THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Критерии, по которым контролеры составляют план проведения выездных налоговых проверок, изложены в Концепции и являются общедоступными. Причем недавно в нее были внесены поправки. Рассмотрим, какова вероятность для сельхозорганизаций попасть в такой список с учетом последних изменений.

Общие правила

Итак, приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (далее - Концепция) был поправлен. Коррективы внесены приказом ФНС России от 8 апреля 2011 г. № ММВ-7-2/258@ в приложения № 3 и № 4 к приказу № ММ-3-06/333@. В Концепцию добавили данные за 2010 год по налоговой нагрузке по видам экономической деятельности (в %) и рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов по видам экономической деятельности (в %).

Критерии для самостоятельной оценки риска назначения выездной налоговой проверки следующие.

1. Налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой (по виду деятельности).

2. Отражение в отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (в течение двух и более лет).

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм вычетов по НДС.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации.

5. Выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

6. Неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять спецрежимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в инспекциях в связи с изменением местонахождения («миграция» между инспекциями).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Отметим, что всю имеющуюся информацию контролеры рассматривают в совокупности. То есть, если предприятие подпадает под один или несколько критериев, приведенных в Концепции, это не означает, что она непременно попадет в список проверяемых организаций. Далее мы рассмотрим те критерии, которые наиболее интересны для сельского хозяйства.

Особенности при общей системе налогообложения

Во-первых, для сельхозорганизаций актуален критерий о значительных суммах вычетов по НДС (доля вычетов от суммы начисленного с базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев). Он, разумеется, является общим для всех организаций, но специфику деятельности конкретных отраслей не учитывает. А ведь в сельском хозяйстве многие операции по реализации продукции облагаются по ставке 10 процентов, в то время как приобретаемые материалы, работы и услуги, по которым «входной» налог принимается к вычету, облагаются по ставке 18 процентов. Если подходить к рассматриваемой ситуации формально, то большинство сельхозорганизаций подпадают под критерий «89 процентов». Однако в связи со спецификой сельхоздеятельности чиновники рекомендуют сделать перерасчет так, если бы выручка от реализации облагалась по ставке 18 процентов, и уже к полученному результату применить рассматриваемый критерий.

>|Интервью с чиновником на тему назначения выездных налоговых проверок опубликовано в журнале «Учет в сельском хозяйстве» № 1 на стр. 12. Его электронная версия размещена на нашем сайте (www.otraslYchet.ru).|<

Поясним сказанное на примере.

Пример 1.
ООО «Восход» применяет общую систему налогообложения. Предположим, что за II квартал 2011 года выручка (без учета НДС) от реализации молока, скота в убойном весе и мяса составила 2 800 000 руб., выручка от реализации покупных активов - 90 000 руб. При этом в указанный период были приобретены семена на сумму 1 100 000 руб. (в том числе НДС - 100 000 руб.), ГСМ на сумму 1 416 000 руб. (в том числе НДС - 216 000 руб.), запчасти на сумму 236 000 руб. (в том числе НДС - 36 000 руб.), прочие материалы, работы и услуги на сумму 177 000 руб. (в том числе НДС - 27 000 руб.). Таким образом, за II квартал по реализации был начислен налог:

2 800 000 руб. х 10% + 90 000 руб. х 18% = 296 200 руб.


А вычеты по налогу составили:

100 000 руб. + 216 000 руб. + 36 000 руб. + 27 000 руб. = 379 000 руб.

Для упрощения примера допустим, что авансов от покупателей в течение квартала не поступало, равно как и не было продаж по ранее полученным авансам. В этом случае по итогам квартала НДС в размере 82 800 руб. (379 000 - 296 200) будет заявлен к вычету.

Налог с операций по реализации по условному перерасчету составит:

(2 800 000 руб. + 90 000 руб.) х 18% = 520 200 руб.


Вычеты по налогу в процентном соотношении составляют 72,9 процента (379 000 руб. / 520 200 руб. х 100%). То есть в данном случае вычеты по налогу значительно ниже «критического» показателя. Кроме того, согласно Концепции этот критерий оценивают по данным не за один квартал, а за четыре квартала.

Еще один критерий - налоговая нагрузка. Ее определяют как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности инспекций и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. За 2010 год по сельскому хозяйству этот показатель составил 4,2 процента. В составе налогов будет учитываться налог на прибыль, на имущество, транспортный, земельный налог и пр.

>|Для расчета налоговой нагрузки можно взять суммы к уплате по данным годовых деклараций за 2010 год, а выручку взять из Отчета о прибылях и убытках за 2010 год. Статистические данные по налоговой нагрузке по отраслям и по рентабельности приведены в приложениях № 3 и № 4 к приказу № ММ-3-06/333@.|<

Пример 2.

ООО «Золотой колос» за 2010 год начислило налоги в размере 330 000 руб., выручка от реализации составила 6 000 000 руб. Тогда налоговая нагрузка будет равна 5,5 процента (330 000 руб. : 6 000 000 руб. х 100%).


Кроме того, рассматривается критерий по отклонению рентабельности по данным бухучета от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики. Во внимание принимается отклонение в сторону уменьшения на 10 процентов и более. Причем, во-первых, рассматривают рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости). Во-вторых, также определяется рентабельность активов - соотношение сальдированного финансового результата и стоимости активов организаций.

По данным за 2010 год, для сферы сельского хозяйства рентабельность продаж составила 10,3 процента, а рентабельность активов - 3,4 процента (оба этих показателя подросли по сравнению с 2009 годом).

Особенности при применении спецрежимов

В данном случае речь идет о неоднократном приближении к предельному значению величин показателей, позволяющих применять спецрежимы (менее 5% к предельному значению два и более раза в течение календарного года).

Если организация уплачивает сельхозналог

По общему правилу уплачивать единый сельскохозяйственный налог могут организации, которые отвечают критерию «70 процентов», установленному в статье 346.2 Налогового кодекса РФ. В данном случае предельным будет показатель 73,5 процента (70% х 1,05).

Поскольку при этом спецрежиме доходы и расходы определяются кассовым методом согласно статье 346.5 Налогового кодекса РФ, сельскохозяйственному предприятию до окончания года целесообразно отслеживать долю выручки от реализации собственной продукции в общем объеме доходов и по возможности регулировать этот показатель.

Если предприятие на «упрощенке»

Здесь возможным основанием для проверки может послужить неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса РФ показателей, необходимых для применения «упрощенки»:

Доля участия других организаций - не более 25 процентов (то есть критичным будет значение 23,75% (25% х 0,95));

Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период - не более 100 человек (95 человек уже пограничная величина (100 чел. х 0,95));

Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не более 100 млн руб. (под критерий попадает 95 млн руб. (100 млн руб. х 0,95));

Предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода, составляет не более 60 млн руб. Критическое значение - 57 млн руб. (60 млн руб. х 0,95).

>|Предельный размер доходов по итогам отчетного (налогового) периода определяют в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.|<

Важно запомнить

Возможные критерии для назначения выездной налоговой проверки агропредприятия при общем режиме налогообложения - значительная доля вычетов по НДС, а для плательщиков сельхозналога - приближение к показателю «70 процентов».

Статья напечатана в журнале "Учет в сельском хозяйстве" №6, июнь 2011 г.

Есть мнение, что участие в налоговой проверке укрепляет профессиональные навыки бухгалтера. Исходя из этого суждения, смеем предположить, что основательная подготовка к ней придется весьма кстати. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (в редакции от 10.05.2012) была утверждена Концепция, согласно которой, организация попадает под проведение выездной налоговой проверки в том случае, если она соответствует одному из двенадцати критериев, прописанных в ней.

Согласитесь, сам факт налоговой проверки - событие отягощающее. Еще более неприятное явление – это ее ожидание. ФНС, когда издавала Приказ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», не предусмотрела возможность для юридических лиц знать наверняка, состоится эта проверка или нет. Критерии, прописанные в ней, являются своего рода ориентиром для компаний. Если вы движетесь в «нужном» для ФНС направлении (в каком – поговорим ниже), то вы, возможно, не будете встречать налоговых инспекторов на пороге и угощать их чаем с печеньем. При этом ФНС не дает никаких гарантий, что полное соответствие этим 12 критериям вас от чего-то обезопасят.

Дюжина критериев как «гарант» стабильности

С точки зрения штатного работника бухгалтерии, неискушенного в общении с контролирующими органами, скорее всего, следует, что соблюдение всех правил ведения хозяйственной деятельности станет залогом положительных отношений с ними. Как бы не так.

    Налоговая нагрузка должна равняться или же превышать среднеотраслевые показатели в регионе.

    Другими словами, налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов к обороту (выручке) по показателям, отраженным в бухгалтерской отчетности. В большинстве своем, этот критерий применим к компаниям, применяющим ОСНО. Если показатель будет ниже среднеотраслевого, то ФНС это будет принято к сведению и, вполне возможно, инспекторы нагрянут именно к вам. Возможно, вас заинтересуют предельные величины отклонений, на которые

    Налоговая может «закрыть глаза»? Скажем так, они существуют, но знает их только избранный круг людей из числа сотрудников ФНС. Дело в том, что эти показатели не опубликованы в открытом доступе по понятным причинам, ибо велик соблазн хозяйствующим субъектам ориентироваться только на них. Эта ситуация чем-то схожа с правилами ПДД, в которых прописан скоростной режим в населенных пунктах. Так, разрешенные 60 км/ч (среднеотраслевое значение) могут быть превышены без наказания не более чем на 20 км/ч (показатель предельно допустимого отклонения). Отличие в том, что про 20 км/ч знают многие, чего нельзя сказать о величине отклонений.

    Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких лет

    Этот критерий можно признать, как верный повод посетить именно вашу компанию. С точки зрения ФНС может показать весьма подозрительным, что организация осуществляет свою хозяйственную деятельность «в минус» на протяжении нескольких лет. Между прочим, в эти 2 и более года не входит 2008 год, если бесприбыльная деятельность организации имеет под собой объективные причины. Странно то, что тот самый кризис длился еще и в 2009 году, однако, его Налоговая служба все равно проверяет.

    Налоговые вычеты за текущие 12 месяцев «зашкаливают»

    Если быть точными, то речь идет о 89% вычетов по НДС к сумме начисленного налога. Многие компании активно применяют практику возврата НДС с организациями, применяющими ОСНО, что позволяет вернуть им до 18% своих затрат с каждого проведенного платежа. К сожалению, если эта практика имеет место быть в вашей компании, то выездной налоговой проверки будет не избежать с наибольшей долей вероятности.

    Растущие расходы и уменьшающиеся доходы с реализации товаров, работ и услуг

    В данном случае проблема может усугубиться, если налоговая отчетность будет иметь несоответствия с вашей финансовой отчетностью. Скажем прямо – именно это допущение может стать поводом для серьезных разбирательств в вашей хозяйственной деятельности. Если же у фирмы всего лишь «переходный период» и она проводит у себя структурные изменения (например, ищет новые рынки сбыта, а для этого ей требуется больших штат сотрудников, но пока «много не заработали», поэтому и траты существенно превышают доходы), то для налоговых инспекторов потребуются документальные подтверждения этим процессам.

    Зарплаты сотрудников ниже среднего показателя по региону

    В данном случае, речь идет о каждой отдельно взятой должности. К примеру, бухгалтер в вашем регионе получает в среднем 25000 рублей в месяц, а в вашей компании по едва ли объективным причинам – 18000 рублей в месяц, то налоговая инспекция имеет право усомниться в «порядочности» фирмы. Разумеется, несоответствие в уровне заработных плат должно носить массовый характер по всей компании, а не выплаты для отдельных сотрудников. Ответственное лицо, в чьем ведении находится установка этого уровня, может получить достоверную информацию о среднестатистических показателей по региону из разных источников. Перечислим их:

    Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

    Информация об адресах Интернет-сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат) находится на официальном Интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) ;

    Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.);

    По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации);

    Официальные Интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Обороты организации, применяющей спецрежим, граничат с максимально допустимым пределом.

Для недопущения налоговой проверки по данному критерию потребуется освежить в памяти сведения о максимальном объеме денежного оборота в вашей организации. К примеру, если вы применяете УСН, то с 2017 года его максимальный уровень составляет 20 млн. рублей против 6 млн., которые имели место до вступления в силу соответствующих изменений. Следовательно, тем, кто был вынужден перейти на менее выгодный ОСНО еще в 2016 году, смогут при желании вернуться на «упрощенку». Не стоит забывать, что если ваши обороты при УСН приближаются к 20 млн., то как раз по этой причине вашу фирму может посетить инспектор для проверки финансовой документации.

  • Критерий для ИП: соотношение расходов и доходов от ведения хозяйственной деятельности.
  • Для ФНС будет важно понимать, сколько денег заработал индивидуальный предприниматель и сколько он потратил. Момент: доля профессиональных налоговых вычетов, поименованных в ст. 221 НК РФ, в общей сумме доходов не должна превышать 83%.

  • Построение «сложных» схем хозяйственной деятельности
  • Сотрудники Налоговой инспекции могут узреть намек на «отмывание денег» или уклонение от уплаты налогов еще и в том случае, если ваша организация выстраивает так называемые «цепочки контрагентов» без очевидной на то причины. Речь идет в данном случае о перекупщиках.

  • Игнорирование обращений ФНС
  • Если в вашу организацию неоднократно поступали письма от ФНС или прочих уполномоченных органов, и они остались с вашей стороны без ответа, то вероятность внеплановой выездной налоговой проверки возрастает в разы.

  • Частые смены инспекций
  • При образовании юридического лица ваша организация была зарегистрирована в ИФНС. В случае, когда смена территориального органа происходила более двух раз, к вам могут нагрянуть сотрудники Налоговой, ибо сам факт этих «миграций» для фискального органа выглядит более, чем сомнительным.

  • Существенные отклонения рентабельности продаж или активов от среднеотраслевых показателей
  • С показателями рентабельности можно ознакомиться в Приложении №4 описываемой нами Концепции. Имейте в виду, что максимальное отклонение этого показателя не должно превышать 10%.

  • Ведение хозяйственной деятельности с высоким уровнем риска
  • Достаточно понятно и наглядно «высокорискованную» хозяйственную деятельность описали на сайте ФНС в 2015 году. Данный критерий априори применим к вашей организации, если такая деятельность имеет место.

    О чем «молчит» Концепция

    Мы озвучили и разобрали с вами все 12 критериев, на которые опирается ФНС в принятии решения об осуществлении выездной налоговой проверки, и теперь подводим итоги. С одной стороны сам факт вышеупомянутого нами приказа говорит о том, что Налоговая служба всячески помогает фирмам избежать лишнее внимание к себе. Можно ли такую «помощь» назвать настоящей? Отчасти, конечно, да. Но что мы имеем на деле? Как вы успели обратить внимание, организация начинает вызывать «интерес» у Налоговой службы, когда ее финансовые показатели в большую или меньшую сторону выделяются из общей картины.

    В Концепции ни слова не сказано о том, как избежать проверки, когда дела в фирме «идут в гору» и прибыль стремительно растет из квартала в квартал. Если руководствоваться этой логикой, то любая благополучная компания автоматически становится объектом для подозрений, а со стороны это выглядит крайне неприятно. Собственно, чему мы удивляемся, когда зарубежные инвесторы не хотят иметь дела в России?

    Также Концепция ни в коей мере не сообщает, скольким критериям необходимо соответствовать, чтобы быть включенным в список на «выездную», что также наводит на мысли, что ФНС выгодно, когда хозяйствующие субъекты ошибаются. Это все было бы очень смешно, если бы не было так грустно. Все же рекомендуем нашим читателям следить за последними изменениями в законодательстве, в частности, по вопросам налоговых проверок. Любое нововведение может однажды напрямую коснуться именно вашей организации и тогда будет необходимо предпринимать какие-то действия

    Желаем нашим клиентам по услуге «аренда 1С Бухгалтерия » успешной сдачи всех проверок, а еще лучше, чтобы их не было!

    Провести выездную налоговую проверку (далее - ВНП) налоговики могут абсолютно в любой организации и у любого индивидуального предпринимателя. Однако дело это затратное, требующее немалого количества времени. Поэтому контролирующие органы приходят с ВНП в первую очередь к тем, чья деятельность вызывает вопросы.

    Еще в 2007 году ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (п. 1 Приказа ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). В ней установлено, какие финансово-экономические показатели деятельности должны проанализировать инспекторы (исходя из имеющейся у них информации), чтобы оценить необходимость проведения ВНП у того или иного налогоплательщика. Концепцией определены также критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

    Напомним, что период выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 2 месяца, но может быть продлен до 4 месяцев, в а некоторых случаях - и до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

    Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

    Отбор организаций и ИП для проведения ВНП проводится по итогам (разд. 3 Концепции

    • анализа сумм исчисленных и уплаченных налогов. Благодаря ему налоговики могут не только проконтролировать соответствие уплаченных сумм начисленным, но и проследить динамику налоговых платежей. Нисходящий тренд начислений наверняка насторожит контролеров;
    • анализа показателей налоговой и бухгалтерской отчетности. По ней можно отследить отклонения показателей деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды, или от среднестатистических показателей, а также выявить несоответствия между сведениями, представленными плательщиком, и сведениями, имеющимися у специалистов ИФНС;
    • анализа факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

    Вместе с тем, сначала налоговики берут на карандаш тех плательщиков, которые по информации налогового органа участвуют в схемах ухода от налогообложения, схемах минимизации налоговых обязательств, либо предположительно совершили налоговые правонарушения. А потом уже оценивают показатели деятельности остальных.

    Критерии оценки рисков в концепции планирования выездных налоговых проверок

    Концепция планирования выездных налоговых проверок включает в себя также общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. То есть любая организация, опираясь на приведенный перечень критериев, может оценить, высока ли вероятность того, что в скором времени к ней придут с ВНП. Среди таких критериев поименованы (разд. 4 Концепции , утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):

    • ниже ее среднего уровня по другим аналогичным организациям (ИП) в определенной отрасли;
    • убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности по итогам нескольких налоговых периодов. На практике инспекторы нередко просят предоставить пояснения возникновения убытков. И если доводы в пояснении будут выглядеть убедительно, ВНП может и не состояться;
    • существенные суммы налоговых вычетов в отчетности. А именно сумма вычетов по НДС, составляющая 89% или более от начисленного НДС;
    • более высокий темп роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации. Если расходы растут быстрее, чем доходы, значит, возможно, плательщик пытается уменьшить свои налоговые обязательства не совсем честным путем;
    • среднемесячная зарплата работников налогоплательщика ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности в регионе, где он ведет деятельность. Это может свидетельствовать о выплате зарплаты в конвертах, и как следствие, о недополученном НДФЛ;
    • показатели деятельности налогоплательщика на грани соответствия предельным значениям, соблюдение которых обязательно для применения спецрежима. К примеру, по объему доходов за налоговый период при применении УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ);
    • указание ИП суммы расхода, максимально близкой к сумме его дохода, полученного за календарный год;
    • заключение плательщиком договоров с перекупщиками или посредниками без разумных для этого экономических причин;
    • непредставление налогоплательщиком пояснений в ответ на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, непредставление запрашиваемых документов или предоставление им информации об их утрате (уничтожении, порче и т.п.);
    • неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения («миграция» между инспекциями);
    • заметное отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для соответствующей сферы деятельности по данным статистики;
    • ведение деятельности с высоким налоговым риском.

    Вопросы о причинах назначения выездных налоговых проверок и периодичности их проведения не перестают волновать налогоплательщиков. Как узнать, заинтересуются ли ревизоры деятельностью хозяйствующего субъекта и начнется ли в ближайшее время в отношении него выездная проверка? Как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора?

    В помощь налогоплательщикам контролирующие ведомства регулярно выпускают разъяснения, касающиеся названных вопросов. Опираясь на них, автор статьи раскрывает некоторые тонкости процедуры отбора организаций для проведения в отношении них выездных налоговых проверок.

    НК РФ о выездной проверке.

    В силу пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ в обязанность налоговых органов входит контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Одной из форм такого контроля является в отношении хозяйствующего субъекта, право на проведение которой прямо закреплено в пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ.

    Порядок проведения выездных проверок, сроки и периодичность их проведения регулируются ст. 89 НК РФ. Согласно п. 5 данной статьи налоговые органы не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, так же как не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за некоторым исключением).

    Минфин в Письме от 14.02.2017 № 03-02-08/7955 подчеркнул, что основной задачей налогового контроля является соблюдение баланса интересов государства и бизнеса. С одной стороны, снижается давление на добросовестных налогоплательщиков, своевременно и в полном объеме исполняющих обязательства перед бюджетом, а с другой – обеспечивается неотвратимость наказания для тех, кто сознательно уклоняется от уплаты налогов и нарушает налоговое законодательство.

    Одна из главных установок фискалов на сегодняшний день – проведение оптимального количества выездных налоговых проверок. Для этого постоянно совершенствуется своевременная система налогового контроля и администрирования, которая построена на основе аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

    Отбор кандидатов для проведения проверки.

    Выездные проверки не проводятся сплошным методом. Инспекция путем анализа информации о деятельности налогоплательщика осуществляет отбор заинтересовавших ее кандидатов. Результатом проводимой аналитической работы является включение налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок. Об этом финансовое ведомство напомнило в Письме от 15.02.2017 № 03-02-07/1/8547.

    Чиновники также указывают, что основным документом, использующимся в аналитической работе налоговиков, является Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (далее – Концепция). Она определяет 12 критериев налоговых рисков, по которым осуществляется отбор.

    Для чего нужен самоанализ?

    Немаловажно, что критериями рисков могут воспользоваться наравне с налоговыми органами сами налогоплательщики, чтобы провести оценку своей деятельности и уточнить налоговые обязательства, не дожидаясь проведения выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 21.02.2017 № 03-02-07/1/10004). Данные критерии являются общедоступными.

    К сведению.

    Критерии рисков размещены на сайте ФНС (www.nalog.ru) и регулярно обновляются. ФНС рекомендует каждому налогоплательщику ознакомиться со сведениями, размещенными на сайте, для самостоятельной оценки рисков.

    В состав расчета налоговой нагрузки не включаются НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, а также суммы уплаченных страховых взносов (письма Минфина России от 11.01.2017 № 03-01-15/208, ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@).

    Рассчитанные таким образом показатели налоговой нагрузки сравниваются со среднеотраслевыми значениями (приведены в приложении 3 к Концепции).

    Важно, что расчет среднеотраслевых значений налоговой нагрузки в Концепции произведен ФНС с учетом поступлений по НДФЛ. Ведомство разъясняет: показатель рассчитывается как отношение всех уплаченных организацией налогов, в том числе тех, по которым она выступала в качестве налогового агента, к выручке (на сайте ФНС в разд. «Часто задаваемые вопросы» размещена финансовая консультация по вопросу: как рассчитывается критерий «налоговая нагрузка», применяемый в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок?).

    В Концепции не уточнено, за какой период следует определять данный показатель. ФНС ведет расчет за календарный год. Следовательно, в целях сопоставимости рассматриваемых показателей при расчете организацией налоговой нагрузки также целесообразно использовать соотношение уплаченных налогов и полученного дохода за год.

    Налоговая нагрузка признается контролерами низкой, если ее значение меньше средних показателей по соответствующей отрасли.

    Обратите внимание.

    Если показатель налоговой нагрузки организации ниже его среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), то в отношении него может быть назначена выездная проверка.

    Приведем примеры расчета показателей налоговой нагрузки организации, находящейся на ОСНО, и индивидуального предпринимателя, применяющего «упрощенку», для сравнительного анализа их с отраслевыми значениями.

    Пример 1.

    Организация осуществляет деятельность в сфере химического производства. Выручка за 2016 год равна 90 млн руб. Сумма уплаченных налогов составила 10 млн руб. Также организация удержала и перечислила НДФЛ с выплат работникам в сумме 250 тыс. руб.

    Значение налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере химического производства, оставляет 4,2 %.

    Налоговая нагрузка организации равна 11,4 % ((10 000 000 руб. + 250 000 руб.) / 90 000 000 руб. x 100 %), что значительно больше среднего значения по отрасли (11,4 % > 4,2 %).

    В таком случае риск возникновения интереса у инспекции к деятельности налогоплательщика предельно минимален.

    Пример 2.

    Индивидуальный предприниматель ведет деятельность в сфере ресторанного бизнеса. Полученный доход за год, согласно данным налогового учета, равен 12 млн руб. По итогам года коммерсант уплатил единый на УСНО в размере 720 тыс. руб. НДФЛ за наемных работников перечислен в сумме 100 тыс. руб.

    В сфере ресторанов и гостиниц среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 9 %.

    0 руб.) / 90 000 000 руб. x 100 %), что значительно больше среднего значения по отрасли (11,4 % > 4,2 %).

    Налоговая нагрузка предпринимателя равна 6,8 % ((100 000 руб. + 720 000 руб.) / 12 000 000 руб. х 100 %).

    Следовательно, налоговая нагрузка коммерсанта меньше, чем средняя по отрасли (6,8 % < 9 %). В таком случае налогоплательщику не избежать вопросов со стороны контролеров и дальнейшего предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности с целью включения в план выездной проверки.

    Если зарплата ниже среднего уровня по отрасли.

    В числе налоговых рисков, как отмечено выше, учитываются показатели выплаты работодателями заработной платы ниже среднего уровня по отрасли в регионе, а также ведение хозяйственной деятельности с применением схем уклонения от уплаты налогов. На это также обращено внимание в Письме Минфина России от 14.02.2017 № 03-02-08/7955.

    Как и где получить информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ? Можно обратиться к таким источникам, как:

    Фискалы отказались от тотального контроля и перешли к контролю, основанному на критериях риска, в основу которого положен комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

    Как указывается в Концепции, приоритетными для включения в план выездных проверок являются те субъекты, в отношении которых у контролеров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

    Систематическое проведение же налогоплательщиком самостоятельного анализа своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства. И если показатели деятельности, оцененные по названным в статье критериям, отличаются от установленных ФНС, то целесообразно представить налоговикам (по своей инициативе или по их требованию) пояснения, а если имеется такая необходимость – скорректировать свои налоговые обязательства в уточненной декларации, которая должна сопровождаться пояснительной запиской . Игнорировать в таком случае общение с контролерами не рекомендуем.

    Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указаны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Ряд схем построения финансово-хозяйственной деятельности с использованием цепочки контрагентов без наличия деловой цели приведен в приложении к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

    Если документы утрачены в результате форс-мажорных обстоятельств (пожара, затопления, наводнения, порчи и пр.), но не восстановлены, налоговики также будут иметь все основания для включения налогоплательщика в план проведения выездных проверок.

    Расчет показателя по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 3 к Концепции.

    Размещена на сайте ФНС России www.nalog.ru в разд. «Часто задаваемые вопросы».

    Информация об адресах интернет-сайтов территориальных органов Росстата размещена на сайте Росстата (www.gks.ru).

    Информация об адресах интернет-сайтов управлений ФНС по субъектам РФ размещена сайте ФНС (www.nalog.ru).

    Форма пояснительной записки приведена в приложении 5 к Концепции.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама