THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

По поводу того, какой именно аят Священного Корана был ниспослан последним, существуют разногласия между учёными:

1. По мнению большинства учёных, последним ниспосланным аятом является 281 аят суры «Аль-Бакара»:

(смысл): «И остерегайтесь наказания того дня [Дня Суда], в который вы будете возвращены к вашему господу; затем каждой душе будет полностью воздано за то, что она приобрела [за все благие и плохие деяния], и они не будут притеснены и обижены » (сура Аль-Бакара, 281).

Это передаёт Ан-Нисаи от Ибн Аббаса и Саида ибн Джубайра (да будет доволен ими Аллах).

Аль-Хафиз Ибн Хаджар Аль-Аскаляни об этом пишет следующее: «Наиболее достоверным мнением насчет того, что было ниспослано последним из Корана, является мнение, что это был (281 аят суры Аль-Бакара):

وَاتَّقُوا يَوْماً تُرْجَعُونَ فِيهِ إِلَى اللَّهِ ثُمَّ تُوَفَّى كُلُّ نَفْسٍ مَا كَسَبَتْ وَهُمْ لا يُظْلَمُونَ البقرة:281

(смысл): «И остерегайтесь наказания того дня… ». (сура Аль-Бакара, 281)». («Фатх Аль-Бари»)

В толковании этого аята Мухаммад Али Ас-Сабуни в книге Сафват ат-тафасир также пишет:

«Этот аят является последним, что было ниспослано из Корана. После того, как он был ниспослан, откровение (вахью) полностью было прекращено. В нем Всевышний Аллах напоминает Своим рабам о том тяжелом и трудном дне (Дне Суда) .

Ибн Касир сказал: "Этот аят является последним, что было ниспослано из Священного Корана. После того, как был ниспослан этот аят, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прожил на этом Свете всего лишь девять дней, после которых он отправился к Всевышнему Аллаху "».

2. В соответствии с другим мнением, это был 278 аят суры «Аль-Бакара»:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَذَرُوا مَا بَقِيَ مِنَ الرِّبا إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ البقرة:278

(смысл): «О вы, которые уверовали! Остерегайтесь наказания Аллаха (выполняя то, что Он повелел и, сторонясь того, что Он запретил) и оставьте то, что осталось из риба (роста), если вы (истинно) веруете во Всевышнего Аллаха » (сура Аль-Бакара, 278).

Это передаёт Имам Бухари от Абдуллаха Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах).

3. Есть еще мнение, что это был 282 аят суры Аль-Бакара:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا تَدَايَنْتُمْ بِدَيْنٍ إِلَى أَجَلٍ مُسَمّىً فَاكْتُبُوهُ وَلْيَكْتُبْ بَيْنَكُمْ كَاتِبٌ بِالْعَدْلِ ... البقرة:282

(смысл): «О вы, которые уверовали! Когда даете друг другу в долг на определенный срок, то записывайте его [долг]. И пусть записывает то, что между вами в этом деле, справедливый надёжный писец, [который не склоняется ни к одной из сторон]… » (сура Аль-Бакакра, 282).

Об этом передаёт Ибн Джарир от Саида ибн Мусайяба (да будет доволен им Аллах).

Однако Имам Ас-Суюти в своей книге «Аль-Иткан» объединил эти три мнения и сказал:

«По-моему, нет несоответствия между этими мнениями, согласно которым каждый из этих трех аятов (278, 281 и 282 аяты, суры Аль-Бакара) считается последним из того, что было ниспослано из Корана. Ибо очевидно, что все три аята (то есть 278, 281 и 282 аяты, суры Аль-Бакара) были ниспосланы одним разом в том порядке, в каком они расположены в Коране, и в них рассматривается один общий вопрос. А каждый из передатчиков рассказал часть из этого, указав, что именно эта часть является последней, что было ниспослано из Священного Корана ».

Имеется еще несколько версий относительно аята, который был ниспослан последним, из которых стоит выделить мнение, согласно которому последним, что было ниспослано из Корана, считается 3 аят суры Аль-Маида:

الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الإِسْلامَ دِيناً المائدة: 3

(смысл): «Сегодня Я (Аллах) сделал завершенным (и совершенным) для вас вашу религию (и Шариат), довел до конца для вас Мою благодать (направив вас к Свету Истинной Веры) и Я выбрал Ислам для вас религией и Я доволен тем, что эта религия является для вас верой ». (Сура Аль-Маида, 3)

Но, как пишет Аз-Зухайли в своем тафсире: «Недопустимо, чтобы этот аят был последним, ибо он был ниспослан, по единогласному мнению учёных, в день Арафа во время прощального хаджа Пророка (мир ему и благословение Аллаха) до того, как была ниспослана сура Ан-Наср и вышеупомянутый 281 аят суры Аль-Бакара ».

Священный Коран – это слово Аллаха. Поэтому оно защищено и сохранено в Хранимой Скрижали, о которой говорится в Коране (смысл):

«То, (с чем ты был послан от Аллаха,) — Великий Коран, (ясно доказывающий истинность твоей миссии и послания). Этот Коран начертан на Хранимой Скрижали. (Никакая сила не может ни исказить, ни изменить его!) » (Сура «Аль-Бурудж», аяты 21-22 (85:21-22)).

Ниспослание Корана из Хранимой Скрижали проходило в два этапа.

Первый. Он был полностью ниспослан в Байтуль-Изза (Дом Чести), возвышенный дом поклонения, расположенный на небесах. Этот небесный дом, также известный как Байтуль-Ма’мур, расположен прямо над Каабой и служит местом поклонения ангелов. Это произошло в ночь Кадр – Ляйлятуль-Кадр (Ночь Могущества).

Второй. Постепенное ниспослание Корана Откровением нашему дорогому Пророку (мир ему и благословение Аллаха), которое завершилось спустя 23 года после начала.

Эти два вида ниспослания Корана ясно описаны в самом Коране. Кроме этого, имамы Насаи (да будет доволен им Аллах), Байхаки (да будет доволен им Аллах), Ибн Аби Шайба (да будет доволен им Аллах), Табарани (да будет доволен им Аллах) и другие передают от саййидина Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) несколько хадисов, подтверждающих, что сначала Священный Коран был ниспослан на небесный свод — и это произошло единовременно, в то время как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был благословлен вторым ниспосланием — и это происходило постепенно (Сура «Аль-Иткан», аят 41 (1:41)).

Объясняя мудрость, которая стоит за тем, что Священный Коран был сначала ниспослан на Небесный свод, имам Абу Шама говорит, что цель этого – показать возвышенное величие Священного Корана и в то же время сообщить ангелам о том, что это — последнее Писание, предназначенное для наставления всего человечества.

Имам Заркани в «Манахиль аль-Ирфан» дополнительно указывает, что цель двух отдельных нисхождений Корана – утвердить, что Книга свободна от любого сомнения относительно ее Божественности и что, помимо Ее сохранности в памяти Нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), она также хранима в двух других местах: Хранимой Скрижали и Байтуль-Изза («Манахиль-Ирфан», 1:39).

Ученые единодушны в том, что второе постепенное ниспослание в сердце нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) началось, когда ему было сорок лет. Согласно широко признанному мнению, основанному на достоверных хадисах, это низведение началось в Ночь Кадр. В ту же дату 11 лет спустя произошла битва при Бадре. Однако неизвестно точно, на какую именно ночь Рамадана выпала эта ночь. Есть некоторые хадисы, в которых говорится, что это была 17-я ночь, другие сообщают о 19-ой, третьи указывают на 27-ую (Тафсир Ибн Джарир, 10:7).

Ниспослание первых аятов

Достоверно передается, что первые аяты, ниспосланные Пророку (мир ему и благословение Аллаха), – это начальные аяты суры «А’ляк». Согласно «Сахиху» Бухари, саййида Аиша, разыАллаху анха, сообщает, что первые откровения приходили к нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в правдивых снах. Это вызвало в нем тягу к уединению, поклонению и размышлению.

Во время этого периода он проводил ночь за ночью в пещере Хира и оставался там в уединении, посвящая себя богослужению до тех пор, пока Аллах не послал ангела в пещеру, и первым, что тот сказал, было: «Читай ! » Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ему: «Я не могу читать» . Последующие события были описаны самим Пророком (мир ему и благословение Аллаха).

«Ангел затем сжал меня так сильно, что мне было тяжело. Затем он отпустил меня и снова сказал: «ЧИТАЙ». Я снова ответил, что не могу читать. Тогда он снова сжал меня еще сильнее прежнего, и отпустил, и сказал: «ЧИТАЙ», — и я снова ответил, что не могу читать. Он сжал меня в третий раз, затем отпустил, сказав: «Читай [о Пророк] во имя твоего Господа, Который сотворил! Он сотворил человека из сгустка. Читай! Ведь твой Господь самый Милостивый, Который научил человека тому, чего тот не знал до этого » (Сура «Аль-Аляк», аяты 1-5 (96:1-5)).

Это были первые ниспосланные аяты. Затем прошло три года без откровений. Этот период известен как фатрат аль-вахи (остановка Откровения). Лишь только через три года ангел Джибриль, который посетил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в пещере Хира, появился перед ним снова между небом и землей и прочитал аяты из суры «Аль-Муддассир». С тех пор процесс откровений снова был продолжен.

Мекканские и мединские

Вы могли заметить в названии различных сур Корана записи, относящие их к мекканским (макки) сурам или мединским (мадани). Очень важно понимать, что стоит за этими терминами. Большинство муфассиров считают, что мекканский аят — это аят, который был послан Пророку (мир ему и благословение Аллаха) до того, как он прибыл в Медину, совершив хиджру из Мекки. Другие же считают, что мекканские аяты — это те которые были посланы в Мекке, а мединские — это те, что были посланы в Медине. Однако большинство муфассиров считают это мнение неправильным, поскольку есть несколько аятов, которые не были посланы в Мекке, но из-за того, что они были ниспосланы до хиджры, классифицируются как макки. Таким образом, аяты которые были открыты в долине Мина, на Арафате, во время Ми’раджа и даже во время переселения из Мекки в Медину считаются мекканскими.

Подобным же образом, есть много аятов, которые не были получены непосредственно в Медине, но их относят к мединским. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал несколько поездок после хиджры, в которых он отъезжал на сотни миль от Медины, однако аяты, полученные во время этих поездок относят к мединским, даже аяты, снизошедшие в Мекке и ее окрестностях во время завоевания Мекки или Худабийского перемирия, также относят к мединским.

Таким образом, аят:

“О вы, которые уверовали! Аллах повелевает вам справедливо возвращать всё доверенное вам имущество Аллаха или людей владельцам ” (Сура «Ан-Ниса’, аят 58 (4:58)), —

относят к мединским, хотя он был ниспослан в Мекке (Аль-Бурхан, 1:88; Манахиль аль-Ирфан, 1:88).

Есть суры, которые целиком и полностью относятся к мекканским или мединским. Например, сура «Аль-Муддассир» — полностью мекканская, а сура Ааль Имран — полностью мединская. Но также бывает, что некоторые суры — целиком мекканские, но содержат один или более мединских аятов. Например, сура «Аль-А’раф» – мекканская, но несколько ее аятов – мединские. Напротив, Сура «Аль-Хаджж» — мединская, но 4 аята из нее – мекканские.

Поэтому необходимо уяснить, что классификация сур на мекканские и мединские основана на происхождении большинства ее аятов, хотя в некоторых случаях вся сура считается мекканской потому, что ее начальные аяты были посланы до хиджры, хотя последующие аяты снизошли уже после (Манахиль аль-Ирфан, 1:192).

Признаки мекканских и мединских аятов

После тщательного анализа мекканских и мединских сур, ученые в области тафсира обнаружили свод признаков, которые помогают определить, мекканская или мединская данная сура. Некоторые из признаков универсальны, а другие – в большей вероятности.

Универсальные:

1. Каждая сура, в которой появляется слово كلّا (никогда) — мекканская. Это слово использовано 33 раза в 15-ти сурах, и все они – во второй половине Корана.

2. Каждая сура, содержащая аят саждатуль-тиляват, – мекканская. Это правило только применяется, если следовать позиции ханафитов в отношении аятов земного поклона, поскольку, согласно этому мазхабу, такого аята в мединской суре «Аль-Хаджж» нет. Согласно имаму Шафии, однако, аят земного поклона в этой суре есть, поэтому по шафиитскому мазхабу эта сура будет исключением из правила.

3. Любая сура, за исключением суры «Аль-Бакара», в которой упоминается история Адама и Иблиса, — мекканская.

4. Любая сура, в которой есть разрешение джихада или описание его предписаний, — мединская.

5. Любой аят, где упоминаются мунафики, – мединский. Отметим, что аяты о лицемерах в суре «Аль-Анкабут» – мединские, хотя сура целиком и считается мекканской.

Следующие принципы общие, и в большинстве случаев оказываются верными, однако из них также есть исключения:

1. В мекканских сурах обычно в качестве обращения используется форма (смысл) «О люди», в то время как в мединских сурах (смысл) «О те, кто уверовал!»

2. Мекканские суры, как правило, короткие и вместительные, в то время как мединские — длинные и детализированные.

3. Мекканские суры обычно затрагивают такие темы, как утверждение Единства Бога, пророчества, утверждения Той жизни, событий Воскрешения, слов утешения Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И также в них идет речь о событиях, касающихся предыдущих народов. Количество предписаний и законов в этих сурах значительно меньше по сравнению с мединскими сурами, где часто фигурируют семейные и социальные законы, предписания войны, разъяснение ограничений (худуд) и обязанностей.

4. Мекканские суры говорят о противостоянии с идолопоклонниками, в то время как мединские суры говорят о конфронтации с ахлюль-Китаб и лицемерами.

5. В стиле мекканских сур больше риторических приемов, метафор, симиле, аллегорий наряду с обширным словарным запасом. Стиль мединских сур же, напротив, сравнительно прост.

Это различие между мекканскими и мединскими сурами обязано своим происхождением различию в окружении, обстоятельствах и адресатах. Во время мекканского периода Ислама мусульманам приходилось иметь дело с арабами-язычниками и не существовало еще исламского государства. Таким образом, во время этого периода больший акцент делался на исправление веры и убеждений, реформацию нравов, логическое опровержение многобожников и божественную природу Священного Корана.

С другой стороны, в Медине было установлено исламское государство. Люди приходили в Ислам толпами. Многобожники были повержены в интеллектуальном уровне, и теперь уже мусульмане противостояли, главным образом, людям Писания. Вследствие этого больше внимания было отведено на образование в области предписаний, законов, ограничений и обязанностей и опровержение ахлюль-Китаб. Стиль и метод речи был подобран соответствующе (Манахиль аль-Ирфан, 198-232).

Постепенное ниспосылание Корана

Мы уже говорили о том, что Священный Коран не был передан Благословенному Пророку (мир ему и благословение Аллаха) вдруг и целиком за один раз. Напротив, он передавался порциями в период около 23 лет. Иногда Джибриль, алейхи ссалям, приходил с одним аятом или даже маленькой частью аята. В другие разы за один раз сообщалось несколько аятов. Самая маленькая часть Корана, переданная за один раз, — это غير أولى الضرر(Сура «Ан-Ниса’», аят 94 (4:94)), которая составляет часть более длинного аята. С другой стороны, целая сура «Аль-Ан’ам» была ниспослана за один раз (Тафсир Ибн Касир, 2:122) .

Почему же вместо того, чтобы быть сообщенным за один раз, Коран передавался понемногу? Многобожники Аравии, привычные к длинным речам (одам) за один присест, сами задавали этот вопрос Пророку (мир ему и благословение Аллаха). И Всемогущий Аллах Сам взял на себя ответ на этот вопрос:

«32. Те, которые не уверовали, сказали, осуждая Коран: «Почему Коран не был ниспослан целиком за один раз?» Поистине, Мы низвели Коран частями, чтобы укрепилось твоё сердце в вере, когда ты познакомишься с ним и будешь запоминать его, читая его частями, или когда Джибриль будет тебе читать частями размеренно, не спеша».
33. Как только неверные приводят какую-нибудь притчу или возражают тебе, Мы приводим тебе истину с явным толкованием
» (Сура «Аль-Фуркан», аяты 32-33 (25:32-33)).

Имам Рази, рахимахуллах, привел несколько причин, по которым Коран был низведен постепенно, в своем тафсире вышеприведенного аята. Ниже — краткое содержание его слов:

1. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не умел писать и читать (умми). Если бы Коран был ниспослан за один раз, то ему было бы сложно запомнить его и задокументировать. С другой стороны, саййидуна Муса, алейхи ссалям, был грамотным, поэтому Тора была низведена сразу как законченное Писание за один раз.

2. Если бы целый Коран был низведен полностью за один раз, то тогда бы стало обязательным немедленное соблюдение всех его предписаний, что противоречило бы мудрости постепенности, которая является одной из целей Шариата.

3. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подвергался мучениям ежедневно. То, что Джибриль, алейхи ссалям, приходил, снова и снова принося слова Священного Корана, помогало ему выстаивать против этих мучений и давало силу его сердцу.

4. Большая часть Корана отводится ответам на вопросы, которые задавали люди, а другие части связаны с конкретными событиями. Таким образом, ниспослание этих аятов было своевременным в те моменты, когда задавались эти вопросы или когда происходили эти события. Это увеличивало проницательность мусульман, и, когда Коран открывал то, что было тайным, Истина торжествовала сильней (Тафсир аль-Кабир, 6:336) .

Причины ниспослания

Коранические аяты делятся на два типа.

  1. Первый тип — это аяты, которые Всевышний Аллах ниспослал сами по себе, и они не появились по причине какого-то события и не были ответом на какой-то вопрос.
  2. Второй тип включает те аяты, которые ниспосылались в связи с каким-то случаем. Эти события или вопросы часто называют «обстоятельствами» или «причинами» ниспослания этих аятов. В терминологии муфассиров эти обстоятельства или причины называются асбабу-н-нузуль (буквально — «причины ниспослания»).

К примеру, следующий аят суры «Аль-Бакара»:

«Верующий не должен жениться на многобожнице, пока она не уверует (в Единого Бога). Верующая женщина, будучи рабыней, лучше, чем свободная идолопоклонница, владеющая богатством и наделённая красотой, хотя бы она и нравилась вам » (Сура «Аль-Бакара», аят 221 (2:221)) .

Этот аят был ниспослан в связи с определенным событием.

Во время джахилии наш господин Марсад ибн Аби Марсад аль-Ганави (да будет доволен им Аллах) имел связь с женщиной по имени Анак. После того, как он принял Ислам, он совершил хиджру, а Анак осталась в Мекке. Через какое-то время наш господин Марсад (да будет доволен им Аллах) посетил Мекку по делу. Анак пришла к нему, приглашая совершить грех. Он наотрез отказал ей, сказав:

Ислам встал между мной и тобой.

Однако он хотел жениться на ней, если Пророк (мир ему и благословение Аллаха) одобрит это. По возвращении в Медину Марсад (да будет доволен им Аллах) спросил у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) разрешения жениться на этой женщине. Тогда и был ниспослан этот аят, и брак с идолопоклонницами был запрещен (Асбаб ан-Нузуль – Вахиди 38) .

Это событие – ша’н или сабаб ниспосылания аята, приведенного выше. Причины ниспосылания аятов очень важны для толкования Корана (для тафсира). Существует много аятов, которые не могут быть поняты правильно без знания обстоятельств ниспослания.

Рейтинг: / 8

ПлохоОтлично

Вся хвала Аллаху, Господу миров!

Когда Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) исполнилось 40 лет началась его пророческая миссия. Эта миссия длилась до его смерти. В течении 23 лет ниспосылался Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) Великий Коран. Причины по которым был ниспослан Коран указаны самим Аллахом в Коране: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман». (Сура ан-Нахль- 89)


Всевышний Аллах также сказал: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах». (Сура аль-Маида - 48), «Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету - на путь Могущественного, Достохвального Аллаха, Которому принадлежит все, что на небесах и на земле. Горе от тяжких страданий неверующим». (Сура Ибрахим - 1-2)

Начало пророчества Мухаммеда (с.а.с.)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) до ниспослания Корана часто уединялся в пещере, которая находилась недалеко от Меккии и называлась Хира. В ней он размышлял о Величии Аллаха. В 610 году н.э., в месяц Рамадан в ночь с воскресенья на понедельник «В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение». (Сура аль-Бакара, аят 175)
к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) по приказу Аллаха пришел один из Ангелов - Джабраиль, и сказал Ему: «Читай» . С этих слов началось ниспослание Корана. В ту ночь Ангел Джабраиль передал первые пять аятов из суры Сгусток. Вот они: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее, сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь - Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости - научил человека тому, чего тот не знал.» (сура Сгусток 1-5).

О том, как начались откровения очень хорошо рассказано женой пророка Аишей (радыйаллаху"анха): «Ниспослание откровений посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, началось с благого видения во сне, а никаких иных видений, кроме приходивших подобно утренней зареон никогда не видел. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира (гора недалеко от Мекки, называется сейчас Джабаль ан-нур), где занимался делами благочестия, что выражалось в поклонении (Аллаху) в течение многих ночей, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой все необходимые для этого припасы, а потом возвращался к Хадидже (Хадиджа бинт Хувайлид первая жена Пророка) и брал всё, что ему было нужно, для нового такого же уединения. (Это продолжалось до тех пор,) пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере (на горе) Хира. К нему явился ангел и велел: “Читай!” - на что он ответил: “Я не умею читать!”»
(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
«Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: “Читай!” Я сказал: “Я не умею читать!” Он во второй раз сжал меня так, что я (опять) напрягся до предела, а затем отпустил и велел: “Читай!” - и я (снова) сказал: “Я не умею читать!” Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал: “Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой - щедрейший
… (сура Сгусток1-3)»
‘Аиша (радыйаллаху"анха) сказала:
«И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сердце которого трепетало (от страха), вернулся с этим, вошёл к Хадидже бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах, и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” Его укрыли, (и он оставался в подобном положении,) пока страх его не прошёл, после чего он сообщил ей обо всём (и сказал): “Я испугался за себя!” Хадиджа сказала: “Нет, нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь нести бремя (слабому) и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь (им) переносить невзгоды судьбы!” А после этого Хадиджа вышла из дома вместе с ним и привела его к своему двоюродному брату Вараке бин Науфалю бин Асаду бин ‘Абд аль-‘Уззе, который в эпоху джахилийи (времена доисламского язычества в Аравии) принял христианство, пользовался для своих записей письменностью иудеев, выписывал из Евангелия то, что было угодно Аллаху, и (к тому времени) являлся уже глубоким слепым старцем. Хадиджа сказала ему: “О сын моего дяди, выслушай своего племянника!” Варака спросил его: “О племянник, что ты видишь?” - и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему о том, что он видел. Варака сказал: “Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе! О, если бы я был молод (в эти дни) и мог дожить до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А разве они будут изгонять меня?” Варака ответил: “Да, ибо когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принёс с собой ты, с ним всегда враждовали, но если я доживу до этого дня, то буду помогать тебе как только смогу!” Однако Варака вскоре умер, а откровения временно прекратились» . (Аль-Бухари)

Потом откровения возобновились Джабир бин ‘Абдуллах аль-Ансари (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Как-то раз) я шёл (по дороге) и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел явившегося ко мне (в пещеру на горе) Хира ангела, который (на этот раз) сидел на троне между небом и землёй. Я испугался его, вернулся (домой) и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” - после чего Аллах Всевышний ниспослал (айаты, в которых говорилось): “О завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны избегай…” (сура Завернувшийся 1-5)» (Бухари). и завершились за 9 дней до смерти пророка. Последний аят был из суры аль-Бакара (Корова): « Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрел, и с ними не поступят несправедливо» . (сура аль-Бакара -281)

Аяты Корана ниспосылались без основной причины, а так же они посылались в связи с каким-нибудь событием или каким-либо вопросом. Эти события и вопросы называют «причина ниспослания»( «сабабу нузуль» ). К примеру: Ибн Аббас рассказывал: «Когда был ниспослан аят «Предостереги своих ближайших родственников!» (сура аш-Шуара-214), Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднялся на гору ас-Сафа и стал громко звать племена курайшитов: «О Бану Фихр! О Бану Ади!». Они собрались вместе, а те, кто не смог прийти, отправил вместо себя кого-нибудь, чтобы узнать, в чем дело. Там были Абу Лахаб и все остальные курайшиты. Наконец, посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к ним: «Скажите, если я скажу вам, что в долине стоит конница, которая готова напасть на вас, поверите ли вы мне?». Они ответили: «Да, ведь раньше ты всегда говорил только правду». Он сказал: «Так вот, я послан к вам, чтобы предостеречь вас от суровых мучений». Тогда Абу Лахаб сказал: «Пропади ты пропадом на всю оставшуюся жизнь! Неужели ты собрал всех нас ради этого?» . После этого были посланы аяты: «Да пропадут пропадом руки Абу Лахаба, и сам он пропал. Не спасло его богатство и то, что он приобрел (положение в обществе и дети). Он попадет в пламенный Огонь. Жена его будет носить дрова, а на шее у нее будет плетеная веревка из пальмовых волокон. (сура аль-Масад ). (Хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, ибн Джарир и другие). Когда было запрещено вино, люди спросили: « А что же с теми, кто был убит на пути Аллаха или умер, но пил вино, эту мерзость?» И тогда был ниспослан аят. «На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались, если они были богобоязненны, веровали и совершали праведные деяния» . (Сура аль-Маида - 93) (Ас-Суюти, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 115.) Также в пример можно привести аяты, ниспосланные после того, как люди обвинили Айшу (радыйаллаху"анха) в прелюбодеянии. Всевышний Аллах ниспослал аяты, чтобы защитить Аишу (радыйаллаху"анха) и очистить ее от того, чем пытались ее загрязнить лжецы. «Те, которые возвели навет на мать правоверных Аишу, являются группой из вас самих. Не считайте это злом для вас. Напротив, это является добром для вас. Каждому мужу из них достанется заработанный им грех. А тому из них, кто взял на себя большую часть этого, уготованы великие мучения...» (сура ан-Нур – 11-18)

Два периода ниспослания Корана.

Время пророчества делится на 2 этапа – Мекканский и Мединский. Мекканский период длился 13 лет (в этот период началось ниспослания Корана), затем 10 лет вплоть до смерти Пророка – Мединский. В книге Кулиева «На пути к Корану» приводится хронологический список сур: Мекканские суры (всего 86 сур ниспосланы в 610-622гг) - 96, 74, 111, 106, 108, 104, 107, 102, 105, 92, 90, 94, 93, 97, 86, 91, 80, 68, 87, 95, 103, 85, 73, 101, 99, 82, 81, 53, 84, 100, 79, 77, 78, 88, 89, 75, 83, 69, 51, 52, 56, 70, 55, 112, 109, 113, 114, 1, 54, 37, 71, 76, 44, 50, 20, 26, 15, 19, 38, 36, 43, 72, 67, 23, 21, 25, 17, 27, 18, 32, 41, 45, 16, 30, 11, 14, 12, 40, 28, 39, 29, 31, 42, 10, 34, 35, 7, 46, 6, 13.

Мединские суры (всего 28 сур ниспосланы в 622-632гг) - 2, 98, 64, 62, 8, 47, 3, 61, 57, 4, 65, 59, 33, 63, 24, 58, 22, 48, 66, 60, 110, 49, 9, 5.

В мекканский период ниспосылались суры, в которых затрагивались аспекты веры и нравственности. Большая часть сур Корана мекканского периода посвящена историям из жизни пророков, к примеру: сура Марьям, сура Аль-Анбийа (Пророки), а так же касаются веры в Аллаха, в будущую жизнь, в пророчество Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), рая и ада, так же в них рассматриваются нравственно-этические аспекты (милосердие, духовность, правдивость, скромность, смирение, богобоязненность, к примеру: сура аль-Маун), рассказывается о смерти, освобождении рабов и т.д. Эти суры не содержат в себе законов, но закладывают их основы. Мединскими сурами установлены такие предписания, как молитва (салят) и благотворительность.

В 622 году произошла хиджра, то есть когда Пророк Мухаммад спасаясь от курайшитов, которые хотели его убить, переселяется в Медину. Начался Мединский период. Суры ниспосланные в этот период содержат в основном религиозные предписания, вопросы касающиеся джихада, семейно-правовых проблем, наследства, наказаний за проступки и преступления, к примеру: сура аль-Бакара.

Запись Корана

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) очень бережно относился к посылаемым аятам, он давал распоряжения записывать аяты, как только он ниспосылались ему. У него было где-то 40 писарей, которые записывали аяты. Даже когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был в военных походах и в тяжелых периодах жизни рядом с ним был человек, который вел записи. Первым таким человеком в Мекке был Абдуллах бин Саад бин Абу Сарх. А в Медине – Убейй бин Кааб. Среди тех, кто помогал Пророку(саллаллаху алейхи ва саллям) в записи Корана были Абу Бакр, Умар, Усман бин Аф-фан, Али бин Абу Талиб, аз-Зубейр бин аль - Аввам, Халид бин Сайд бин аль-Ас и множество других. В это время аяты записывались на листьях финиковых пальм, камнях, кусках кожи, чернила делали из сажи и копоти. Во время записи Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил в какую суру записать тот или иной аят. Ибн Аббас рассказывал, что Усман бин Аффан сказал: «Когда несколько сур ниспосылалось сразу и посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ниспосылалось какое-нибудь откровение, он звал к себе одного из писарей и говорил: «Поместите это в суру, в которой говорится о том-то»». После это записанное прослушивалось и если были ошибки – исправлялось. Так же все суры заучивались сподвижниками Пророка, благодаря этому до нас дошел Коран в том виде, в котором он был ниспослан Пророку Мухаммаду(саллаллаху алейхи ва саллям).

Всевышний Аллах знает лучше.

Ассаламу алейкум.КОРАН:

1. Какая сура была ниспослана последней? Наср
2. Сколько женщин упомянуто в Коране по имени? 1
3. О какой суре Пророк сказал, что она сердце Корана? Ясин
4. Какая сура будет заступничать в могиле при ее чтении? Аль-Мульк
5. Пророк Мухаммад сказал: Тот, кто прочитал эту суру, прочитал треть Корана. О какой суре идет речь? Ихлас
6. Что относится к числу священных писаний? Коран, Тора, Евангелия, Псалмы и свитки
7. Пророк Мухаммад сказал: Тот, кто будет читать эту суру каждый день, того не коснется нужда и бедность. О какой суре идет речь? Падающие
8. Какой самый длинный аят в Коране? В суре Корова аят 282 о долге
9. Какие суры были ниспосланы от колдовства? Рассвет и Люди
10. Что названо в Коране и питьём, и лекарством? Мёд
11. Из ста четырнадцати сур Корана лишь одна начинается не со слов "С именем Аллаха Милостивого, Милосердного." О какой суре идёт речь? О суре "Покаяние" (Ат-Тауба)
12. Какие суры или аяты называются Мединскими и Мекканскими? До хиджры мекканские, а после мединские
13. Аллах в священном Коране сказал: О, Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам? Что запретил себе Пророк? Мед
14. В Коране упоминается о том, что жёны двух пророков окажутся в аду. О ком именно идёт речь? О жёнах пророка Нуха (Ноя) и пророка Лута (Лота)
15. Пророк Мухаммад сказал: не превращайте свои дома в кладбища, поистине сатана избегает дома, в котором читают суру …..? О какой суре было сказано? Бакара
16. Сколько аятов в Коране? 6236
17. Какую суру называют матерью Корана? Фатиха
18. При каком халифе был собран Коран воедино? Абу Бакром
19. Какую суру читал Ибн Масуд когда впервые вышел призывать многобожников? Аррохман
20. Имам аш-Шафии сказал: Если бы была ниспослана эта одна сура, то ее было бы достаточно для людей… о какой суре идет речь? Аср
21. Какую суру читают каждую пятницу? Кахф
22. Прочитав какую суру Умар бин Хаттаб принял Ислам? Таха
23. Какой аят прочитал Абу Бакр Умару бин Хаттабу после смерти Пророка? 144. Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять?
24. В Коране есть аят… «О мой отец! Я видел одиннадцать звезд, солнце и луну. Я видел, как они поклонились мне». Кто обратился отцу? Юсуф
25. Как называется растение упомянуто в Коране, как пища обитателей Ада? Заккум
26. Назовите суры с названием насекомых? Муравьи, Паук, Пчелы
27. Аллах сказал о Пророке «Он нахмурился и отвернулся…» Как звали мужчину по причине которого, Пророк нахмурился и отвернулся? Абдулла бин Умм Мактум
28. Пророк сказал: Тот, кто выучит первые 10 аятов этой суры, Аллах сохранит его от Даджала. О какой суре идет речь? Кахф

ХАДИС:
1. Пророк Мухаммад сказал: "Лучшим из вас является тот, кто изучает Коран…. Продолжите хадис? … и обучает ему других"
2. Пророк сказал: "Три признака лицемерия, если говоришь неправду, не сдерживаешь обещание, и... Продолжите? нарушаешь договор"
3. Что стало первым искушением сынов Исраила (Израильтян) согласно хадису переданным Муслимом? Женщины
4. Пророк сказал:"Религия есть проявление искренности". Мы спросили: "По отношению к кому?" Он сказал: … продолжите? "По отношению к Аллаху, и к его Книге, и к Его посланнику, и к правителям мусульман и ко всем мусульманам вообще"
5. Пророк сказал: "Не тот, силен кто побеждает многих, силен лишь тот… продолжите? Кто способен сдержать свой гнев"
6. Пророк сказал: "Два слова любимы Милостивым, легкие на язык и тяжелые на весах… Какие? Субханаллавабихамдихи субханаллахильазым"
7. Согласно хадису, когда человек умирает все дела его прекращаются за исключением 3? за садака-джария (непрерывная милостыня), полезное знание, которое он передал людям, и ребенка, который вслед ему будет читать дуа
8. В одном из хадисов пророк сказал:... "Не указать ли вам на то, по средством чего вы будете любить друг друга? Что посоветовал Пророк? Распространяйте салам"
9. Хадис: "Женщина подобна ребру… продолжите? Если попытаешься его выпрямить, то сломаешь"
10. Сообщается, что Абу Хурайра сказал: "Мой самый любимый друг (Пророк) посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительную утреннюю /духа/ молитву и... продолжите? ложиться спать (только) после совершения витра"
11. Пророк сказал о молитве, эта молитва лучше всего, что есть на этой земле. О какой молитве идет речь? Сунна перед фаджром
12. Передают со слов матери правоверных "Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) она сказала: "О посланник Аллаха, мы считаем наилучшим делом джихад, так не принять ли нам в нём участие?" Пророк сказал: "Нет! Наилучшим джихадом для вас является...? безупречный хаджж"
13. Пророк сказал: "Если бы я не боялся что для моей уммы будет это сложно, то я бы приказал это делать перед каждой молитвой" О чем идет речь? Сивак
14. Пророк сказал:"С тремя не заговорит Аллах в день Воскресения, не посмотрит на них и не очистит их,и им уготовано мучительное наказание". "Опускающий(края одежды до земли),попрекающий (своими благодеяниями людей) и... Продолжите? сбывающий свой товар с помощью ложных клятв"
15. Как звали сподвижника, который передал больше всех хадисов? Абу Хурейра
16. Согласно хадису в могиле человека будут два ангела. Назовите их имена? Мункар и Накир
17. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Больше всего я опасаюсь того, что вас поразит малое многобожие" Что имел в виду Пророк? показуха
18. Пророк сказал: "Не следует завидовать никому, кроме двоих, человеку, которого Аллах научил Корану и который читает его ночью и днём, и? ...человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его должным образом"
19. Посланника Аллаха спросили: "Какой заработок является наилучшим?" Что ответил Пророк? "Тот, что человек заработал своими руками"
20. Пророк проходя мимо двух могил сказал: "Эти два человека получают наказание не за большие грехи" За какие грехи они получали наказание? "Не остерегался брызг наджаса, распространял сплетни"
21. Посланник Аллаха сказал: "Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит этo собственноручно,… дополните хадис? если же он не сможет (сделать) этого (пусть изменит это) своим языком, а если не сможет(и этого), то - своим сердцем, и это будет наиболее слабым (проявлением) веры". (Муслим.)
22. Почти все сборники хадисов начинаются с этого хадиса. О каком хадисе идет речь? Хадис о намерениях
23. В одном из хадисов сказано, что Пророк освободил из рабства Сафийю и подарил ей в качестве калыма…Что он ей подарил? Свободу
24. Посланник Аллаха сказал: "В животе (такого человека,) который пьёт из серебряного сосуда, будет… Что будет? шуметь пламя Ада!"
25. Посланник Аллаха сказал: "Признаком хорошего исповедания ислама человеком является его отказ от того, что… отказ от чего? его не касается"
26. Абдулла бин Умар сказал, что посланник Аллаха взял меня за плечи и сказал: «Будь в этом мире (таким), будто ты… Продолжите? чужеземец или путник"
27. Посланник Аллахa сказал: "Поистине, дошло до людей из слов первого пророчества (следующее): если ты не чувствуешь стыда, то… продолжите? делай, что хочешь"
28. Посланник Аллаха сказал: "Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день… Продолжите? хорошо принимает своего гостя"

ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение Аллаха).
1. Сколько раз ангелы рассекали грудь Пророку? 4
2. В скольких битвах участвовал Посланник Аллаха? 9
3. В какой битве ранили Пророка и сломали зуб? Ухуд
4. Что сделал пророк в первую очередь по прибытию в Медину? Построил мечеть
5. Сколько лет было Пророку когда он впервые выехал в Шам с дядей Абу Талибом? 12
6. Как называлась пещера в которой пророк любил уединяться? Хира
7. Назовите имена детей Пророка? Касим, Абдулла, Ибрахим, Зейнаб, Фатима, Рукайя, Ум Кульсум
8. Сколько лет пророк призывал в Мекке скрыто? 3 года
9. Кто больше всех из числа родственников Мухаммада пытался помешать ему? Абу Лахаб
10. Почему определенный год назвали годом скорби? Смерть Хадиджи и Абу Талиба
11. Как звали животное на котором Пророк был перенесен из Мекки в Аль-Аксу? Бурака
12. Как называлась пещера в которой Пророк спрятался с Абу Бакром от мушриков? Саур
13. Что пообещали многобожники тому, кто поймает Пророка? 100 верблюдов
14. В какую пищу иудейка добавила яд чтобы отравить Пророка? Лопатку баранины
15. Сколько раз Пророк совершал хадж? 1
16. Сколько раз Пророк совершал умру? 4
17. Как назвал Пророк первую мечеть в Медине? Куба
18. Какая кунья была у Пророка? АбульКасим
19. Как называли Пророка до Ислама? Амин, Садик (Честный, Правдивый)
20. Каким было последнее наставление пророка Мухаммада? Его слова: "Молитвы, молитвы и позаботьтесь о своих рабах"
21. Сколько лет было пророку Мухаммаду, когда умерла его мать? 6 лет
22. Когда родился пророк Мухаммад? 22 апреля 571 года н.э.
23. Сколько лет прожили в браке пророк Мухаммад и Хадиджа? 24 года
24. Когда пророку Мухаммаду и всем остальным мусульманам было вменено в обязанность совершение ежедневных пяти молитв? Во время ночного путешествия (ми`радж)
25. Сколько дядей Пророка приняли Ислам? 2
26. К кому направился Пророк с Хадиджей после того, как увидел Джабраила? Назовите его имя? Варака бин Науфаль
27. Как звали монаха, который сообщил Абу Талибу о том, что Мухаммад будет Пророком? Бахира
28. У кого Пророк остановился, когда только остановился в Медине? Абу Айюб аль-Ансари

ПРОРОКИ:
1. Кто принес весть о царице Савской пророку Сулейману? Удод
2. Какого пророка проглотил Кит? Юнус
3. Кому из пророков было послано испытание в виде длительной болезни? Айюб
4. Каким ремеслом владел пророк Идрис? Портным
5. Какому Пророку была послана верблюдица? Салих
6. Сколько лет пророк Юсуф провел в темнице? 7 лет
7. Кто из пророков был самый благородный (благой род)? Юсуф
8. Кто был первый из пророков, который написал слово «Бисмилляхиррохманиррохим»? Сулейман
9. Какому народу был послан пророк Худ? Адитам
10. Как звали отца Юсуфа? Якуб
11. В каком возрасте умер Ибрахим? 175
12. Какого пророка Аллах послал в города Содом и Гоморра? Лут
13. Как обошлись сыны Якуба со своим братом Юсуфом? Бросили в колодец
14. Как звали мать Исмаила? Хаджар
15. Кому был послан пророк Салих? Самудитам
16. Кто из пророков был кузнецом? Дауд
17. Каким ремеслом владел пророк Нух? Плотник
18. В какой день пророк Адам зашел в рай? В пятницу
19. Кого из семьи Нуха Аллах утопил в воде? Жену и сына
20. Каким по счету сыном был пророк Юсуф? 11
21. Из кого состояла армия Сулеймана? Джинов, людей, птиц
22. Имя какого пророка означает «Он будет жить»? Яхья
23. Какого животного опасался пророк Якуб, которое может навредить его сыну Юсуфу? Волк
24. Назовите пять великих пророков? Нух, Ибрахим, Муса, Иса, Мухаммад
25. С именем какого пророка связано появление источника Зам-Зам? Исмаил
26. Под каким растением укрылся Юнус после того, как освободился из чрева кита? Тыква
27. Историю о каком пророке Аллах назвал в Коране самой прекрасной? Юсуф
28. Какому пророку был ниспослан псалтырь? Дауд

СПОДВИЖНИКИ ПРОРОКА МУХАММАДА
1. Сколько лет был халифом Абу Бакр? 2 года
2. Кого усыновил Пророк? Зейд бин Харис
3. Из за смерти какого сподвижника закачался престол Аллаха? из-за смерти Са"да бин Му"аза»
4. Кто был писцом Пророка Мухаммада? Абдулла бин Раваха
5. Кого называли «Меч Аллаха»? Халид бин Валид
6. За что один из сподвижников получил кунью Абу Хурайра? У него был котенок
7. Кого называли «Лев Аллаха»? Хамза
8. Как звали раба-эфиопа, убившего Хамзу? Вахши
9. Сколько лет халифом был Умар бин Хаттаб? 10
10. Кто стал первым проповедником в Исламе посланы в Медину? Мусаб ибн Умейр
11. Как звали сподвижника родители он и его дети которые являлись сподвижниками (3 поколения)? Абу Бакр
12. Какая женщина в истории ислама стала первой мученицей, павшей за веру? Сумайа бинт Хаййат
13. Как звали того сподвижника пророка, который пользовался его особым доверием? Хузайфа Ибн Йаман
14. Сколько лет было Абу Бакру когда он умер? 63
15. Кто убил Умара Ибн аль-Хаттаба? Раб-иранец по имени Абу Лю`лю`а
16. Кто в истории ислама был первым человеком, использовавшим почту? Умар Ибн аль-Хаттаб
17. Кто из мужчин первым уверовал в пророка Мухаммада? Абу Бакр ас-Сиддик
18. Кто стал первым послом в исламе? Усман Ибн Аффан
19. Кто был первым родившемся сподвижником после переселения в Медину? Абдулла бин Зубейр
20. Кем являлся Зубейр бин Аввам Пророку Мухаммаду? двоюродный брат
21. Кто из женщин первой уверовал в пророка Мухаммада? Хадиджа бинт Хувайлид
22. Кто предложил Пророку приказать женщинам носить Хиджаб? Умар бин Хаттаб
23. Кто из сподвижников пророка Мухаммада был известен как лучший толкователь Корана? Абдаллах Ибн Аббас
24. Кто является главой павших за веру? Хамза Ибн Абд аль-Мутталиб
25. Кого будут продолжать называть первым муаззином в исламе вплоть до Дня воскресения? Биляль Ибн Рабах
26. Какой халиф стал строителем первого исламского флота? Усман Ибн Аффан
27. Кто из халифов первым в исламе объявил призыв на военную службу? Умар Ибн аль-Хаттаб
28. Кто занимал при пророке Мухаммаде, положение, подобное положению Харуна при Мусе? Али Ибн Абу Талиб

Коран является словом Аллаха. И потому он оберегается в Хранимой скрижали, как об этом сказано в самом Коране:

بَلْ هُوَ قُرْآنٌ مَّجِيدٌ ◌ فِي لَوْحٍ مَّحْفُوظٍ

«Это славный Коран, что в Хранимой скрижали». (Коран, 85:21–22)

Из Хранимой скрижали он ниспосылался в два этапа. На первой стадии весь Коран был полностью направлен в Дом Почета, находящийся на небесах этого мира. И уже потом Священная книга в течение 23-летнего периода постепенно, по мере необходимости передавалась благородному пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). В самом Коране используются два слова для обозначения его ниспослания: «инзаль» (إنزال) и «танзиль» (تنزيل). Первое можно перевести как единовременное ниспослание, а второе – как постепенное. Соответственно, когда в Коране используется слово «инзаль», подразумевается ниспослание из Хранимой скрижали на небеса этого мира, например:

إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُّبَارَكَةٍ

«Мы ниспослали его в благословенную ночь…» (Коран, 44:3)

А когда фигурирует второе слово, имеются в виду постепенные, разделенные во времени откровения Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Аллах сказал:

وَقُرْآنًا فَرَقْنَاهُ لِتَقْرَأَهُ عَلَى النَّاسِ عَلَىٰ مُكْثٍ وَنَزَّلْنَاهُ تَنزِيلًا

«И это Коран, ниспосланный Нами по частям, чтобы ты постепенно читал его людям. Мы ниспосылали его поэтапно». (Коран, 17:106)

Об этих двух формах ниспослания Корана говорится в самих аятах. Кроме того, Насаи, Хаким, Байхакы, Ибн Аби Шайба, Табарани и Ибн Мардавия приводили несколько сообщений от Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), подтверждающих факт первого ниспослания с небес в этот мир и последующего постепенного откровения Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).

Первое ниспослание

О первом откровении в сообщениях Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) говорится лишь то, что оно представляло собой передачу Корана из Хранимой скрижали в определенное место на небесах этого мира, именуемое Домом Почета (بيت العزة) или, по-иному, Посещаемым Домом (البيت المعمور). Он находится ровно над Каабой и является храмом для ангелов.

Если говорить о том, когда это произошло, и в чем мудрость такого события, то здесь ничего с уверенностью сказать нельзя. Но некоторые теологи – например, шейх Абу Шамах (милость ему Аллаха) – утверждали, что это было сделано для того, чтобы подчеркнуть величие Корана и дать знать ангелам этого места о том, что это – последнее Писание, которое будет ниспослано для наставления людей на земле. Заркани (милость ему Аллаха) в книге «Источники познания коранических дисциплин» писал, что целью двух этапов ниспослания было утверждение несомненности Божественной природы Корана. Он также говорил, что Писание было сохранено не только в памяти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но и в двух других местах: Хранимой скрижали и Доме Почета. А Аллах знает лучше.

Впрочем, разве кому-нибудь дано в полной мере понять мудрость, которая кроется за велениями Аллаха? Лишь Аллаху это известно, и наши исследования в данной области окажутся бесплодными. Но мы точно знаем, что это произошло в Ночь могущества.

Второе ниспослание

Практически единогласно признается, что второе ниспослание Корана началось, когда пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) было сорок лет. И по признанному мнению, это свершилось в Ночь могущества. Это произошло в тот же день, в который одиннадцатью годами позже состоялась битва при Бадре. Коран гласит:

وَمَا أَنزَلْنَا عَلَىٰ عَبْدِنَا يَوْمَ الْفُرْقَانِ يَوْمَ الْتَقَى الْجَمْعَانِ

«…и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу (Мухаммаду) в день различения, в день, когда встретились две армии (при Бадре)». (Коран, 8:41)

И здесь мы обнаруживаем, что факты о начале ниспослания Корана подтверждаются самой Священной книгой:

а) это произошло в рамадан,

б) в Ночь могущества,

в) в тот же день, что и битва при Бадре.

При этом дату с абсолютной точностью установить мы не можем. На этот счет имеются различные сообщения, в которых называются такие даты, как 17-е, 19-е и 27-е рамадана.

Первый ниспосланный аят

Признанным мнением в данном вопросе является то, что первыми строками Корана, ниспосланными Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), стали начальные аяты главы «Сгусток». В сборнике «Сахих» Бухари приводится высказывание госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах) о том, что откровение началось с пророческих снов. После этого у Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) возникло особое стремление к молитвам и размышлениям. С этой целью он уединялся в течение некоторых дней и ночей в пещере Хыра. И однажды Аллах послал туда ангела, первым словом которого стало: «Читай!» (اقْرَأْ).

«Ангел сжал меня столь сильно, что мне пришлось очень нелегко, и, отпустив, повторил:

– Читай!

Ангел сжал меня еще сильнее и, отпустив, сказал:

Читай!

Тогда ангел сжал меня в третий раз и сказал:

اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ ◌ خَلَقَ الْإِنسَانَ مِنْ عَلَقٍ ◌ اقْرَأْ وَرَبُّكَ الْأَكْرَمُ

«Читай во имя твоего Господа, который сотворил (все сущее). Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, и твой Господь – Самый великодушный». (Коран 96:1–3)

Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) возвращался домой после ниспослания этих аятов, его сердце сильно билось. Войдя в дом, он обратился к своей супруге Хадидже (да будет доволен ею Аллах):

– Укрой меня! Укрой меня! (زملوني، زملوني)

И пока не прошел страх, он был накрыт одеялом.

Это были первые ниспосланные ему аяты. За данным событием последовали три года, в течение которых не было Божьего откровения. Это время называют паузой в откровении (فترة الوحي). Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) снова увидел того же ангела, который сидел на стуле между небом и землей и передал ему аяты главы Корана «Завернувшийся». Впрочем, в данном отношении имеются некоторые иные мнения, о которых стоит упомянуть:

а) В сообщении Ибн Джабира (да будет доволен им Аллах), переданном Бухари в главе о толковании Корана, говорится, что первые ниспосланные Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) аяты были из главы «Завернувшийся». Поэтому некоторые теологи полагали, что эти аяты были ниспосланы раньше начальных стихов главы «Сгусток». Но шейх Ибн Хаджар (милость ему Аллаха) пояснял, что процитированное в данной главе повествование Ибн Джабира (да будет доволен им Аллах) было сокращено, и в нем отсутствуют два предложения. Мы находим то же самое сообщение у Бухари в главе, посвященной началу откровения. Оно приведено от имама Зухри со слов Ибн Джабира (да будет доволен им Аллах) и содержит следующие слова:

فإذا الملك الذي جاءني بحراء جالسا على كرسي

«И тут (я увидел) того ангела, который ранее приходил в пещеру Хыра, сидящим на стуле».

Отсюда видно, что аяты главы «Сгусток» были ниспосланы раньше. Впрочем, возможно, истинным будет утверждение о том, что аяты главы «Завернувшийся» были первыми из ниспосланных после паузы в откровении, или что данная глава была первой из полностью переданных, поскольку глава «Сгусток» была ниспослана в пещере Хыра лишь частично.

б) Имам Байхакы приводил сообщение от Амра ибн Хубейля (да будет доволен им Аллах) о том, что до откровения Пророк говорил Хадидже (да будет доволен ею Аллах), как слышит слова: «О, Мухаммад! О, Мухаммад!» – когда остается один. И так продолжалось до тех пор, пока в один из дней голос не сказал: «О, Мухаммад! Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха, хвала вся Богу, Господу миров…» (до конца первой главы Корана).

На основе этого повествования шейх Замахшари утверждал, что первой ниспосланной главой Корана была «Открывающая» («Аль-Фатиха»). Более того, он полагал, что такого мнения придерживалось большинство комментаторов Корана. Но шейх Ибн Хаджар опроверг его слова и сообщил, что Замахшари здесь ошибся, и найдется очень немного теологов, которые бы согласились с ним, а бо́льшая часть комментаторов Корана считали, что первыми были ниспосланы начальные аяты главы «Сгусток».

Если говорить о ранее указанном сообщении Байхакы, нужно отметить его собственные слова, когда он сообщал, что если данное повествование верно, то это событие, возможно, произошло после ниспослания глав «Сгусток» и «Завернувшийся». Шейх Анвар Шах Кашмири говорил о возможности двукратного ниспослания главы «Открывающая» (как это происходило с некоторыми аятами): первый раз – до «Сгустка», второй раз – после него. В этом случае нам следует признать, что первое чтение «Открывающей» не было кораническим откровением, то есть ангел просто прочел эту главу, а впоследствии, в назначенное время, она была ниспослана как часть Корана. В любом случае, все сообщения, за исключением данных трех, говорят о том, что первыми были ниспосланы начальные аяты главы «Сгусток». Шейх Суюти в подтверждение данного взгляда цитировал ряд различных повествований.

Примечание

См. Суюти. Овладение кораническими науками. – Том 1, стр. 41, глава 16.

Тахир Курди. История Корана. – Джидда: 1365 г. х. – Стр. 20.

Широко известно, что в ранг пророков он был посвящен в месяце раби-уль-аввале посредством пророческих снов. Так продолжалось шесть месяцев. Затем в месяце рамадане начал ниспосылаться Коран. (Суюти. Овладение кораническими науками. – Том 1, стр. 42)

См. Ибн Джарир Табари. Собрание пояснений в отношении толкования Корана. – Египет. – Том 10, стр. 7.

Бухари. Сахих. – Глава о том, каково было состояние Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), когда снизошло откровение.

Ибн Хаджар. Торжество Творца. – Том 1, стр. 23. Подробнее см. Анвар Шах Кашмири. Богатство Творца. – Том 1, стр. 25; Суюти. Овладение кораническими науками. – Том 1, стр. 24–25.
Из книги: «‘Улум аль-Кур’ан»

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама