THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

12. Корни с проверяемыми гласными . Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повре ди́ть — вре ́д , препода ва́ть — препода ́ть , притя ну́ть — притя ́нешь .

Примечание. При применении этого правила нужно помнить следующее:

а) Гласные после шипящих и ц пишутся на основании особых правил (см. пп. 9, 10, 11).

б) Правописание безударного гласного нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида на -ывать , -ивать , в которых под ударением вместо корневого о часто бывает а : вто птать — вта птывать , но сить — на шивать , и т. п.

13. Корни с непроверяемыми гласными. Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: со бака , во лдырь , ва трушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

14. Корни с чередованием о — а . Для правописания некоторых корней с чередованием а — о надо заметить следующие правила:

а) В корне кос — кас (кос нуться — кас аться ) пишется а -а- : кас -а-ться , кас -а-тельная , при-кас -а-ться , но: при-кос -ну-ться , при-кос -н-овение .

б) В корне лож — лаг (предлож ить — предлаг ать ) пишется а , если за корнем следует суффикс -а- : из-лаг -а-ть , воз-лаг -а-ть , при-лаг -а-тельное , но: из-лож -ение , воз-лож -ить , при-лож -ение .

в) В корне клон — клан (поклон — клан яться ) под ударением может быть и о , и а о : наклон я́ть , наклон я́ться , склон е́ние , поклон е́ние .

г) В корне твор — твар (твор чество — твар ь ) под ударением может быть и о , и а , но без ударения пишется только о : твор е́ц , сотвор и́ть , твор е́ние .

д) В корне гор — гар (гор еть — загар , нагар ) буква а бывает под ударением; без ударения пишется о : гор е́ние , загор а́ть , загор е́ться , загор е́лый .

е) Корень плав — плов пишется с буквой о только в двух случаях: плов ец , плов чиха , в остальных случаях пишется а : сплав лять , плав ник , поплав ок , плав унец (жук ), плав учий (Запомните слово плы вуны — слои подпочвы, насыщенные водой).

ж) В корне зар зор (заря зори зорька ) без ударнния пишется только а: за ря́, за рни́ца, за рево́й, оза ря́ть, оза ре́ние.

з) В корне раст рост (расти — росло) без ударения перед ст и щ пишется а (выра стить, возра ст, нара стание, взра щенный, сра щение); перед с без последующего т пишется о (выро с, выро сший, водоро сль, недоро сль).

Исключения: ро сток, ро стовщик, Ро стов, Ро стислав; отра сль, отра слевой.

и) Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с "равный"("одинаковый"): ра вномерный , ра внозначный , сра внить , всё ра вно , а также в словах: ра внение , ра вняйсь , ра вняясь , пора внялся , ра внина ; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с "ровный" ("гладкий", "прямой"), например: ро внять (дорожки), подро внять (клумбы) и т. п., уро вень , ро вня .

Тема урока : Правописание корней РАСТ, РАЩ, РОС

Цель: 1. формирование навыка правописания корней –раст, - ращ, - рос;

2. развитие исследовательской компетентности учащихся;

3. воспитание бережного отношения к природе.

Ход урока .

Сегодня на уроке мы продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных - О – А-. Давайте вместе попробуем определить тему урока.

- Посмотрите на доску и скажите, что означают вопросительные знаки на схеме?

(Безударные гласные в корне делятся на 3 группы: 1-проверяемые, 2-непроверяемые, 3-чередующиеся)

- Что нужно помнить, чтобы правильно написать безударные гласные 1, 2, 3 группы? ( Дети рассказывают правила на правописание проверяемых гласных в корне, непроверяемых гласных в корне, чередующихся гласных в корне)

2. Прочитайте выразительно текст.

Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. Свежая трава, тополь под окном, стая галок, вьющихся у телеантенн над крышами домов, - это фон или часть нашей жизни? Внимание к прилетевшим пернатым, к цветущему лугу, к росткам посаженной рощицы2 , к растущим вдоль озера камышам – источник2 интереса и любви к ним, залог взаимной радости природы и человека.

- Определите тему текста. Озаглавьте. В течение урока мы будем обращаться к нему.

3. А сейчас, пользуясь перфокартами, выпишите из текста слова с безударными гласными, распределив их в 3 колонки

Непроверяемые

безударные

Проверяемые

безударные

Чередующиеся гласные

(Проверка)

4.Итак, обратимся к словам с чередующимися гласными О-А. Внимательно посмотрите на слова этого столбика и скажите, о правописании каких корней мы будем говорить сегодня на уроке?

-Как называют эти корни и почему?

(Корни пишутся в словах, значение которых связано с ростом, развитием,

т. е. с жизнью)

- Сформулируйте тему урока.

(Правописание корней –РАСТ-РАЩ-РОС-)

- Сформулируйте грамматическую тему урока.

(Научиться правильно выбирать и писать гласную в корнях –РАСТ-РАЩ-РОС-)

- Сформулируйте речевую тему урока.

(Развитие речи: совершенствование умения выступать публично)

5.От чего зависит написание гласных - О – А - в корнях? К уроку подготовлен исследовательский проект, который даст ответ на этот вопрос.

Выступление учащихся:

Проект «Правописание корней с чередованием гласных О –А в корне»

Мы подготовили исследовательский проект «Правописание корней с чередованием гласных О – А в корне».

Творческое название проекта «Корни жизни».

Цель нашего проекта – научиться правильно писать корни -РАСТ-, - РАЩ-, - РОС-, в которых чередуются гласные О-А.

Выдвинули гипотезу. Объясним значение слова ГИПОТЕЗА.

ГИПОТЕЗА – это предположение, выдвигаемое для объяснения каких – либо явлений. Какова же наша гипотеза?

    Если правописанием командуют согласные СТ и Щ, то в корне пишется А. Если в корне согласные СТ и Щ отсутствуют, то пишется О.

Мы знаем, что корнями с чередованием гласных О –А могут командовать:

    Суффикс –А - (корни КОС-КАС, ЛАГ-ЛОЖ) Ударение (корни ЗОР-ЗАР, ГОР-ГАР) Смысл (корни РОВН-РАВН, МАК-МОК)

А кто же командует корнями РАСТ – РАЩ - РОС?

Провели исследование: отобрали тексты, определили круг слов, с которыми будем работать и проследили за их написанием. Оказалось, что в словах с данными корнями ни суффикс –А-, ни ударение, ни смысл не играют роли. Оставалось обратить внимание на согласные в корне.

Мы знаем о таком языковом явлении как чередование согласных. Сочетание –СТ - чередуется со –Щ-. Доказательство этого положения представлено на доске:

Блестеть – блещет

свистеть - свищет

чистить – очищенный

растить – выращенный

Значит, в корне РАЩ, как и в корне РАСТ пишется –А-.

Чтобы выяснить, все ли наши одноклассники могут отличить корень –РАСТ - от приставки –РАС - и корня, начинающегося с буквы –Т-, мы подобрали примеры, записали их вперемешку, распечатали карточки на каждого ученика и попросили распределить слова в два столбика.

    Не выполнили задание – 0 % или 0 человек из 5 Выполнили задание с 1 ошибкой – 2 человека из 5 Выполнили задание без ошибок – 1 человек из 5

Где же мы можем встретить слова с корнем жизни?

На природе, в лесу, с жизнью человека эти слова тоже связаны. Корнями жизни называют корни РАСТ, РАЩ, РОС, так как они присутствуют в словах, связанных с ростом, с жизнью, с развитием.

Результатами нашего исследования явилось создание визитной карточки корней. Каждому из присутствующих на уроке мы дарим её, как напоминание, подсказку.

РАСТ //РАЩ – РОС

6. Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали выступление и вспомнили ли вы, когда в корнях пишется –А-, а когда –О-. Перед вами кроссворд. Вставьте в слова кроссворда недостающие буквы

Запишите эти слова в тетрадь . (Работа учащихся. Проверка)

Предложите вариант названия кроссворда.

7. Объясните значение слова РОСТОВЩИК, составив предложение по схеме.

8. Пользуясь своими записями или дидактическим материалом, приведите примеры слов с корнями РАСТ, РАЩ, РОС и объясните их написание:

(Примеры и объяснение написания слов с корнями РАСТ-РАЩ-РОС)

Итак, ваши примеры ещё раз подтвердили, что корни РАСТ, РАЩ, РОС являются КОРНЯМИ ЖИЗНИ.

9. Пригреет солнышко землю посильней, и в лесу, не дожидаясь, когда же стает весь снег, сначала робко, а затем всё смелее и смелее появляются первые цветы.

Какое настроение вызывает у вас появление первых цветов? Подберите эпитеты к слову настроение. (Хорошее, радостное)

А ещё можно сказать «Светлое, ликующее, торжественное, праздничное, изумительное, очаровательное».

Но почему-то не все люди бережно относятся к первым цветам.

Запишем предложение:

Учёные создали Красную книгу и перечислили в ней исчезающие от бездумного варварства человека растения: ландыши, колокольчики, ночные фиалки.

- Объясните постановку знаков препинания в предложении. Какое слово является обобщающим? Объясните орфограмму в этом слове.

-Проверьте написание остальных слов в предложении .

(Проверка)

-Почему книгу исчезающих растений и животных назвали Красной? Что общего у Красной книги и светофора?

(Красный свет светофора означает опасность для жизни. Убийство природы опасно для жизни человечества).

10. Отгадайте, о каких цветах идёт речь в следующих загадках.

А) Природой бережно спелёнутый,

Завернутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист… (Ландыш)

-Как вы догадались, что загадка о ландыше? (Спелёнутым может быть ребёнок, завёрнутый в листик ландыш на тонкой ножке напоминает спелёнутого ребёнка.)

-Какое изобразительно-выразительное средство языка помогло отгадать загадку? (Метафора)

Что это такое?

Б) Цветок – петушок растёт на опушке,

Хохлатый подбородок, хохлатая макушка. (Хохлатки)

Давайте обратимся к тексту, прочитаем его и определим основную мысль текста и нашего разговора о первоцветах.

(Растительный мир – источник нашего интереса и любви к нему, залог взаимной радости природы и человека)

-Совершенно верно. И поэтому мы

От всех сомнений и смятений,

От всех ушибов и толчков

Лечиться можем у растений-

У их цветочков и ростков.

-Какие слова этого четверостишия иллюстрируют грамматическую тему нашего урока?

15. Чтобы проверить наши знания, выполним тест.

Тест «Правописание гласных - А - и –О - в корнях с чередованием»

1 вариант

Какую букву нужно вставить? Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

р…стовщик о а о а

выр…стить а а о о

подр…сли о а а о

отр…сль а о а о

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква –О-?

1) р. стение, водор. сли

2) выр. щивать, возр. ст

3) р. сток, зар. сли

4) подр. стая, выр. сти

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква –А-?

А. подр. стал

Б. подр. сший

В. отр. сль

Г. разр. стается

1) А, В, Г 2) А, Б, Г 3) А, В 4) Б, Г

2 вариант

1. Какую букву нужно вставить? Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

зар..сли о а а о

р..сток о а а о

Р..стов о а а о

р..стительность о а о а

2.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква – А-?

1) возр. ст, зар. сли

2) отр. слевой, ср. щение

3) подр. стал, Р. стислав

4) ср. слись, выр. сший

3.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква –О-?

А. р. стить

Б. выр. сли

В. водор. сли

Г. р. стовщик

1) А, Г 2) Б, В, Г 3) Б, В 4) А, Б, В

16. Подведение итогов урока.

17. Домашнее задание: составьте обращение к первоклассникам о бережном отношении к природе.

Дидактический материал к уроку

«Правописание корней - РАСТ -, - РАЩ-, - РОС-».

Загадки

Р..стёт вниз головой, 2. В землю Тит зашёл,

Не летом р..стёт, а зимой. Синю шапку нашёл.

Чуть солнце её припечёт, Из земли выр..стал -

Заплачет она и умрёт. Весь мир одевал.

3. Девица красна в землю вр..сла.

4 . И зелен, и густ – на грядке выр..с куст. Начали щипать – стали

плакать и рыдать.

5. Рос Демид, выр..с, на белый свет вылез, сквозь землю прошёл,

красну шапку нашёл.

6. В летнюю пору р..стут золотые горы.

7 . Что вниз вершиной р..стёт?

8 . Вокруг озера лес р..стёт.

9. Не сеют, не сажают, сами выр..стают.

10 .Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет и р..стёт.

Пословицы

1.Р..стения тянутся к свету, а народы к миру.

2.Сломить дерево – секунда, а выр..стить – годы.

3. И камень лёжа мхом обр..стает.

4.Где сосна взр..сла, там она и красна.

Словарные диктанты

Зар..сли шиповника, р..стительность тундры, отр..сль

промышленности, южные р..стения, морские водор..сли, р..сли

осинки, разр..стались травы, зар..сла тропинка, ср..слись стволы,

прор..сла пшеница.

Подр..стала рассада, выр..сли помидоры, р..стительный мир

пустыни, отр..слевое хозяйство, пожилой возр..ст, интересное

р..стение, зелёные р..сточки, огромные зар..сли орешника,

полезные водор..сли.

Творческий диктант

Используя слова для справок и их значения, составьте предложения так, чтобы подлежащее и сказуемое были выражены именем существительным.

1. Молодой лес. 2. Отдельная область деятельности, науки, производства. 3. Частый кустарник, которым зар..сло какое-нибудь место. 4. Дать р..стки. 5. Стать ветвистее, гуще, больше.

Слова для справок: пор..сль, отр..сль, зар..сли, прор..сти, разр..стись

Объяснительные диктанты

1. Красная книга р..стений.

Как радует нас красота и аромат полевых цветов! Но часто к ним тянутся жадные руки и безжалостно рвут их. Эти красивые цветы и ценные лекарственные р..стения могут исчезнуть навсегда. Многие из них занесены в «Красную книгу р..стений».

Зар..сли расступились, и дети вышли к крохотному водоёмчику. Возле самого края сцепилась корнями и плавала целая куча болотных р..стений. Вверх из корней р..сли зелёные стебли, а в воду спускались, как белые ниточки, тоненькие корешки.

Г. Скребицкий

3. Почва .

Почвой называют верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором р..стут р..стения. В борьбе с разрушением почвы человеку помогает р..стительность. Почву защищают от размывания различные р..стения: лесные, полевые, степные, луговые. Люди высаживают кустарники, чтобы не р..сли овраги.

М. Скаткин

4. Водор..сли.

Морские водор..сли полезны и вкусны. Из них приготавливают хлеб, печенье, кексы, конфеты. Их едят и свежими. Морские водор..сли накапливают в своих тканях необходимые для жизни металлы и вещества. Если человек использует в пище водор..сли, он укрепляет своё здоровье.

И. Акимушкин

Выборочный диктант

Это интересно.

Пшеница – самое первое хлебное р..стение, которое посеял человек. Рожь быстро р..стёт, сама, без помощи человека, справляется со многими сорными травами. Семена свёклы так прочно ср..стаются, что их невозможно разделить. Если клубочки семян свёклы посеять, из каждого выр..стает несколько р..стков. В июле зар..сли тмина выглядят так, словно на них набросили белое кружево: это от обилия мелких беленьких цветков.

Предмет Русский язык

Дата 26.01.2009

Класс 5 «Б»

Тема урока «Правописание гласных А–О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС»

Тип урока: объяснение нового.

Уровень подготовленности класса: средний.

Цели урока:

Познавательные: познакомиться с правописанием А–О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС

Практические:

    совершенствовать умение правильно писать слова с этими корнями;

    формировать орфографическую зоркость;

Общепредметные:

    обучать сравнению, доказательству и опровержению как приёмам мыслительной деятельности на примере чередования гласных в корнях;

    развивать следующие операции логического мышления: сопоставление, классификация, анализ;

    дифференцированно работать над устойчивостью внимания учащихся.

Принципы обучения: дидактические:

    научности (преподавание орфографии на основе обобщающих орфографических понятий).

    доступности (опора на знания по орфографии, полученные в начальной школе).

    наглядности (дидактический материал, иллюстрирующий понятия написание, орфограмма, опознавательные признаки орфограмм).

    систематичности и последовательности (использование системообразующих понятий: тип орфограммы, опознавательный признак орфограммы).

Методы преподнесения знаний: слово учителя с репродуктивной беседой.

Методы формирования знаний: постановка вопросов:

    фронтальный опрос (для закрепления новых орфографических понятий);

    взаимоопрос (повторение правила написания А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- ).

Методы формирования умений:

    нахождение корней с чередованием гласных в предложениях.

    подбор примеров слов с данной орфограммой.

    выборочно-распределительный диктант.

Методы контроля: выборочный диктант с сигнальными карточками (используется во время подведения итогов урока).

План урока.

1. Организационный момент – 1 мин.
2. Мобилизующий этап – 5 мин.
3. Формулирование темы и цели урока – 5 мин.
4. Изучение нового материала – 8 мин.
5. Закрепление изученного материала – 15 мин.
6. Итоги урока – 2 мин.
7. Постановка домашнего задания – 2 мин.

8. Рефлексия– 2 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Мобилизующий этап.

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала.

На доске написаны слова:

1) Предл..гать, распол..житься, р..стения;
2) Прир..щение, изл..гать, пол..жить;
3) Слаг..емое, предл..жение, выр..сла.

Учитель. Прочитайте ряды слов вслух. Выделите в каждом ряду слово по двум признакам одновременно. Прочитайте слова первого ряда. Скажите, какое слово в нём можно выделить и почему?

Ученики. В 1-м ряду можно выделить слово растения. Это имя существительное, а остальные – глаголы. В словах предлагать, расположиться -ЛАГ-, -ЛОЖ- , а в слове растения – в корне -РАСТ-.

Учитель. Назовите слова 2-го ряда. Какое слово можно выделить и почему?

Ученики. Во 2-м ряду можно выделить слово приращение . Это существительное, а остальные – глаголы. В словах излагать, положить безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове приращение в корне -РАЩ-.

Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего ряда?

Ученики. Среди слов 3-го ряда можно выделить слово выросла . Это глагол, а остальные – имя существительное. В словах слагаемое, предложение безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове выросла – в корне -РОС- .

III. Формулирование темы и цели урока.

Цель: учить формулировать тему и цели урока.

Учитель. Назовите слова, выделенные из каждого ряда. Скажите, какие гласные и в какой части слова пропущены. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики. Мы выделили слова растения, приращение , выросла. В корне этих слов пропущены гласные О или А. Значит, тема сегодняшнего урока – “Гласные -А – О в корне -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-“ .

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.

1. Познакомиться...
2. Учиться находить и правильно писать...

Ученики. Цель урока: познакомиться с правилом написания гласных А и О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; учиться находить и правильно писать слова с этими корнями.

IV. Изучение нового материала.

Цель: выяснить условия написания изучаемых корней.

1. Работа с учебником, с. 169.

Учитель. От чего зависит чередование гласных А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- ?

Правило повторяют 2 – 3 ученика.

2. Запись в “Словарь трудных слов”: Ростов, росток , отрасль , Ростислав.

V. Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить полученные знания.

1. Упражнение 437 (устно)

2. Выборочно-распределительный диктант.

Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются цветы, древняя отрасль, морские водоросли, выращивание картофеля, заросли камыша.

3. Упражнение (запись на доске)

1) выр..стить, возр..ст, ...
2) ср..щение, выр..щенный, ...
3) выр..с, водор..сли, ...

Справка: нар..стание, взр..щённый, выр..сший, недор..сль, пор..сль.

Учитель. Прочитайте цепочки слов. Сформулируйте к ним задание. (Надо продолжить цепочки слов, используя слова из справки)

Учитель. Назовите признаки, в соответствии с которыми надо продолжить цепочки слов. (Эти цепочки слов надо продолжить, учитывая, какая гласная пишется в корне)

Учитель. Какое слово можно включить в первую цепочку? Запишите это слово. Объясните постановку буквы А в корне слова.

Учащиеся выполняют задание и вместе с учителем проверяют его. Аналогичным образом они работают с остальными цепочками слов.

4. Выборочный диктант.

1) Играйте же, дети, растите на воле. (Н.Некрасов)
2) Три гордые пальмы высоко росли. (М.Лермонтов)
3) Заросли кустарника образовали непроходимую чащу.
4) Рис растёт на болотистых местах.
5) Берег моря покрыт водорослями.
6) Эти места удивляют богатой растительностью.

5. Работа в тетрадях с печатной основой. (тест 11, задание 4)

VI. Итог урока.

Учитель. С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

Дети повторяют правило. Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

VII. Домашнее задание . Параграф 84, упр.441.

VIII . Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Каким способом?

Что еще нужно сделать?

Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала(+).

Хорошо Понял, но

понял не все.

материал.

Активно На уроке

работал было

на уроке. скучно.

Спасибо за работу, оценки за урок…

Буквы О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ-

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Цели урока:

    Познавательный аспект: проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне - раст- // -рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных;

    Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;

    Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование:

интерактивная доска, , , карточки для проверочной работы, учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.] – 35-е изд. – М.: Просвещение, 2008.)

ХОД УРОКА

слайда

Этапы урока

Слайд 1

1. Организационный момент
2. Запись темы урока, постановка целей

3. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос
- Что такое чередование?
- Приведите примеры с чередованием звуков в приставках, корнях, суффиксах
- Расскажите о правописании чередующихся гласных в корне –лаг-// - лож-

Слайд 2

Проверочная работа
Вставь пропущенные буквы
предл…гать ничью
прил…жение к журналу
популярное изл…жение
пол…жение дел
пол…гаться на коллектив
разл…жить растения
изл…гать программу
ул…житься в секунды
отл…жить визит
возл…жить ответственность
распол…гать данными
прил…гать усилия

Слайд 3

4. Объяснение нового материала
4.1. Наблюдения по таблице, формулирование вывода

Слайд 4

4.2. Сравниваем выводы с правилом в учебнике п.85

Слайды 5-9

4.3. Лексико-орфографическая работа. Запишите слова-исключения. Почему они являются исключениями?

Слайд 10

5. Закрепление
5.1 Развитие устной речи. Прочитайте несколько раз скороговорку, объясните правописание слов
Прор…сли р…стки, повыр…сли, да ростом р…стки не выр…сли.

Слайд 11

5.2.Самостоятельная работа упр.437.
Один учащийся работает за компьютером (режим пауза), остальные в парах.
Вишенка р…сла, подр…стала, и, наконец, выр…сла; сберегли р…стение; выр…щенный школьниками сад; небольшой р…сточек.
Проверка, анализ ошибок

Слайд 12

5.3. Конструирование. Составьте словосочетания по картинке с корнем –раст- // -рос-//-ращ-

Слайд 13 или интерактивное задание

5.4. Распределительный диктант. Интерактивное задание
Сл…жение, выр….стили, прил…гать усилия, подр…сли, прор…сти, ул…жить, вр…сли, изл…гать, р…сточек, выр…щенный, отр…сль, р…стовщик, р…стение
По какому принципу можно распределить слова на группы?

Слайд 14

6. Подведение итогов урока
- Какую орфограмму изучили?
- От чего зависит выбор гласных в корне –раст- - рос- -ращ-?
- Какие есть слова-исключения?
- В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- и -лаг- // -лож-

Слайд 15

7. Домашнее задание
п.85 выучить, п.84 повторить упр.441

Разработка сайта 2007-2010 © (Счетчик показов: 1492651)
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на обязательна.

Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о .

гар - гор . На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением - а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ).

зар - зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением - а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).


кас - кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан - клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением - о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением "покрывать каплями, брызгами": кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а - в словах со значением "покрывать мелкими пятнышками, точками": краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении "покрывать крапинами, наносить крап"), вкрапле́ние . Под ударением - только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг - лог - лож . На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж - о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

мак - мок - моч . На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением "окунать, погружать в жидкость": макать, макнуть, обмакнуть ; буква о - в словах со значением "становиться мокрым": намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением "осушать чем-н. впитывающим влагу": промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч - всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34 , примечание 2).


пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

плав - плов . Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о . Под ударением - только а : пла́вать, лесоспла́в .

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн - ровн . Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный "одинаковый", напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - "сделать равными по длине"), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный "гладкий, прямой, без неровностей", напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , - буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

разн - розн . В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).


рос(т) - рас(т) - ращ . На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т ) - буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й ); б) перед ст - буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый ); в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о , напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

скак - скок - скач - скоч . Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением - о , напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34 , примечание 2).

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь") и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит "быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться").


твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество ), но и а (тва́рь, тва́рный ). В слове у́тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

2. Корни с буквами и и е .

блес(к,т) - блещ - блист . На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и - перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́ ) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).

лип - леп . В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ).

сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́ ) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла ), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце ). Под ударением - и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .


Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36 .

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

расти или рости

Слово «расти» пишется с буквой «а» – расти .

Запутаться в правописании этого слова можно потому, что есть слово «рост», в котором после буквы «р» чётко слышится «о».

Правило написания слова

При возникновении вопроса, как правильно «рости » или «расти », нужно вспомнить правило «Правописание корней с чередующимися гласными». В корнях -рос-, -раст-, -ращ- буквы «о» и «а» чередуются. Перед буквой «с» пишется «о»: росла , поросль, пророс и т. д .

Перед сочетанием «ст» и перед буквой «щ» пишется буква «а»: выращивать, растение, растёт и т. д.

Собственные имена «Ростов» и «Ростислав», слова «росток», «ростовщик», «отрасль», являются исключениями из этого правила. Их написание необходимо запомнить.

В просторечии иногда встречается слова «ро́стить» и «ро́стите», которые употребляются в отношении домашних животных или детей. Использовать их в нормативной лексике нельзя.

Правильно говорить «расти́ть », «расти́те ».

Примеры

  • Весной на деревьях начинают расти молодые листочки.
  • «Расти , быстрее, малыш, повзрослеешь – станешь с нами в море ходить», – сказал капитан Пашке.
  • Расти , коса, до пояса.
  • Нужно постоянно расти , развиваться, чтобы стать настоящим профессионалом.
  • Чтобы пшеница начала расти , ей нужно достаточно света, влаги и тепла

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 74% ответили правильно)

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама