THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Консерватизм возник как непосредственная реак-ция на Великую французскую революцию. В Велико-британии его основоположником стал Эдмунд Бёрк (1729-1797), известный политический деятель и один из самых оригинальных мыслителей своего времени.

Книга Бёрка «Размышления о революции во Франции» (1790) считается классикой консервативной мысли. Идеа-лом Бёрка была английская Славная революция, когда «все изменения были произведены на основе принципа уважения к старине». Обязательные качества «честного реформатора», по его мнению, — это «предрасположен-ность к сохранению и способность к улучшению вместе взятые».

Стремление не допустить в своей стране революционных потря-сений, подобных тем, которые произошли во Франции, стало глав-ной задачей британских консерваторов.

Основные принципы французского консерватизма были сфор-мулированы в трудах мыслителей-эмигрантов, одним из которых был граф Жозеф де Местр (1753-1821).

Савойский аристократ по происхождению, воспитанник иезуитов, де Местр играл заметную роль в политической жизни Сардинского королевства, а затем занимал пост его посланника в Санкт-Петербурге. Де Местр выступал против «безумных доктрин» Вольтера и Руссо и ставил своей це-лью «убить дух XVIII столетия», подразумевая под этим идеологию Просвещения, которая послужила идеологиче-ским обоснованием революции. Возражая сторонникам формальных прав человека, де Местр заявил, что «человека вообще нет, а есть люди различных наций, для которых Бог создал различные учреждения». В своих «Петербургских письмах» он провозгласил принцип: «Нет ничего лучше того, что уже испытано».

Э. Бёрк
Ж. де Местр
Ф.-Р. де Шатобриан

Другим отцом-основателем консерватизма стал Франсуа-Рене де Шатобриан (1768-1848), крупнейший французский мыслитель эпохи романтизма, известный общественный и политический дея-тель. Он тоже противопоставлял себя «философскому течению, которое оказалось настолько сокрушительным, что произвело революцию».

Как и другие французские консерваторы-романтики, Шатобриан придавал ключевое значение в жизни общества католической религии, неслучайно одно из наиболее из-вестных его сочинений получило название «Гений христиан-ства» (1802). На смену идеологии Просвещения, считал Ша-тобриан, должно вернуться возрождённое и обновлённое католичество. Он старался доказать, что «обществом пра-вит нравственный закон; существует всеобщая законность, и она выше законности частной. Человек пользуется своими естественными правами, подчиняясь долгу, ибо не право рож-дает долг, но долг рождает право». Материал с сайта

Главной темой консервативной критики стал либе-рализм, разрушающий привычный социальный поря-док, который до тех пор люди считали необходимым для своей жизни, и поставивший на его место «невы-носимую анархию борьбы всех партий против всех» и «бесчеловеч-ность рынка». Усилия идеологов консерватизма были направлены в первую очередь на поиск в прошлом того, что могло послужить на-стоящему, на обоснование исторической преемственности в проти-воположность революционной ломке. Консерватизм стремился со-хранить традиционные духовные ценности и издавна сложившиеся общественные институты, обеспечивающие преемственную связь между сменяющими друг друга эпохами. Отстаивая «исторические права» против стремления либералов разрушить сложившиеся об-щественные порядки, консерватизм был близок людям, ориентиро-ванным на сбережение утвердившихся традиций и ценностей, на сохранение порядка в обществе.

Какие основные идеи классического консерватизма, Вы узнаете из этой статьи.

Консерватизм являет собой политическое идейное течение, которое характеризовалось приверженностью к стабильности и традициям. Термин «консерватизм» в политический оборот ввел французский политический деятель и писатель Ф. Шатобриан в 1818 году. В своих трудах консерваторы проповедовали незыблемость привилегий дворянско-феодальных сословий и отрицали любую буржуазную демократию.

Основные идеи консерватизма в 19 веке:

  • Общество трактовалось как сложный организм, требующий к себе бережного отношения.
  • Человек независим от существующих отношений. Главным его достоинством является не активная социально-политическая деятельность, а смиренность.
  • Большая роль в жизни общества и государства отводилась обычаям, традициям и уважению к мудрости предков.
  • Негативное отношение к революционным, радикальным преобразованиям.
  • Консерваторы отрицали договорную природу государства. Оно рассматривалось как порождение естественного хода вещей неконтролируемым разумом.
  • Государство – это неестественный и не эффективный орган управления. Его могут заменить мораль, религия, традиция. Они боле полно отображают социальное многообразие.
  • Политическая свобода является синонимом ограниченной государственной власти.
  • Консерваторы придерживались социальной стабильности во всем, утверждая, что новые социальные порядки порядком хуже старых.

Основные идеи современного консерватизма

Современный консерватизм характеризуется высокой степенью приспособляемости к новым реалиям. Независимо от направленности консерватизма, ему присуща приверженность религиозным и культурным традициям. Основная причина всех негативных явлений лежит в отдаленности от традиционных ценностей.

Современные консерваторы являются сторонниками сильного государства, видя в нем подлинную опору законности, порядка и истинной морали. Основная задача консерваторов — восстановить престиж и авторитет власти, правительства для их процветания и укрепления.

Тема 8. Консерватизм

Идеология консерватизма рассматривается как один из важнейших структурных компонентов современных политических идеологий. Однако имеются большие трудности в определении ее основного содержания. Сам термин “консерватизм” произошел от латинского “conservo” – сохраняю, охраняю. Однако его идейное и политическое значение с трудом идентифицируется, что связано с рядом обстоятельств. Во-первых, в процессе развития произошла инверсия исторических значений либерализма и консерватизма. Так, многие принципиальные положения классического либерализма – требование свободы рынка и ограничение государственного вмешательства – сегодня рассматриваются как консервативные. В то же время идея сильной централизованной регулирующей власти государства, выдвинутая ранее консерваторами традиционалистского типа, ныне стала важнейшим компонентом либерального сознания. Во-вторых, налицо внутренняя разнородность, гетерогенность политической идеологии консерватизма, включающей различные направления, объединенные общей функцией – оправдание и стабилизация устоявшихся общественных структур. Носителями идеологии консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении. В структуре консерватизма выделяется два идейных пласта. Один ориентируется на поддержание устойчивости общественной структуры в ее неизменной форме, другой – на устранение противодействующих политических сил и тенденций и восстановление, воспроизводство прежних. В этом контексте консерватизм выступает и как политическая идеология оправдания существующих порядков, и как апелляция к утраченному. Различные направления и формы консерватизма обнаруживают общие характерные черты. К ним относятся: признание существования всеобщего морально-религиозного порядка и несовершенства человеческой природы; убеждение в прирожденном неравенстве людей и в ограниченных возможностях человеческого разума убеждение в необходимости жесткой социальной и классовой иерархии и предпочтения устоявшихся общественных структур и институтов. Политическая идеология консерватизма в некотором смысле носит вторичный характер, поскольку производна от иных идеологических форм, исчерпывающих на определенном этапе выполняемые ими функции.

Рассматривая становление и развитие консерватизма в Украине, нужно заметить, что она, являясь в рассматриваемый промежуток времени неотъемлемой частью Российской империи, по нашему мнению, не может рассматриваться самостоятельно, в отрыве от России. Поэтому мы будем рассматривать консерватизм в России, отмечая некоторые особенности его развития в Украине.



Вторая половина 18 века весьма существенна в социально-экономической жизни России. Именно тогда начинаются складываться капиталистические отношения, проявляются тенденции экономического развития, которые в последствии приведут к резким противоречиям с существующей общественно-политической системой.

В поиске новых средств политического воздействия на общество российское дворянство обращается к идее “просвещенческого абсолютизма”. Особенно энергично оно насаждается в правлении Екатерины Второй. В 1767 году образуется “Комиссия о сочинении проекта нового Уложения”. В ее состав вошли избранные депутаты от дворян, городов, правительственных учреждений, казаков, некоторых категорий лично свободных крестьян. Екатерина тщательно готовила созыв комиссии. Она пишет обширный “Наказ” для депутатов. Целью государства объявляется “общее благо”, которое должно обеспечиваться мудрым правлением монарха. Однако в “Наказе” не ликвидируется сословный строй, не обеспечивается юридическое равенство граждан, свободу совести и свободу договора.

Во второй половине 18 века в России формируется самостоятельное течение политической мысли, которое настаивает на сохранении в неизменном виде феодально-крепостнического строя, выступая против просветительских идей и одновременно критикуя справа отдельные проявления политики самодержавного государства. Наиболее ярким представителем такого течения становится князь Михаил Щербатов (1730 - 1790). Обращаясь к истории, политике, экономике, этике М. Щербатов выступает защитником крепостного права, рисуя идиллическую картину взаимоотношений между помещиками и крестьянами. Отстаивая крепостное право, он утверждал, что помещики уступают крестьянам большую часть земли для пропитания, надзирая за ними как за своими детьми. Отмена крепостного права, считал Михаил Щербатов приведет к разорению дворянства.

В России консервативный тип мышления (для 19 в.) наглядно выявляются уже в мировоззрении славянофилов. Здесь консервативная мысль принимает романтическую форму. Ярким представителем этого стиля может служить К.Н. Леонтьев. Однако в чистом виде консерватизм в русской социально-философской и политической мысли встречается довольно редко (у В.А. Жуковского, идеологов официальной “народности” М.П. Погодина и С.П. Шеверева, К.П. Победоностова, в консервативной традиции духовно-академической философии). В большинстве же случаев данный тип мышления сочетался с либеральным. Консерватизм как тип мышления предполагает отказ от любых форм экстремизма. В этом смысле консервативная мысль противостоит и крайне правой, ультрареакционной идеологии (например, последней – взгляды М.Н. Каткова после 1863 г.) и леворадикальной, которая в середине и концу 19 века обретает популярность в интеллектуальной среде (революционные демократы, народники, эсеры, анархисты). Особый интерес представляют отношения консерватизма и либерализма в России. Обычно эти понятия противопоставляют друг другу, однако они не представляются взаимно отталкивающимися, между ними обнаруживаются определенные связи, компромиссы. Консервативный либерал Чичерин в своей работе “Вопросы политики” отметил, что консервативное направление к которому он принадлежит и которое он считает самым крепким оплотом государственного порядка, воспрещает всякую бесполезную, а тем более вредную ломку. Оно равно отделено и от узкой реакции, пытающейся остановить естественный ход вещей, и от стремления вперед, отрывающегося от почвы в преследовании теоретических целей. Ему одинаково противны упорное старание удержать то, что потеряло жизненную силу, и посягательство на то, что еще заключает в себе внутреннюю крепость и может служить полезным элементом общественного строя. Его задача состоит в том, чтобы внимательно следить за ходом жизни и делать только те изменения, которые вызываются насущными потребностями. Судьба и консерватизма и либерализма в России была трагической. Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым между двумя формами экстремизма – левым и правым. Чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону, не останавливаясь посредине.

Консерватизм - одно из ведущих идеологических течений в 19 веке. Термин используется преимущественно в политической сфере и направлен на защиту старых идей и порядков в противовес новым.

Зародился во Франции на рубеже 18-19 веков в результате неприятия итогов Революции; в 1820-1830-е гг. распространился по всему европейскому континенту, а в 1840-е гг. - в США. Основоположниками консервативного учения были французы Ж. де Местр, Л. де Бональд, англичанин Э. Берк, которые в своих произведения обозначили ряд основополагающих идей традиционного консерватизма.

Это неприятие итогов революции, которая расценивалась как «божья кара», нарушившая веками установленный порядок вещей, лозунгов «свобода, равенство, братство»; пессимистический взгляд на мир и будущее, ностальгия по прошлому, критика просветительских идей, которые высоко оценивали человека, верили в его возможность перестроить мир на основе добра и справедливости. Консерваторы, напротив, пессимистически смотрели на природу человека, который, по их мнению, «был слишком зол», нуждался в сдерживающих силах, «узде».

Для них был характерен взгляд на общество как целостный организм, в котором все части находятся в тесном единстве и взаимодействии, что было «чудом природы», «продуктом творца» и не могло быть подвергнуто изменению; идея органического общества консерваторов тесно соприкасалась с оправданием социального и классового деления: поскольку различные группы в обществе, как и человеческие органы, выполняют функции различной значимости, явной ошибкой считается попытка достижения классового и социального равенства; революции не позитивны, а вредны, они не только нарушают веками установленный порядок вещей, но и прерывают, замедляют поступательное развитие нации.

Идеалом для консерваторов являлась средневековая монархия с сильной властью церкви, руководящей «просвещением умов», т. е. сдерживающей образование, и монарха. В начальный период существования консервативной мысли его границы с либерализмом были достаточно подвижны. Ряд мыслителей, среди которых англичанин Э. Берк, француз А. Токвиль, оказали влияние на развитие как консервативной, так и либеральной мысли.

Отметим также, что помимо традиционного типа консерватизма выделяется и либеральный тип, который был широко представлен в Великобритании (Р. Пиль, Б. Дизраэли), но нашел проявление и в Германии в деятельности О. Бисмарка . Данный тип был менее теоретичен и связан с желанием ряда консервативных политиков приспособить идеи консерватизма к потребностям времени. Идеологическая открытость и гибкость консерватизма объясняет его живучесть и сохранение влияния в политической культуре и в настоящее время.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама