THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ТАНЗИМАТ (от арабск. танзим – упорядочение) (1839–1876). Середина 19 в. ознаменовалась в Османской империи проведением широкомасштабной программы реформ, подготовленных Мустафой Решид-пашой и утвержденных султаном Абдул-Меджидом, старшим сыном и преемником Махмуда II.

К 30-м годам 19 в. стало очевидным, что империя оказалась уже более не способна к противостоянию с любой из великих европейских держав. Махмуд II был вынужден признать полную независимость Греции (1826) и автономию Сербии, Валахии и Молдавии, расположенных на юго-востоке Европы. Суданский махди Мухаммед Али провозгласил независимость от Османской империи и захватил южную часть Аравийского полуострова, Сирию и юго-восточную Анатолию, разбив основные османские силы под Коньей на Анатолийском плоскогорье (1833). Только вмешательство европейских держав заставило его армию отступить.

По крайней мере до 1833 международные проблемы оставались основной преградой для проведения реформ внутри страны. В течение следующих шести лет (1833–1839) Махмуд II пытался проводить реформы. Его основные усилия были направлены на создание новой армии европейского типа (сегбан-и джедид). На основные посты в администрацию и армию пришли чиновники, получившие образование в новых технических школах. Были проведены фундаментальные реформы правительства и финансов. Была введена одежда западного стиля, которая стала обязательной для государственных служащих. В целом реформы, начатые или запланированные в эти годы, составили основу преобразований, проведенных в последующие годы, известные как период танзимата. Однако попытка использовать новую армию против Египта привела лишь к очередной победе Мухаммеда Али в битве при Незипе на юге Турции (1839). От поражения Османскую империю вновь спасло вмешательство европейских держав. Вскоре после этого Махмуд II умер. На трон вступил его сын Абдул-Меджид I.

Министр иностранных дел (1837-1838) Мустафа Решид-паша , служивший ранее послом Османской империи в Париже и Лондоне, понимал, что необходимо показать европейским государствам, что империя управляема и способна к преобразованиям, т.е. способна существовать в качестве независимого государства. В 1839 султан Абдул-Меджид обнародовал хатт-и шериф («священный указ»), объявлявший о начале реформ в империи, с которым перед высшими государственными сановниками и приглашенными послами выступил премьер-министр Решид-паша. Документ отменял смертную казнь без суда, гарантировал правосудие для всех граждан независимо от их расовой или религиозной принадлежности, учреждал судебный совет для принятия нового уголовного кодекса, отменял систему откупа, изменял методы комплектования армии и ограничивал срок военной службы. Хатт-и шериф как бы явился ответом на сомнения европейцев по поводу жизнеспособности Османской империи. Однако в 1841 Решид был отстранен от должности. В последующие несколько лет его реформы были приостановлены, и только после его возвращения к власти в 1845 они вновь начали претворяться в жизнь при поддержке британского посла Стратфорда Каннинга. Этот период в истории Османской империи включал реорганизацию системы управления и преобразование общества в соответствии с древними мусульманскими и османскими принципами терпимости. С другой стороны, тогда же большое внимание стало уделяться развитию светского образования, расширилась сеть школ, сыновья из известных семей начали обучаться в Европе. Многие османы стали вести западный образ жизни. Увеличивалось число издаваемых газет, книг и журналов, а молодое поколение получало более глубокое знакомство с западно-европейской культурой и усваивало новые европейские идеалы, что означало создание условий для взаимодействия с западными государствами не только в экономической, но и в культурной сфере.

Реформы были призваны способствовать ускорению экономического развития Турции, росту турецкой буржуазии, оздоровлению финансовой системы, созданию условий для буржуазного развития, а также развития науки, литературы и формированию турецкой интеллигенции. На первом этапе реформы касались устройства налоговой, финансовой, властной систем. На втором, объявленном в 1856, нововведения отвечали в значительной степени интересам иностранного капитала.

В области управления старая феодальная система была заменена новой строго централизованной административно-территориальной системой, созданной по французскому образцу. Функции центральной исполнительной власти были постепенно переданы вновь учрежденным советам, которые из простых консультативных органов превратились в министерства современного типа.

В области права «люди танзимата», как называли реформаторов, стремились гарантировать личную безопасность, уважительное отношение и неприкосновенность граждан независимо от их расовой и религиозной принадлежности, а также имущественного положения. Старая общинная система осталась в неприкосновенности, но немусульманские члены общины («райя») получили равные права с мусульманами, а старейшин и других местных правителей, пользовавшихся неограниченной и порой деспотичной властью, заменили выборными советами. Вводились новые гражданские кодексы, составленные по образцу европейских, хотя и сохранившие многие элементы старого исламского права.
Была введена регулярная система воинского призыва, и поскольку подданные-немусульмане получили равные юридические права, они стали призываться в османскую армию наряду с мусульманами.

Одновременно быстро росла внешняя торговля, но приток европейской промышленной продукции отрицательно сказался на финансах и экономике Османской империи. Импорт британских фабричных тканей разрушил кустарное текстильное производство и выкачал из государства золото и серебро. Еще одним ударом по хозяйству явились следствия подписанной в 1838 Балто-Лиманской торговой конвенции, по которой импортные пошлины на товары, ввозимые в империю, замораживались на уровне 5%. Это означало, что зарубежные коммерсанты могли действовать в империи на равных с местными купцами. В результате большая часть торговли в стране оказалась в руках иностранцев, которые в соответствии с «Капитуляциями» были освобождены от контроля со стороны чиновников.

Из-за сопротивления военных и чиновников, пользовавшихся изъянами старой системы для разного рода злоупотреблений, реформы оказались половинчатыми. Сыграла свою роль и общая оппозиция мусульман новым привилегиям, предоставленным немусульманам, так как большинство из них проводились из-за нажима со стороны европейских держав. При этом немусульманские меньшинства, с энтузиазмом воспринявшие юридическое равенство, пытались сохранить привилегии, полученные ими в прошлом в качестве компенсации за ограничение их прав, например освобождение от воинской службы.

В 1861 на трон вступил 32 султан Османской империи и второй султане периода танзимата Абдул-Азиз (1830–1876), брат Абдул-Меджида I . Сам по себе Абдул-Азиз был человеком слабым, готовым принимать реформы, пока он находился под влиянием сильных министров – Али-паши и Фуад-паши. После смерти Али-паши в 1871 вокруг Абдул-Азиза собрались менее способные министры, главным из которых был великий визирь Махмуд Недим-паша.

Европейские державы использовали свое влияние, чтобы укрепить собственные позиции в империи. Действовавшая через своего посла Стратфорда Радклифа Великобритания, а также Франция, как правило, стремились защитить территориальную целостность Османской империи, навязывая Абдул-Азизу новые реформы, в то время как Австрия, Россия и Пруссия пытались развалить Империю и воспрепятствовать проведению реформ. Махмуд Недим переориентировал внешнюю политику страны с Англии и Франции на Россию, чей посол в Стамбуле Н.П.Игнатьев приобрел значительное влияние на султана.

В области внутренней политики многие из реформ танзимата были приостановлены или игнорировались, государственная власть погрязла в кумовстве и взяточничестве, а расточительные расходы покрывались за счет полученных под разорительные проценты иностранных займов. Финансовая политика Махмуда Недима привела в 1875 к фактическому банкротству страны. В этот же период османы потерпели поражение от своих бывших балканских подданных в балканских войнах 1875–1876. В стране вызревало оппозиционное движение. В оппозиции танзимату находились представители нового слоя интеллигенции, «новые османы», во главе которых стояли писатели Зия-паша и Намик Кемаль. Новые османы требовали проведения демократических социальных реформ, модернизации системы управления и армии, введения конституционных ограничений на все еще сохранявшуюся автократическую власть султана и правящего класса. В результате, в 1876 Абдул-Азиз был низложен. Мидхат-паша и Авни-паша, руководители либеральной организации конституционалистов, провозгласили Конституцию. На трон они возвели Мурада V, старшего сына Абдул-Меджида, который оказался душевнобольным и всего через несколько месяцев был смещен, а на трон был возведен Абдул-Хамид II, еще один сын Абдул-Меджида.

Реформы танзимата (первый и второй периоды)

Реформы 20—30-х годов мало изменили положение в государстве, и дальновидные политики турецкого султана хорошо понимали это. Одним из таких политиков, завоевавших доверие султана, был Мустафа Решид паша (1800—1858). Долгие годы он находился на дипломатической службе во Франции и Англии, работал министром иностранных дел. Под руководством М. Решида был разработан план новых реформ. Их целью было укрепление власти султана, прекращение национально-освободительного движения на Балканах и давления европейских держав на Турцию, реформация государственного устройства страны по образцу западных держав.

Xотя указ о реформах был подготовлен в годы правления султана Махмуда II, он вступил в действие при правлении его сына Абдулы Меджида. В ноябре 1839 г. перед летним дворцом султана Гюльхане народу торжественно объявили Священный указ — “Гюльхане хатт-и шериф”. Это послужило началом нового исторического периода в Турции реформаторской эпохи — танзимата — реорганизации. “Гюльхане хатт-и шериф” содержал три основные идеи обновления: обеспечение безопасности жизни и собственности каждого гражданина империи независимо от вероисповедания, правильное взимание налогов с граждан, сокращение сроков военной службы.

В связи с постоянным сопротивлением правящих кругов возможно было реализовать лишь часть мер. Были приняты кодексы о земле, уголовных и гражданских делах. После официального восхождения на престол правителем была дана клятва — не нарушать принятых законов. Была проведена денежная реформа, на заработную плату служащих наложены строгие ограничения. Были открыты средние школы, в пределах империи построены железные дороги и проведена связь. Появились первые промышленные предприятия.

Начавшаяся в 1853 г. Крымская война затормозила ход реформ. В первый период танзимата (1839—1853) осуществились реформы в административной отрасли, управлении государством, экономике и культуре. Однако они не повлияли на жизнь городской и сельской бедноты. В отношении иностранцев не было введено ограничений, в том числе и на право их вмешательства в государственные вопросы.

В середине XIX в. обострилась проблема под названием восточный вопрос, касающаяся судеб государств, превратившихся в колонии Османской империи. Россия, Франция, Англия развернули борьбу друг с другом за право владения ближневосточным рынком. Русский царь Николай I направил турецкому султану ультиматум, в котором требовал признания прав всех православных народов, находящихся в составе Османской империи. Это требование турецкий султан посчитал вмешательством во внутренние дела государства. Заручившись поддержкой Англии и Франции, он отказался удовлетворить требования России, вследствие чего в 1853 г. развязалась Русско-турецкая, или Крымская война. Рассчитывавшие на легкую победу в войне русские просчитались. С помощью англичан и французов турки разгромили русскую армию.

В 1856 г. в Париже был подписан договор между Россией и Турцией, согласно которому Россия отдала Турции Бессарабию. Россия согласилась “нейтрализовать” Черное море. В Сербии, Молдавии и Валахии сохранилась султанская власть. Одновременно Англия и Франция подписали особый договор, в котором подтверждалось сохранение целостности и независимости Османской империи в рамках Парижского трактата. Турция получила огромный кредит от этих стран, попав тем самым в их кабалу.

В 1856 г. правительство султана разрешило иностранцам приобретать в частную собственность земли и недвижимость. Это открыло путь для поступления в экономику империи большого количества иностранной валюты. Для претворения реформ в жизнь правительство султана было вынуждено несколько раз взять кредит у иностранных держав.

Во второй половине XIX в. в целях укрепления империи турецкое правительство пошло на уступки в отношении национальных движений. Были предоставлены равные права 40% жителей империи немусульманской веры: армянам, болгарам, грекам, румынам, сербам. В результате этой политики все народы, подчиненные султану, назывались теперь османами, и все они обладали равными правами.

В 1856 г. Абдул Меджид издал манифест, в котором впервые в истории Османской империи было провозглашено равенство всех граждан, равенство прав мусульман и немусульман перед законом. Государство узаконило право на существование немусульманских религиозных объединений. Система высшего образования перешла из мусульманского религиозного направления в светское русло. Xристиане получили разрешение служить в государственных учреждениях.

Реформы танзимата 1839—1870 гг. были направлены на обновление государства. Благодаря изменениям, произошедшим в стране, были предприняты меры, направленные на избавление от иностранной зависимости, выведение страны из кризиса, ослабление национальных движений. Реформаторство, передав право частного владения землей, открыло возможности для развития промышленности и торговли. Особую пользу это принесло горожанам. Городскими жителями Османской империи были в основном немусульманские народы — греки, армяне, евреи. Большинство турок проживало в сельской местности, поэтому в результате реформы налоги были увеличены. Введение частной собственности на землю лишило крестьян права передачи ее по наследству, потому что теперь земля принадлежала сипахам. Новый хозяин мог выгнать со своей земли осевших на ней крестьян.

До реформ танзимата немусульманские народности платили дополнительные налоги и не допускались к государственной службе. Уравнивание прав немусульман и турков вызвало у последних недовольство, так как они считали, что этим были попраны их многовековые традиции.

К группе приветствующих реформы относились торговцы, промышленники, получившие европейское образование служащие и военные. В 1865 г. было организовано тайное общество под названием “Новые османы”. Их руководителем стал молодой, но уже известный писатель Намык Кемаль. В 1876 г. это либеральное общество свергло с престола султана Абдула Азиза. К власти пришел султан Абдул Хамид II, который в декабре 1876 г. утвердил двухпалатный парламент и объявил основные права, обязанности и свободы граждан.

Конституция провозгласила государственным турецкий язык, государственной религией — ислам. Султан Абдул Хамид II понял, что строгое соблюдение конституционных прав по рукам и ногам связывало его, поэтому решил воспользоваться результатами Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Поражение Османской империи в этой войне султан использовал для борьбы с движением “Новые-османы” и для аннулирования Конституции. В январе 1878 г. он распустил парламент и объявил о своем единоличном правлении. Конституция продолжала существовать формально, на деле же ни одна ее статья не выполнялась.

Установление равноправия между мусульманами и немусульманами осталось фикцией. Правительство подавило национально-освободительные движения. В 1894 г. для подавления армянского выступления султан направил в восточный район Малой Азии карательный отряд. Каратели уничтожили жителей целой области, поэтому период правления султана Абдула Xамида II (1876—1908) называют “зулум” (“зло, угнетение, давление”). Деятельность “Новых османов”, стремившихся по-новому перестроить империю, осталась безрезультатной.

Движение “Новые османы” имело важное значение в истории Турции. Они добились развития просвещения в стране, препятствовали абсолютизации феодальной власти, угнетению страны иностранным капиталом, формированию политического сознания в турецком обществе. Вместе с тем “Новые османы” были далеки от истинных интересов народа. Выдвигая идею османизма, они предложили все население Османской империи считать единым народом, несмотря на вероисповедание, язык, национальность. Из-за этого нетурецкие национальности не поддержали это движение.

ТАНЗИМАТ

(араб. - преобразования, реформы; тур. - tanzimat) - принятое в лит-ре название реформ в Османской империи с 1839 до нач. 70-х гг. 19 в. и самого периода их проведения. Т. был вызван углублением кризиса Османской империи, возникшего в кон. 18 в. вследствие роста внутр. противоречий и обострения борьбы европ. держав за господство на Балканах и Бл. Востоке (т. н. Восточный вопрос). Уже тогда экономич. и политич. упадок страны, поражения в войнах, сепаратизм окраинных феодалов, недовольство нар. масс усилением налогового бремени и др. форм феод. гнета и непрерывные восстания угнетенных народов породили в тур. правящих кругах стремление к проведению реформ, к-рые, не затрагивая основ феод. строя, могли бы спасти империю от назревающей угрозы распада и гибели. Попытки султана Селима III (1789-1807) и затем великого везира Мустафы-паши Байрактара (1808) осуществить такие реформы потерпели неудачу. Уничтожение в 1826 янычарского войска и некоторые др. реформы султана Махмуда II (1808-39) содействовали упорядочению гос. управления, форм зем. собственности, системы образования и пр., но не приостановили развития кризиса. Наиболее ярким проявлением этого кризиса были в 20-30-х гг. 19 в. нац.-освободит. революции балканских народов, приведшие к независимости Греции и автономии Сербии, борьба Египта против тур. господства, волнения в Курдистане, усилившееся проникновение иностр. капитала в экономику Турции и пр. Кризис особенно обострился в сер. 1839, когда тур. войска были разгромлены египетскими, а европ. державы предъявили тур. пр-ву и егип. паше Мухаммеду-Али требование передать решение егип.-тур. конфликта в их руки, что фактически означало установление междунар. опеки над Турцией. В этой обстановке и состоялось провозглашение Т. Султанский рескрипт (хатт-и шериф Гюльхане), содержавший программу намеченных преобразований, был подготовлен мин. иностр. дел Решид-пашой и торжественно обнародован 3 нояб. 1839 в дворцовом парке Гюльхане ("Дом роз") в присутствии султана Абдул-Меджида (1839-61), высших светских и духовных сановников империи, иностр. послов и делегаций. Рескрипт гарантировал всем подданным султана (независимо от вероисповедания) неприкосновенность жизни, чести, имущества, ликвидацию произвола, справедливое распределение и взимание налогов. Было обещано отменить откупную систему (ильтизам), сократить сроки воен. службы до 4-5 лет, провести финанс. воен., адм. и судебные реформы. Во исполнение Гюльханейского хатт-и шерифа в 1840 были изданы законы об отмене ильтизама и создании коммерческого суда, в 1843 - закон о снижении срока военной службы до 5 лет, в 1846 - рескрипт о создании светских школ, в 1847 - о допуске немусульман на равных основаниях с мусульманами в качестве свидетелей в суде, в 1850 - коммерч. кодекс по франц. образцу, в 1852 - закон о создании при вали совещат. советов (меджлисов) из представителей светской и духовной знати, включая и немусульман. Все эти законы были мало эффективны. Гюльханейский рескрипт осуществлялся крайне медленно, при большом сопротивлении феод. реакции. Провозглашенные реформы оставались большей частью лишь на бумаге, а нек-рые были даже официально отменены; так, в 1852 была фактически восстановлена откупная система. Населению не была обеспечена неприкосновенность жизни, чести и имущества. Обещанное немусульманам равенство в правах с мусульманами также не соблюдалось.

Во время Крымской войны 1853-56 под давлением Англии и Франции, стремившихся ослабить позиции России при обсуждении условий мирного договора и получить для себя новые привилегии в Турции, был подготовлен, а затем обнародован (18 февр. 1856) новый рескрипт султана (хатт-и хумаюн 1856). Наряду с повторением осн. положений Гюльханейского акта он содержал обещания развивать экономику страны и использовать для этой цели "опыт и капиталы Европы", т.е. предоставить дополнительные привилегии иностр. капиталу; в частности, иностр. подданные получили право владеть недвижимостью на терр. Османской империи на равных правах с тур. подданными. Упоминание об этом рескрипте было включено в Парижский мирный договор 1856 и он, т. о., приобрел характер междунар. обязательства Турции. В дальнейшем многие принятые во исполнение рескрипта 1856 законы содействовали укреплению позиций иностр. капитала и инонациональной (нетурецкой) компрадорской буржуазии и превращению Турции в полуколонию. Но в нек-рой степени законы Т. способствовали улучшению гос. управления, суда и администрации. Так, в 1864 был принят закон о вилайетах, в 1858 - уголовный и земельный, в 1869 - гражд. кодексы (хотя они во многом представляли собой собрание старых норм шариата). Благодаря Т. создались более благоприятные условия для предпринимательской деятельности, роста буржуазии, развития светского образования (напр., издание Органического закона 1869 о нар. образовании). Т. дал толчок развитию лит-ры, науки и публицистики. Народилась новая интеллигенция, из среды к-рой вышли тур. просветители и идеологи конституционного движения, деятели об-ва "Новые османы". В 70-е гг. 19 в. Т. практически прекратил свое существование, а при султане Абдул-Хамиде II (1876-1909) в стране установился режим феод. реакции ("зулюм").

История Т. разработана слабо. Первым дал связное освещение реформ Т. в отд. сферах гос. деятельности Турции франц. ученый Э. Энгельгардт. Однако как в его соч., так и в подавляющем большинстве трудов более позднего времени, опубл. тур., европ. и амер. исследователями, хотя они и насыщены большим фактич. материалом, извлеченным из архивных и др. неопубликованных источников, отсутствует глубокий анализ экономич. и соц. причин Т. Нек-рые авторы преувеличивают эффективность Т. Тур. историки Э. Карал, X. Иналджик и др. даже утверждают, будто Т. значительно облегчил положение угнетенных народов Османской империи, и игнорируют факты, свидетельствующие о том, что Т., особенно начиная с хатт-и хумаюна 1856, способствовал закабалению Турции европ. капиталом (правда, X. Иналджик отмечает, что полученные иностранцами торг. льготы вели к разорению тур. пром-сти). Из числа вышедших в 60-х гг. исследований о Т. наиболее серьезными являются работы Р. Дейвисона и Р. Девере, рассматривающих, в частности, с более объективных позиций влияние зап. держав на политику Турции. Большой фактич. материал о проведении Т. в Балканских странах, находившихся в этот период в составе Османской империи, содержится в исследованиях болг. историков Д. Косева, Н. Тодорова и др.

Лит.: Ahmet Lütfi, Tarihi Lütfi, cilt 1-8, Ist., 1873-1889; Cevdet Pasa, Tezakir, Ankara, 1953; Düstur, tertip 1, cilt 1-4, Ist., 1873-77, то же, tertip 2, cilt 1, Ist., 1885; Aristarchi Bey G., Législation Ottomane..., cilt 4, Const., 1874; Young G., Corps dedroit ottoman, v. 1-7, Oxf., 1905-06; Березин И. Н., Путешествие по Востоку, Каз., 1849-52; Чихачев П. А., Письма о Турции, пер. с франц., М., 1960; Документы за българската история, сост. П. Дорев, т. 3, С., 1940; Положението на българския народ под турско роб-ство. Док-ти и мат-ли, сост. Н. Тодоров, С., 1953; Турски извори за българската история, т. 1, С., 1959; Миллер А. Ф., Краткая история Турции, М., 1948, с. 39-86; Новичев А. Д., Экономич. и социальные сдвиги в М. Азии и на Балканах в первой пол. 19 в. и начало танзимата, М., 1966 (доклад на конгрессе балканистов); Шабанов Ф. Ш., Гос. строй и правовая система Турции в период танзимата, Баку, 1967; Алькаева Л., Бабаев А., Тур. лит-ра, М., 1967, с. 32-44; Engelhardt E., La Turquie et le Tanzimat, P., 1882; Tanzimat, 1st., 1940; Bailey F. E., British policy and the Turkish reform movement, Camb., 1942 (рец. А. Ф. Миллера, "BИ", 1946, No 8-9); Inalcik H., Tanzimat ve Bulgar meselesi, Ankara, 1943; Sapîlyî Е. В., Mustafa Resit pasa ve Tanzimat devri tarihi, Ist., 1945; Kaynar R., Mustafa Resit pasa ve Tanzimat, Ankara, 1954; Karal E. Z., Osmanli tarihi, cilt 5, baski 2, Ankara, 1961, с. 6-7, Ankara, 1954-56; Kuran E., Ottoman Historiography of the Tanzimat period, в кн.: Historians of the Middle East, ed. by B. Lewis and P. M. Holt, L., 1962 (обзор тур.источн.); Davison В. Н., Reform in the Ottoman Empire, 1856-1876, Princeton, 1963; "Belleten", 1964, No 112, s. 705-18 (библ.); Devereux R., The first ottoman constitutional period, Balth., 1963.

А. Д. Новичев. Ленинград.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ТАНЗИМАТ" в других словарях:

    - (араб.). Преобразовательные законы по управлению Турецкой империей, опубликованные после гатишерифа Абдул Меджида в 1839 году. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАНЗИМАТ араб. tansimat, множ. число от … Словарь иностранных слов русского языка

    Принятое в литературе название реформ в Османской империи в 1839 начале 70 х гг. 19 в., способствовавших некоторому ускорению разложения феодального строя в Турции и зарождению капиталистических отношений … Исторический словарь

    - (тур. tanzimat, от араб. танзим упорядочение) принятое в литературе название реформ в Османской империи в 1839 нач. 70 х гг. 19 в., способствовавших зарождению капиталистических отношений. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… … Политология. Словарь.

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    - (тур. tanzimat, от араб. танзим упорядочение), принятое в литературе название реформ в Османской империи в 1839 начале 70 х гг. XIX в., способствовавших модернизации Турции. * * * ТАНЗИМАТ ТАНЗИМАТ (тур. tanzimat, от араб. танзим упорядочение) … Энциклопедический словарь

    - (тур. tanzimat, множественное число от арабского танзим приведение в порядок, упорядочение) название реформ в Османской империи с 1839 до начала 70 х гг. 19 в. и самого периода их проведения. Т. был вызван кризисом османского феодального… … Большая советская энциклопедия

    Слово арабское, значит упорядочение, уложение. Так называются основные законы Турции, обнародованные султаном Абдул Меджидом при вступлении на престол, 3 ноября 1839 г.; это известный Гюльханейский манифест, имевший в виду дать реформы Турции.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    танзимат - а, ч. Прийнята в літературі назва реформ в Османській імперії, які сприяли прискоренню розкладання феодального ладу в Турції і зародженню капіталістичних відносин … Український тлумачний словник

    Танзимат - принятое в литературе название реформ в Османской империи в 1839 начале 70 х гг. XIX в., способствовавших некоторому ускорению разложения феодального строя в Турции и зарождению капиталистических отношений … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

После смерти Махмуда II его сын Абдул-Меджид I (1839-1861) заявил о продолжении реформ. Начало правления молодого султана было очень тяжелым. Сам правитель (16-летний юноша) отличался слабоумием. Перед смертью его отец потерпел поражение от египетского наместника Мухаммеда Али. Мухаммед Али, поддержанный Францией, претендовал на роль регента при малолетнем султане. Англия, Австрия, а затем и Россия выступили против вмешательства Франции. В тяжелых условиях правящие круги Османской империи начинают новый этап реформ. Реформы 40-70-х гг. XIX в. получили название «танзимат » (преобразование, реформация). В отечественных работах этипреобразования принято условно разделять на два периода.

Первый период – с 1839 по 1853 гг., то есть до начала Крымской войны.

Второй период – с 1856 по 1871/1876 гг., то есть до принятия конституции в 1876 г.

Танзимат должен был решить важнейшие задачи, стоящие перед государством.

Во-первых, укрепить экономическое, политическое и внешнеполитическое положение слабеющей Империи.

Во-вторых, создать реальные возможности для развития капитализма в Турции.

В-третьих, предотвратить развал страны, снизить накал национально-освободительного движения.

В отличие от прежних реформ главное место в танзимате занимают не военные, а социально-экономические реформы. Инициатива преобразований принадлежала образованной группе турецкой бюрократии, которую возглавлял Мустафа Решид-паша. Он и огласил в парке Гюльхане 3 ноября 1839 г. составленный им же указ, Гюльханейский хатт-и шериф . Мустафа Решид-паша – министр иностранных дел, в дальнейшем премьер-министр, долгое время жил во Франции и Англии и имел собственную программу преобразований.

Гюльханейский указ состоял из трех частей.

Во-первых , он должен был обеспечить всем подданным Империи, независимо от национальной и религиозной принадлежности, защиту жизни, чести и имущества.

Во-вторых , указ предписывал упорядочить сбор и распределение налогов; отменял откупную систему.

В-третьих , устанавливались правила набора солдат в армию и срок военной службы.

В хатт-и шерифе подчеркивалось, что поставленные задачи могут быть успешно решены только в случае единства правительства и народа. Авторы проекта понимали, что Империи необходима государственная идеология, которая могла бы объединить многонациональное население страны. Такой идеологией провозглашается османизм . Для него характерен декларативный интернационализм, ибо сторонники османизма выступали за «равенство и единство всех народов», населяющих турецкую державу. В дальнейшем османизм станет идеологией «новых османов», младотурок. В годы первой мировой войны османизм на деле будет оправдывать господство турок над нетурецкими народами. Однако в 1839 г. современники восторженно воспринимали идеи танзимата . Русский посол в Стамбуле А.П. Бутенев замечал, что «процедура провозглашения, а так же стиль хатт-и шерифа несколько странны и не соответствуют мусульманским обычаям». Действительно, в тексте указа впервые встречается слово «миллет » (народ) как единое целое, без этнической и религиозной принадлежности. Не только русский посол, но и французский философ, основатель позитивизма Огюст Конт одобрил идею «равенства и единства», содержавшуюся в хатт-и шерифе . В это время выдающийся философ пропагандировал необходимость создания единой мировой религии, общей для всего человечества. В ней он Бога заменял Человеком, полагая, что новая религия уничтожит существующие в мире религиозные противоречия и войны. Конт обращался с предложениями и советами к российскому императору Николаю I и великому везиру Мустафе Решиду-паше. В 1854 г. Огюст Конт пригласил османского реформатора в свое общество новой мировой религии. Философ полагал, что антагонизм между Востоком и Западом можно разрешить только в рамках религии, единой для всего человечества. Именно так Конт понимал задачи танзимата .


Однако в самой Порте хатт-и шериф вызвал недовольство как правоверных мусульман, которые не хотели даже формально находиться в одном ряду с «неверными», так и христиан. Ведь христианские народы мечтали о создании независимых государств.

Как осуществлялись реформы?

В 1840 г. был принят новый Уголовный кодекс, положения которого были направлены на укрепление прав личности, обеспечение законности и ликвидацию административного и судебного произвола.

Большое внимание уделялось вопросу о налогах, так как они формировали бюджет страны. Реформаторы считали, что необходимо совершенствовать учет и контроль налоговых поступлений. Это и понятно: некоторые провинции отказывались платить налоги, в других областях откупная система снижала реальные поступления в бюджет до минимума. Правительство отменяет систему откупов, чрезвычайные налоги, барщину, пытается упорядочить сбор налогов с немусульман. Однако многие постановления на местах не выполнялись. Так, откупщики не хотели терять свои доходы и всяческими путями «обходили» закон. Борьба с откупной системой закончилась поражением реформаторов.

Более успешно шла военная реформа. В стране вводится всеобщая воинская повинность для мусульман, срок службы в армии сокращается с 15 до 5-7 лет. Немало сделало правительство в области народного образования. Для этого была создана специальная «Комиссия общественной пользы». Она проверяла уровень профессиональной подготовки учителей, качество преподавания в школах. В стране вводилось обязательное начальное обучение для всех детей, начиная с 4-5-летнего возраста, совместное обучение мальчиков и девочек. По инициативе Комиссии были основаны две школы для детей-сирот. Реформа образования выявила ярых противников танзимата . Против «европейских новшеств» выступили, в первую очередь, мусульманские улемы . Не удалось Мустафе Решиду-паше осуществить свою мечту – открыть первый в Турции университет. Первый период танзимата имел прогрессивный характер, объективно способствовал прогрессу страны.

Крымская война прервала проведение реформ, она стала логическим продолжением двух русско-турецких войн (1806-1812 гг. и 1828-1829 гг.). В основе конфликта 1853-1856 гг. лежал все тот же «Восточный вопрос», а именно: борьба России, Англии, Франции и других европейских держав за Ближний Восток. Война была спровоцирована Россией. В феврале 1853 г. Николай I направил Порте ультиматум, в котором потребовал от султана признания за Россией права покровительства над всеми христианскими народами, населяющими Османскую империю. Султан рассматривал ультиматум как вмешательство во внутренние дела своего государства и отклонил требования Николая I. Началась Крымская война. Россия надеялась воевать только с Турцией, но она просчиталась. Англия, Франция, а затем и Сардиния заключили союз с султаном и воевали на стороне Порты. Начало военной кампании было удачным для России. Флотилия адмирала Нахимова разгромила турецкий флот в Синопской бухте (ноябрь 1853 г.). Однако в дальнейшем в войну вступили Англия и Франция. В 1855 г. пал Севастополь (героическая оборона Севастополя длилась год). Российская империя проиграла войну. По Парижскому трактату (1856) Россия возвращала Турции крепость Карс в обмен на Севастополь, а также часть Бессарабии. Она была вынуждена согласиться на «нейтрализацию» Черного моря, признать власть султана над Сербией, Молдавией, Валахией.

С внешней стороны турки выглядели победителями. Однако Англия, Франция и Австрия подписали особое соглашение, гарантирующее «целостность и независимость Османской империи в границах Парижского трактата». Так Парижский мирный договор стал «коллективным протекторатом» западных стран над Турцией. Именно в 1854 г. Порта взяла первый заём у Англии и Франции. В 1855 г. банкирский дом Ротшильда предоставил Турции новый заём. Условия займов были кабальными. К концу века Порта объявит себя банкротом. Поэтому второй период танзимата не дал ощутимых результатов.

Реформы второго периода начались с подтверждения ряда указов 1839-1853 гг. Но если Гюльханейский указ был нацелен на предотвращение вмешательства иностранных держав во внутренние дела страны, то манифест 1856 г. закреплял иностранную опеку над Турцией.

Главным документом второго периода стал хатт-и хумаюн 1856 г. Этот манифест подтверждал равенство в правах мусульман и немусульман, расширял права нетурецкой буржуазии. Светские элементы указа 1856 г. обозначены гораздо отчетливее, чем в хатт-и шерифе 1839 г. В указе 1856 г. речь шла не только об экономическом равенстве представителей различных верований, но и о политическом равенстве. Политическое равноправие всех подданных Османской империи явно противоречило имперской идее. Ибо нетурецкое большинство империи давно вынашивало планы создания на ее обломках национальных государств.

По закону о земле (1858) подтверждались все поземельные отношения, сложившиеся после отмены военно-ленной системы. Повторялся указ о всеобщем начальном образовании, отменялась цеховая система.

Вместе с тем, под давлением европейских держав были приняты законы, которые предоставляли иностранным предпринимателям особые права в государстве. Западные инвесторы получили право покупать землю в Турции; строить железные дороги; участвовать в разработке полезных ископаемых; контролировать морские перевозки; учреждать смешанные суды. В 1856 г. с участием английского и французского капитала был открыт Оттоманский банк. Против этих новшеств выступал инициатор танзимата Мустафа Решид-паша. Натиск Запада был настольно сильным, что осуществление танзимата потеряло свою целесообразность. И если в первый период реформы имели прогрессивное значение, то реформы второго периода проводились лишь в интересах компрадорской буржуазии и иностранных предпринимателей. Их итогом стало экономическое и политическое закабаление Турции.

Единственной силой, выступавшей против этого закабаления, было возникшее в 50-60-е гг. движение «новых османов». Кто такие «новые османы»? Реформа образования привела к формированию национальной интеллигенции: писателей, журналистов, ученых. В 1865 г. в Стамбуле представители национальной интеллигенции создали тайную политическую организацию. Члены ее называли себя «новыми османами», в Европе их стали называть младотурками . По своему происхождению «новые османы» принадлежали к землевладельческой бюрократии, по идеологии – к либералам. «Новые османы» выступали за политическую и экономическую независимость Порты и ограничение власти султана, за создание конституционной монархии и дальнейшее распространение просвещения. В конце 70-х годов XIX в. многие из них были вынуждены покинуть страну. Благодаря усилиям «новых османов» в Турции была принята первая конституция (1876). Об этом речь пойдет в следующей лекции.

Опубликованный в ноябре 1839 г. Гюльханейский хатт-и-шериф гласил, что новый султан ставит своей целью обеспечить всем подданным гарантии безопасности их жизни, чести и имущества, отменить систему откупов и упорядочить налогообложение, а также изменить порядок призыва на военную службу. Для осуществления этой программы в начале 40-х годов был проведен ряд реформ в сфере администрации (создание меджлисов, т.е. совещательных органов с участием немусульман при управителях вилайетов и санджаков), суда (составление уголовного и коммерческого кодексов), образования (создание системы светских школ), а также принят ряд мер для усовершенствования земельных отношений и развития экономики.

Реформы вызвали яростное сопротивление в стране, особенно со стороны духовенства, ревностных приверженцев ислама. В трансформации традиционной системы отношений они видели еще один шаг на пути к европеизации страны и соответственно к ослаблению своего влияния, что не могло не расцениваться ими как крушение основ. Одним из наиболее уязвимых пунктов всей программы Танзимата был вопрос о статусе многочисленных подданных империи, не принадлежавших к числу турок и вообще мусульман: попытка уравнять в правах немусульман с мусульманами встретила наибольшее сопротивление в стране. В результате так и не был изменен порядок призыва на военную службу (армия по-прежнему комплектовалась из мусульман). Более того, проблема статуса христиан вызвала конфликт с Россией, претендовавшей на покровительство по отношению к ним и к "святым местам" в Палестине, что в конечном счете явилось поводом для Крымской войны 1853-1856 гг. По итогам войны Турция оказалась в стане победителей, но эта победа была для нее пирровой, ибо истощила казну и положила начало драматически нараставшей внешней задолженности страны. Главным же результатом войны и связанного с этим очередного нажима держав было продолжение танзиматских реформ.

Реформы 50-60-х годов сделали еще один шаг по пути установления равенства всех подданных империи: был учрежден официальный статус немусульманских общин-миллетов (греческой, армянской, еврейской и др.), объявлено о допуске их представителей к государственной службе (вопрос об участии их в армии остался нерешенным). Был принят важный закон о земле, отменены цеховые регламенты в городах, упорядочена система налоговых откупов. Судебная власть была отделена от административной, а шариатские

суды несколько потеснены. Было создано министерство просвещения, ведавшее светскими учебными заведениями, вплоть до высших. И наконец, реформы предоставили немало прав и льгот иностранному капиталу, прежде всего право на владение недвижимостью. Осуществление всех этих реформ было связано с деятельностью виднейших реформаторов второй половины XIX в. Али-паши и Фуад-паши, советников Абдул-Меджидаи его преемника Абдул-Азиза1 (1861 - 1876), руководивших правительством империи. Руководствуясь доктриной османизма (все подданные империи - османы), они стремились сохранить доминирующее положение турок в стране при формальном равенстве всех населяющих империю народов. Понимая необходимость дальнейшей европеизации страны, они делали соответствующие уступки иностранному капиталу, хотя и отчетливо осознавали, сколь непопулярна эта политика и какие мощные силы в империи противостоят ей.

Что касается уступок, то они сводились к тарифным льготам (8% - единый таможенный налог для иностранных товаров), к подтверждению режима капитуляций, к учреждению ведущего в финансовых делах империи англо-французского Оттоманского банка (1856), вскоре приобретшего статус государственного банка, а также к обширным капиталовложениям в промышленное, железнодорожное строительство, добычу и обработку сельскохозяйственного и иного сырья. Следует заметить, что одновременно рос внешний долг страны, ибо дефицит государственного бюджета со времен Крымской войны погашался за счет займов. Задолженность к 1876 г. достигла огромной суммы в 6 млрд. франков. Платой за это было все более широкое предоставление иностранному капиталу возможностей для проникновения в экономику империи. Результатом этого было постепенное изменение хозяйства страны, втягивавшейся в мировой рынок. Изменялся облик экономики как в сфере традиционного ремесла и торговли, так и в области сельского хозяйства. Все более заметные позиции в хозяйстве занимала нарождавшаяся промышленность, для ее нужд создавалась развитая инфраструктура.

Все эти в общем позитивные для страны перемены, включая и то, что следствием их было экономическое вторжение в страну иностранного капитала, сопровождались ростом национального самосознания, особенно в среде образованных интеллектуалов. В 1865 г. возникло тайное общество "новых османов", ставившее своей целью создать в стране режим конституционной монархии. В начале 70-х годов в Стамбуле начала издаваться газета "Ибрет" ("Наставление"), отражавшая их идеи. И хотя газета вскоре была закрыта, позиции сторонников конституции, во главе которых стал нидни сановник империи Мидхат-паша, к середине 70-х годов заметно усилились. Массовые выступления учащихся в мае 1876 г. послужили сигналом для начала решительных действий: султан Абдул-Азиз был низложен, а новый султан Абдул-Хамид II согласился на конституцию, которая была официально принята в декабре 1876 г.

Конституция провозглашала основные права и свободы граждан империи, создала двухпалатный парламент и несколько ограничила прерогативы султана. Но избранный парламент оказался послушным воле монарха, а, великий везир Мидхат-паша был в феврале 1877 г. выслан из страны. Султан, несмотря на все конституционные ограничения его власти, явно становился хозяином положения. И для этого были веские причины. Дело в том, что перемены и преобразования 40-60-х годов, т.е. все танзиматские реформы и тесно связанные с ними изменения в экономике страны, бывшие результатом проникновения в империю иностранного капитала, принесли некоторые выгоды лишь городским слоям населения, которые и поддерживали новые реформы, включая конституцию. Стоит напомнить, что это было в то время в значительной мере нетурецкое и даже немусульманское население страны. Что же касается собственно турок, то они не только не имели выгод от нововведений и не могли воспользоваться их плодами, но напротив, чувствовали себя ущемленными в своем привычном привилегированном положении и даже несли некоторые экономические потери, в частности в связи с земельной реформой.

Разжигаемое мусульманским духовенством недовольство со временем становилось все более ощутимым, чем и воспользовался новый султан, нашедший в этом недовольстве мощную опору для противодействия конституционалистам. Поражение в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. лишь подлило масла в огонь: его легко можно было объяснить следствием нововведений, ослаблявших власть правителя. В феврале 1878 г. Абдул-Хамид совершил государственный переворот: парламент был распущен, а империя на долгие годы была превращена в весьма мрачную деспотию (в Турции годы правления Абдул-Хамида стали именовать термином "зулюм" - деспотия, тирания).

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама