наполеон, отступая из России, закопал в землю свои сокровища. А еще здесь есть тюрьма – по некоторым данным, занимающая второе место по строгости режима во всем СНГ. Вот так-то. Что, впрочем, не мешает здешней молодежи гулять без опаски аж до самого утра.
В школу ─ без проблем
Север Беларуси – место озерное. Во всем, в общем-то небольшом районе, их около 80, а в городе – два. Одно находится в самом центре города, а на его берегу – школа №1, которую я окончила.
Учиться в школе нравилось. То ли в те годы учителя были не настолько завалены бумажной работой, как сегодня, то ли потому, что с детства меня интересовало все подряд – от причины возникновения шаровых молний до вопроса перемещения литосферных плит, но посещения уроков у меня проходили без проблем. Плюс мне очень нравилось читать книги. Когда в свободное время запросто можешь осилить книгу в 300-400 страниц, то прочитать параграф и литературу по домашнему заданию в подлиннике – это дело простое. Кроме того, чтение повышало общую грамотность. Любимыми школьными предметами были – математика (хотя звезд я по ней не хватала), география, химия (опять же, давалась нелегко, но оставалась необыкновенно таинственной наукой вплоть до 11 класса), частично литература, биология (программа старших классов – анатомия, генетика, экология). Неплохо давался и немецкий язык.
Думаю, что мне очень повезло с одноклассниками: некоторые из них были просто незаурядными людьми, с подавляющим большинством было интересно общаться. Почти все учителя классно (и с душой, но без фанатизма) вели свои предметы, что тоже привлекало в школу. Кроме того, значительная часть моей жизни была занята музыкой.
Внешкольные увлечения тоже бывают очень важными
Помимо музыкальной школы, я посещала и эстрадную студию. Выступала много. Какое-то время родители возили меня заниматься вокалом музыкальное училище. Короче, занималась музыкой довольно много. Но в дальнейшем с ней жизнь не связала, о чем жалею до сих пор.
Причины тому были две. Во-первых, меня для дальнейшего обучения вокалом нужно было отпустить учиться в другой город (такая возможность была с класса с 7), на что мои родители не рискнули решиться. Из этого следует вывод № 1: детей нужно с самого детства приучать к самостоятельности, чтобы не бояться их потом отпустить. Сейчас я, имея уже своих детей, понимаю, что это неимоверно сложно, но… Каждый имеет право на свои ошибки.
Во-вторых, я очень стеснялась своей этой внешкольной активности. Из чего следует вывод № 2: вы – это всего лишь вы, не больше и не меньше. И если вы не горите тайным желанием кого-то ни за что убить (утрированно говоря), то все остальное абсолютно неважно.
Выбор направления и подготовка
В результате, к 11 классу, оставив (как я думала, временно) музыкальное направление, я определилась, что меня есть несколько путей дальнейшего продолжения учебы. Варианты были следующие: факультет журналистики, лингвистический университет, как вариант рассматривалось какое-либо направление по химическому профилю. Поступать или нет в университет ─ такого вопроса не стояло. Это как-то просто витало в воздухе: и дома, и в школе, и среди моих знакомых и одноклассников.
Журфак – это была моя маленькая мечта. Мне все было интересно, и мне нравилось собирать информацию из разных источников. Кроме того, работа журналистом по мере собственного профессионального развития подразумевала для меня знакомство с новыми интересными людьми из разных сфер, поездки в новые места. Но… на тот момент не хватило смелости хотя бы попробовать свои силы. Почему-то казалось, что у меня ничего не получится. Как мне кажется сейчас, я тогда ошиблась. И уже годы спустя сделала следующий вывод – в общем-то, тривиальный (вывод № 3): хочешь – попробуй хотя бы раз сейчас, чтобы тысячу раз не жалеть потом.
Лингвистический как-то сразу отпал. Еще в школе были проблемы с учительницей по-немецкому. Вдаваться в подробности не буду, но она даже как-то меня шантажировала, что если я не пойду на олимпиаду, то не получу за четверть «9». Подход, конечно, просто не подлежит обсуждению.
Родители нашли мне каким-то образом репетитора в Минске. Точно не помню, но он был, кажется, заведующим какой-то кафедры в этом же университете. Пару раз съездила к нему на занятия, и поняла – заниматься с ним я не буду. Помимо абсолютно скучных занятий (наверное, это была ошибка родителей ─ нанимать преподавателя вуза), он не внушал мне ну ни капли уважения. В результате, вернувшись из Минска в очередной раз, я заявила родителям уже обдуманный мной по дороге вариант – я иду на биологический в БГУ (Белорусский государственный университет). Заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы, так сказать…
В этом варианте мне нравилось следующее: химический уклон (который нравился изначально, но я боялась, что химфак я не потяну), возможность изучать «высшую биологию» (мое собственное обозначение анатомии, экологии и генетики вместе взятых). На мое мнение оказал влияние также весьма уважаемый человек, который уже на этом же факультете. Был и еще фактор. Был уже конец декабря, и до вступительных экзаменов оставалось только полгода. «На крайний случай, разберусь потом», ─ решила я.
Репетитора у меня было два – по химии и биологии. Русский язык без проблем изучался в школе на факультативе, и на тестировании он был сдан без проблем на «9». По поводу репетиторов. По моему мнению, если у вас проблем в школе нет, репетитор по биологии нужен только для натаскивания по решению задач. Сегодняшнее тестирование реально сдать на 7-8 баллов без проблем, занимаясь самому. Примеров решения тестов масса – и в книжном варианте, и в интернете можно найти. Было бы желание. Для меня репетитор по биологии был просто выбрасыванием денег на ветер.
Химия – другое дело. Классный репетитор, после часа занятий с которым ты выходишь, как выжатый лимон, ─ вот с чем мне повезло. И это только ее заслуга ─ моя «9» на экзамене в вузе.
Очень помогли сокращенные (шли в течение 2 недель) курсы при БГУ. Особенно в плане биологии. За несколько занятий в голове был наведен полный порядок, все темы разложены по полочкам.
Экзамены на биологический факультет БГУ
Документы подавала на биологический факультет БГУ (биология, направление «биотехнология» - сказалась любовь к генетике). В 2004 году конкурс там был высоким.
Как уже было сказано выше, проблем с экзаменами не было. Волновалась, конечно, ночами занималась. Понимала, что проходной бал высокий – 26 из 30. Представляла себе олимпиадников, которые позанимали уже, наверное, половину мест.
Но все волнение ─ это нормально. У меня было два морально поддерживающих фактора, помимо общераспространенных (друзья, родители и т.д.). Первое – я уже прониклась все атмосферой предстоящей вступительной кампании на курсах – и она уже не так пугающе на меня действовала, второе ─ мой молодой человек, который учился на тот момент уже в Минске, снял с меня все оргвопросы по поиску аудиторий и т.п., что было тоже важно.
Поступление прошло без проблем. Остаток того лета я проработала у себя в городе, помогая маминой знакомой. В конце лета позвонила своему знакомому с биологического: « Скоро встретимся!». «А ты как рисуешь вообще, хорошо?» ─ прозвучал вопрос, который я не сразу поняла…
Обучение на биофаке БГУ
Учебу на биофаке БГУ вспоминаю добрыми словами. Первым, что поразило меня, было ну просто удивительно уважительное отношение к тебе преподавателей, спокойная атмосфера, очень доброжелательная. Студенты ─ в общей массе своей девушки, процентов 30-40 парней. И все - нормальные, интересные люди. Никакого зазнайства, блата, хамства (для меня это важно). Окружающая обстановка – новое, светлое здание, расположенное за городом возле лесного массива. Птицы с утра поют так, что закачаешься. Впрочем, это, наверное, для тех все просто, кто живет рядом в общаге, а вот для остальных первое время непросто привыкнуть ездить на окраину города каждый день.
Но это мелочи. Главное, что той осенью в будни я каждое утро с нескрываемым удовольствием бодро шагала на пары, где меня ждали новые знания и мои новые приятные знакомые.
О самом биофаке
Сразу оговорюсь, что учеба проходила не только здесь. Мы частенько занимались в недалеко расположенном здании факультета радиофизики, где остались старые лаборатории биофака. Также на первом и втором курсу по полгода раз-два в неделю посещали химический факультет БГУ.
Но свой биофак любили, по-моему, многие. Просторные, чистые, светлые аудитории (1 этаж), лаборатории и учебные кабинеты нескольких кафедр (2,3 и 4 этажи). Новое оборудование, знающие, доброжелательные преподаватели – что еще нужно для отличной учебы?
Ребята, которые на первых 2-х курсах очень хорошо осваивали иностранный язык, как и обещалось, смогли уехать на полгода на стажировку в страны ЕС. Одним из них был мальчик из моей группы.
Обучение – что оно собой представляет
Мой знакомый не зря спросил меня после поступления про то, хорошо ли я рисую. Хотя важно не то, что ты хорошо рисуешь. Рисовать ты будешь. Первые два курса – общеобразовательные, как и везде. Изучаются различные отделы растительного и животного мира, и также высшая математика, философия, языки (в том числе латынь) и др. Основной упор – на занятия по основным предметам, где новоиспеченные студенты с помощью преподавателя изучают препараты живых объектов. А нужно, и вскрывают их (да-да, режут). А потом зарисовывают. В биологической науке это часть будущих отчетов. Второй курс – это выбор специализации. Кафедры – анатомия и физиология человека и животных, кафедра биохимии, кафедра генетики, кафедра физиологии растений, кафедра микробиологии…
С выбором кафедры, где ты будешь заниматься своей первой научной работой, нужно определиться в конце второго курса. На решение даётся месяц. К слову, некоторые мои однокурсники посещали кафедры еще с первого курса. Для этого нужно было всего-то подойти на кафедру и найти себе научного руководителя, который готов с вами, такими зелеными, поработать. Но поскольку преподаватели на биофаке – люди в большинстве своем душевные, неконфликтные (правда, строгие), то проблем с ранним началом своей научной карьеры, на сколько я знаю, не возникало ни у кого. Первое, к чему нужно быть готовым, - это изучение литературы. В большом количестве.
Ну и после такого исторического решения – выбора кафедры – весь биофак на лето уезжает… гулять. Да-да, вы не ослышались. Прямо с преподавателями.
Дело в том, что как на всех факультетах естественно научного плана, на биофаке предусмотрена летняя практика. И если на первом курсе она мирно протекает в аудиториях над определителями и с микроскопом, включая нередкие экскурсии за материалом для гербария или коллекции насекомых, то на втором проводится на летней базе в г. Воложин.
На целых две недели есть возможность уехать с друзьями-однокурсниками на природу. База находится за городом, рядом есть речка, т.е. купаться можно в любое время суток. Никакого комендантского часа, разумеется, нет. Но если у вас на 5 утра назначена экскурсия, где придется оттопать километров 6, а то и больше, то разумнее будет лечь не в 2 часа ночи.
Конечно, не стоит забывать об учебе. Протекает она и здесь очень активно. Изучение местной фауны, экосистемы леса ─ вот что вам предстоит.
С третьего курса начинается «истинная» учеба. Предметы становятся более узкоспециализированными, появляются специфические курсы. Селекция продуцентов, например. Начинается активное изучение генома бактерий и его особенностей ─ последовательностей, различных способов регуляции продукции биологически активных веществ.
По опыту могу сказать, что 3 курс ─ самый сложный. Основная масса студентов из нашей группы вылетела именно на нем. В отличие от первых двух курсов, где учеба не отнимает так уж много времени (у меня уходило в среднем 2-3, редко 4 часа в день на подготовку), на 3 учиться нужно практически круглосуточно. А еще обязательно посещать лекции. Проблема не только в том, что нужно освоить большой объем ранее не встречаемой информации. Большинство биотехнологических исследований, их история и результаты не переведены на русский язык. Учебников, как таковых, где была бы дана нужная информация, попросту нет. Это значит, что интернет и библиотека не смогут вам помочь, если вы что-то не поймете на лекции.
Очень хорошо помню картину с 3 курса. Я сижу на кровати и учу, через день коллоквиум. На коленях конспект, и вся кровать в раскрытых книгах. Особенно нравилась одна, с лист формата А4, объемом 400-500 страниц, принадлежащая перу зарубежных авторов. Большая, но очень нужная…
На 3 курсе продолжается изучение биотехнологий, биологически активных веществ, принципов работы с микроорганизмами и каллусными культурами, особенностей генома. Тогда же появляется новый предмет, который продолжается до 5 курса. Называется «спецпрактикум по специализации». На нем изучаются узкоспециализированные методики на кафедре, которую вы себе выбрали. Например, изучается содержание ферментов в печени крыс, их активность. К слову, для проведения экспериментов ─ увы и ах ─ используют животных (надо же на чем-то учится). Обычно это крысы. Их обезглавливают (не волнуйтесь, делать это вас никто не заставит), препарируют, измельчают нужный материал (например, ту же печень) и исследуют. Не очень приятно, но необходимо. И к этому быстро привыкаешь.
Основная учеба после 3 курса переходит в лабораторию, где студенты занимаются и в свободное от учебы время. Там же параллельно и общаются. Идет подготовка к курсовым (на 3 и 4 курсе они сдаются в 2 частях ─ теоретической и практической).
Такой расслабленно-сосредоточенный темп сохраняется до конца 5 курса. Обычно последние полгода занятий уже никаких нет.
И еще: в конце 4 курса появляется возможность сдать экзамен по химии для получения соответствующей специальности в диплом. Очень советую, если ваши дальнейшие планы после университета будут связаны с работой в лаборатории крупного промышленного предприятия.
В целом, образование на биофаке дается хорошее тому, что хочет его получить. Предпосылки есть все. Другое дело – работа. Еще с курса 3 нам преподаватели открыто сказали, что они «растят из нас специалистов широкого профиля». И хоть направление «биотехнология» в университете есть уже несколько лет, но первое биотехнологическое предприятие в Беларусь открылось только в 2010 году. Основная масса студентов распределяется работать в лаборатории промышленных предприятий, где все делается по старинке и те знания, которые ты получил, практически не нужны. Думаю, через лет 10 ситуация поменяется. Но пока рано о чем-то говорить.
По моему глубокому убеждению, если вы хотите посвятить свою жизнь науке или после окончания университета решили пойти работать в лабораторию, то биофак – это то, что вам нужно.
Учеба в БГУ и моя жизнь: параллели
Как вы, наверное, поняли, учиться мне очень нравилось. Это был новый, таинственный, высокотехнологичный мир нового развивающегося в мире направления.
С третьего курса я заинтересовалась изучением полезных свойств растений, точнее, их противомикробного действия. Похожая работа была и у еще одной девушки из моей группы, и мы работали вместе. У нас была единственная дипломная работа на стуке двух кафедр (биохимия ─ микробиология), т.е. общие практические навыки давались так, что любой студент с кафедры биохимии, например, хорошо владел навыками работы с бактериальными культурами (как было в нашем случае) и каллусами. Работа была творческой. Поскольку мы выбирали тему сами, то и отдача была соответствующей. Получали колоссальное удовольствие! Кстати, результат исследования был положительный.
После окончания вуза эта девушка (она теперь моя близкая подруга) пошла работать по специальности, а я ─ нет. Главной причиной тому, наверное, было то, что после 3 «боевого» курса я вышла замуж. Приоритеты несколько сместились, плюс после окончания нужно было ехать по распределению с мужем (его распределили раньше меня) в небольшой городок Смолевичи, где на тот момент не было работы по моей специальности. Работа была только в школе учителем.
Чуть позже мы перебрались в другой город, где я работала вначале в лаборатории качества в местном центре эпидемиологии, а затем в ЖЭСе – инженером-экологом. Но ни одна, ни вторая работа не были для меня интересны. Статичность, изо дня в день повторяемые действия, постоянная отчетность ─ это не для меня. Поэтому мне кажется, что я не зря не пошла работать по специальности. Во-первых, я теоретик и с практикой мне тяжело не смотря на то, что практическими навыками я владею отлично. Во-вторых, я не переношу однообразия. Работа по моей специальности, где можно получать более или менее нормальную зарплату (500-700 дол.) – это работа, грубо говоря, на заводе. Однообразная и неинтересная. Работа в исследовательских институтах это другое дело. Но… Здесь уже пришлось выбрать между семьей и работой. Она в данном случае требует определенной самоотдачи. И времени.
Поэтому с недавних пор я с удовольствием сижу в декрете. И ищу ее. Свою любимую работу. И, кажется, уже начинаю ее находить.
Еще на биофаке, помимо увлечения фармакогнозией, меня привлекло еще одно направление ─ анатомия и биохимия человека. Мне доставляет удовольствие писать статьи о медицине, где зачастую требуются узкоспециализированные знания. Уже появилось предположение, что это и будет мой основной источник дохода после выхода из декрета. Что ж, посмотрим.
Могу сказать одно. Те мои знакомые и друзья, которые искали свое призвание, поменяв при этом не одно место работы, в результате его нашли. Пусть и не всегда они шли верной дорогой.