THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико.

Во-первых, качество речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению.

Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и т.д.

И наконец-то, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.

Научить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа можно с помощью серийных картинок.

Ребёнку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом пересказа, позволяют точно передать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение, и вместе они соединяются в связный рассказ.

Когда ребёнок научится свободно рассказывать по готовым сериям картинок, ему предлагают самому выложить в нужной последовательности серию из трёх – четырёх картинок, а затем составить рассказ по данной серии. Сюжет рассказа должен быть понятным и близким ребёнку, в качестве действующих лиц должны выступать дети или любимые сказочные герои: Буратино, Чебурашка, Незнайка и др.

Примерная серия картинок для составления рассказа.

Некоторые приёмы работы с сюжетными картинками:

    На столе раскладывается серия сюжетных картинок, ребёнок рассматривает их. Затем взрослый читает рассказ. После этого рассказ повторяется. А ребёнок должен показать соответствующие картинки (Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай»).

    Ребёнку даются предметные картинки, а взрослый показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказом. Ребёнок должен подобрать предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.

    Взрослый читает рассказ и сам выкладывает картинки. Затем он их убирает и предлагает ребёнку самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случае затруднения можно задавать наводящие вопросы.

    Ребёнку даётся серия картинок для определения их последовательности. Взрослый начинает рассказ по первой картинке, а ребёнок должен продолжить его по своим картинкам.

    Ребёнок рассматривает серию картинок, устанавливает их последовательность, потом переворачивает картинки и рассказывает их содержание по памяти.

    Ребёнок рассматривает серию картинок, составляет рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету. А также ребёнок придумывает название рассказу.

А теперь предлагаю вашему вниманию игры с применением наборов серийных картинок, которые помогут закрепить умение соблюдать правильную логическую последовательность в рассказе.

«Найди картинке место».

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«Исправь ошибку».

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своём месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по серии картинок.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать её, а затем составить рассказ.

«Составь два рассказа».

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры. Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тексту, использовать его при рассказывании.

Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают её записать с помощью рисунком. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Конечно, пятилетнему малышу нелегко одному выполнить такое задание, нужно ему помочь. Покажите, как схематично нарисовать человечка, домик, дорогу, определите вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, то есть выделить главные повороты сюжета. Начать лучше всего со знакомой, легкой по композиции сказки, например с «Колобка» или «Репки».

Желаем Вам терпения и успехов!

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Кронштатова Екатерина Андреевна

студент кафедры дефектологического образования

г. Череповец, Россия

Научный руководитель: Захарова Татьяна Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент,

Череповецкий Государственный Университет

Кафедра дефектологического образования

г. Череповец, Россия

АННОТАЦИЯ:

В данной статье рассмотрены особенности составления рассказа по серии сюжетных картинок детьми с общим недоразвитием речи. Проанализированы характерные особенности данной категории детей. Представлены результаты по экспериментальной части и выявлены уровни составления детьми с общим недоразвитием речи рассказа по серии сюжетных картинок.

Ключевые слова: связная речь, дети с общим недоразвитием речи, дошкольный возраст, рассказ, сюжетные картинки.

Как известно, связная речь представляет собой основу коммуникации, жизнедеятельности человеческого общества в целом и отдельного индивидуума в социуме. На протяжении уже нескольких десятилетий связная речь является одним из фундаментальных понятий в области гуманитарных исследований (В.К Воробьевой, Л.П. Якубинским, М.М. Алексеева, Б.И. Яшина Л.С. Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А.Сохиным и др.).

Дошкольный возраст является сензитивным для развития всей стороны психической деятельности ребенка, поэтому в этом возрасте нужно уделять большое внимание к проблеме данного исследования. Серьезное внимание следует уделять обучению детей рассказыванию: пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием (О.С. Ушаковой, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, А.М Леушиной, В.В. Гербовой, А.М. Бородич и др.).

Из-за нарушенной речевой деятельности, связная речь имеет свои особенности, процесс овладения связной монологической речью проходит гораздо медленнее, чем у их нормально развивающихся сверстников, у большинства детей возникают трудности не только языкового оформления речевых высказываний, но и их внутреннего планирования. Любые варианты монологических построений (пересказ, различные виды рассказа) имеют стойкие ошибки в виде смысловых пропусков, нарушения последовательности и связности, наблюдается ситуативность и фрагментарность изложения (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).

Цель — выявить возможности детей составлять сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

В основу исследования положена гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечаются трудности планирования развернутых высказываний: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень развития фразовой речи

Экспериментальной базой являлось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46» г. Череповец. Эксперимент проходил 2 мая, во второй половине дня. В исследование приняли 5 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня (составляли экспериментальную группу) и 5 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (составляли контрольную группу).

Нами была разработана методика на основе методики В.П. Глухова и Воробьевой В.К .

Ход проведения: эксперимент проводился в двух группах детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и ОНР. Методика состоит из 5 заданий(5 серий картинок).

Экспериментатор предъявляет ребенку инструкцию «Разложи картинки по порядку. Расскажи, что произошло, рассказывай по каждой картинке, начиная с первой (при необходимости - указательный жест на первую картинку)».

Серии картинок (приложение 1):

1. Бабочка – серия из 2 картинок

2.Четвероногая помощь на войне – серия из 3 картинок.

3. Зайчик и Снеговик – серия из 4 картинок.

4. Огурец и капуста – серия из 4 картинок.

5. Неудачная прогулка – серия из 6 картинок.

Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки (Назови, кого ты видишь на картинке.?, Чем он занимается? И др.)

Анализ проводился по критериям (низкий, средний, высокий уровень), раскрывающим выбранные нами параметры: смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками-эпизодами, самостоятельное рассказывание.

Низкий уровень — Смысл картинки ребенок не понял, последовательность установил при помощи взрослого(наводящие вопросы, подсказки), рассказ состоял из заголовков к картинкам(Мальчик пошел, собака ушла и др.)

Средний уровень – Смысл картинки ребенок понял, установил логическую связь между картинками-эпизодами самостоятельно, но составить распространенное предложение ребенок не смог, присутствует констатация фактов.

Высокий уровень – Смысловое содержание картинки ребенок понял; установил логическую связь между картинками-эпизодами самостоятельное, составил подробный рассказ по картинкам.

Виды помощи:

1. Стимулирующие вопросы «посмотри внимательно».

2. Эмоциональная поддержка «Я верю, что у тебя получится», «Ты молодец, ты справишься».

3. Наводящие вопросы «А может быть случилось что- то».

4. Подсказка (применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь).

Сравнение особенностей составления рассказов детей с ОНР и их нормально развивающих сверстников по каждой из серии картинок.

1 серия «Бабочка».

Серия картинок «Бабочка» состояла из 2 картинок («Девочка рисует бабочку» — «Девочка нарисовала бабочку»)

Распределение детей по уровням выполнения задания «Бабочка» представлен в таблице 1.

Таблица 1

Распределение детей по уровням выполнения задания «Бабочка»

*ОНР- общее недоразвитие речи

Из результата таблицы можно сделать вывод о том, что по уровню выполнения задания дети с нормальным речевым развитием отстают от своих сверстников с ОНР. Дети обеих групп смогли правильно установить последовательность картинок и пояснить смысл.

В основном сообщения детей с нормальным речевым развитием и ОНР сводятся к констатации разрозненных фактов и действий, отмечается малая информативность, бедность лексико-грамматических средств языка, проиллюстрируем такой тип речевой продукции ответом из контрольной группы Костя С. «Девочка нарисовала бабочку».

Однако большая часть детей с ОНР показали высокий уровень развития связной речи так, например, в рассказе Артема А.: дал имя девочке, которая рисовала бабочку, рассказал, что девочке нужно было для рисунка, а в конце рассказал, предположил, кому она нарисовала бабочку, тем самым Артем А. не свел рассказ к констатации фактов, в рассказе присутствовало — начало, основная часть и конец истории — «Катя решила нарисовать бабочку маме и папе, взяла краски, налила воды и стала рисовать, рисовала, рисовала и нарисовала, потом она показала своей семье».

2 серия «Четвероногая помощь»

Серия картинок «Четвероногая помощь» состоит из 3 картинок – «Солдат раненный лежит — собака принесла аптечку — собака позвала на помощь».

Распределение детей по уровням выполнения задания «Четвероногая помощь» представлен в таблице 2.

Таблица 2

Распределение детей по уровням выполнения задания «Четвероногая помощь»

Из таблицы видно, что у детей обеих групп возникли трудности в составлении рассказа по серии сюжетных картинок «Четвероногая помощь».

Отмечались трудности в составление правильной последовательности: не могли разобраться, какая первая картинка, какая вторая, нуждались в наводящих вопросах (Посмотри внимательно, чем эта картинка, отличается от этой (взрослый указывает на картинки)).

Дети с нормальным речевым развитием в отличие от детей с ОНР, сразу догадались, кто изображен на картинке (раненный солдат), дети с ОНР не смогли вспомнить, человека, который изображен на картинке, это свидетельствует об органичности словарного запаса, только после наводящих вопросов дети вспомнили и назвали, кто изображен на картинке (Посмотри внимательно, где происходят действия? Что ты видишь на картинке? Кто ходит с оружием и носит зеленую форму?)

Только один ребенок с ОНР смог составить по сравнению с другими участниками, развернутый рассказ «Шел солдат и его подстрелили, собака увидела раненного солдата, подбежала и оказала ему помощь, солдат достал бинт и завязал себе ногу, собака убежала за помощью, и позвала других военных, которые помогли солдату, положили его на носилки и понесли в больницу». У остальных детей присутствует в основном констатация фактов.

3 серия «Зайчик и снеговик»

Серия картинок «Зайчик и снеговик» состоит из 4 картинок – «Зайчик не допрыгнул до морковки — принес лестницу и не достал-подождал, когда наступит весна — наступила весна, снеговик растаял, зайчик съел морковку»

Распределение детей по уровням выполнения задания «Снеговик и зайчик» представлен в таблице 3.

Таблица 3

«Зайчик и снеговик»

*ОНР – общее недоразвитие речи

Таким образом, из результата таблицы видно, что дети с ОНР самостоятельно расположили друг за другом картинки в линейную цепочку, основным фактором распределения смысловых компонентов в этой цепи является временная последовательность. Рассказы у большинства детей с ОНР в основном предельно кратки и сводятся к нескольким предложениям-заголовкам к картинкам, например, «Зайка хотел достать у снеговика морковку, но зайчик не допрыгивал, зайчик принес лестницу и тоже не доставал, потом он начал сидеть и потом настала весна, и зайчик достал морковку и съел».

Недостаточная связанность речевой продукции с точки зрения лексико-синтаксического оформления обусловлена преобладанием твердого типа межфразовых соединений, при котором каждое предложение рассказа оказывается коммуникативно сильным и начинается с наименования одного и того же предмета(зайчик).

Один ребенок с ОНР показал высокий уровень составленного рассказа по сюжетным картинкам. Рассказ представлял собой целые, законченные сообщения, в нем передалось не только линейно-временная последовательность, но и причинно-следственная связь между отдельными фактами действительности, так например «Построили дети снеговика, а мимо проходил голодный зайчик, он захотел достать морковку, но не мог допрыгнуть. Зайчик тогда принес лестницу и все равно не смог достать морковку, сел на лестницу и загрустил, когда стало тепло на улице, пришла весна, снеговик растаял и тогда зайка смог взять морковку и съесть ее».

Дети с нормальным речевым развитием справилась с этим заданием намного хуже, чем экспериментальная группа. Часть детей, не смогла правильно установить последовательность картинок и понять смысл сюжета, так например рассказ Максима Б. «Зайчик строил снеговика, поставил морковку, но солнце вышло и снеговик растаял». Остальная же часть детей установила последовательность, но в рассказы были предельно кратки и сводились к заголовкам каждой картинки.

4 серия «Капуста и огурец»

Серия картинок «Капуста и огурец» состоит из 4 картинок – «Капуста и огурец пошли на речку — огурец нырнул, а капуста раздевалась — огурец купается, а капуста раздевается — огурец накупался и замерз, а капуста так и не разделась»

Распределение детей по уровням выполнения задания «Капуста и огурец» представлен в таблице 4.

Таблица 4

Распределение детей по уровням выполнения задания

«Капуста и огурец»

*ОНР – общее недоразвитие речи

Из таблицы видно, что дети с ОНР и их нормально развивающие сверстники в основном с заданием не справились. В установление последовательности картинок они путались, содержание картинок им было не понято, это свидетельствует о том, что они не могут выделить главного на картинках, бедные представления об окружающем мире, не понимают причинно-следственных отношений, так например рассказ Ксюши С. Из контрольной группы «Капуста и огурец гуляли, потом огурец упал в воду, а капуста листья вырывала свои, а потом она еще больше вырвала, а огурец обиделся, потому что огурец не слушался». Даже при помощи наводящих вопросов они не смогли понять смысл рассказа.

Только один ребенок с общим недоразвитием речи смог правильно проанализировать все картинки, установить причинно-следственные связи, подобрать нужные слова и составить рассказ. Артем А. «Одним летним днем, капуста и огурец пошли на речку купаться, огурец сразу же прыгнул в воду, а капуста раздевалась, раздевалась, огурец замерз уже, а капуста до сих пор не разделась».

5серия «Мальчик и собачка»

Серия картинок «Мальчик и собачка» состоит из 6 картинок – «Мальчик и собачка пошли гулять — собачка увидела цветок- из цветка вылетела пчела -укусила собачку в нос-мальчик заклеил нос собачке — собачка благодарит хозяина»

Распределение детей по уровням выполнения задания «Мальчик и собачка» представлен в таблице 5.

Таблица 5

Распределение детей по уровням выполнения задания

«Мальчик и собачка»

*ОНР –общее недоразвитие речи

Из таблицы следует, что все дети смогли правильно установить последовательность из 6 картинок, не нарушая логики события, понять смысл рассказа, сформулировать вывод (нужно осторожно нюхать цветок), но при этом присутствовало перечисление действие мальчика и собачки Ярик В. «Мальчик и собачка пошли гулять, потом собака нашла цветок розочку, потом пчела из розочки прилетела, потом ужалила собаку, мальчик начал жалеть собаку потом радостный»

Обобщив все вышеперечисленное можно сделать вывод.

Результат распределения детей по уровню знаний представлен в таблице 6.

Таблица 6

Распределение детей по уровню выполнения заданий

*ОНР- общее недоразвитие речи

Из результатов данной таблицы мы видим, что дети с общим недоразвитием речи лучше справились с заданиями, чем дети с нормальным речевым развитием.

У одного ребенка с ОНР наблюдается высокий уровень составления связной речи, он использовал распространенные предложения, самостоятельно и последовательно, передавал логику событий, присутствовала связь между фрагментами-эпизодами.

Большинство детей имеют средний уровень выполнения задания. Дети правильно смогли установить последовательность картинок, понять содержание, но рассказы содержали констатацию фактов, дети испытывали трудности при подборе слов, присутствовали длительные паузы, многим детям с ОНР рассказ был доступен при наличии наводящих вопросов.

Детей с низким уровнем выполнения задания больше из контрольной группы, они смогли составить последовательность картинок только при помощи наводящих вопросов, смысл некоторых серий картинок так был и не понят детьми, даже после обсуждения.

Таким образом, результаты исследования состояния связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР показали, что у дошкольников монолог сформирован недостаточно. Полученные данные указывают на необходимость проведения коррекционного обучения, который будет способствовать полноценному формированию личности, успешной социализации ребенка, эффективной подготовке к школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. 1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М., 2000.
  2. Воробьева, В.К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей. — М., 1995.
  3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М., 2006.

Приложение 2

1 серия картинок — «Бабочка»

2 серия картинок – «Четвероногая помощь на войне»



3 серия картинок «Зайчик и Снеговик»

4 серия картинок – «Огурец и капуста»

5 серия картинок – «Неудачная прогулка»

Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.

Воздушный шарик.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ

1. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.

Домик для гусеницы.

1. Ответить на вопросы:
Про кого будем составлять рассказ?
Расскажи, какая была гусеница и как её звали?
Чем гусеница занималась летом?
Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?
Что гусеница сделала с яблоком?
Почему гусеница решила остаться в яблоке?
Что гусеница смастерила в своём новом жилище?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Домик для гусеницы».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Жила - поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик

Новогодние приготовления.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.


1. Ответить на вопросы:
Какой приближался праздник?
Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?
Расскажи, какая была ёлка.
Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.
Чем дети украсили ёлку?
Для чего в комнату принесли лестницу?
Что прикрепила к макушке ели девочка?
Куда дети посадили игрушечного деда мороза?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Новогодние приготовления».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Приближался новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую, зелёную елку и поставил ее в зале. Павел и Лена решили украсить елку. Павел достал коробку с елочными игрушками. Дети повесели на елку флажки и разноцветные игрушки. Лена не могла дотянуться до макушки ели и попросила Павла принести лестницу. Когда Павел установил лестницу около ели, Лена прикрепила к макушке ели золотую звезду. Пока Лена любовалась наряженной елкой, Павел побежал в кладовую и принес коробку с игрушечным дедом морозом. Дети посадили деда мороза под ёлку и довольные убежали из зала. Сегодня родители повезут детей в магазин выбирать для новогоднего карнавала новые костюмы.

Неудачная прогулка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.



1. Ответить на вопросы:
Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку собаке.
Где гулял мальчик со своей собакой
Что увидела собака и куда побежала?
Кто вылетел из яркого цветка?
Что маленькая пчёлка делала в цветке?
Почему пчёлка укусила собаку?
Что случилось с собакой после укуса пчелы?
Расскажи, как мальчик помог своей собаке?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Неудачная прогулка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка. Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.

Как мышонок забор красил.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай кличку мышонку, о котором будешь рассказывать в рассказе.
Чем решил заняться в выходной день мышонок?
Что мышонок купил в магазине?
Расскажи, какого цвета была краска в вёдрах
Какой краской мышонок стал красить забор?
Красками какого цвета мышонок нарисовал на заборе цветы и листочки?
Придумай продолжение этого рассказа.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как мышонок забор красил».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

В выходной день мышонок Прошка решил покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом — оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор

Утёнок и цыплёнок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.



1. Ответить на вопросы:
Придумай клички утёнку и цыплёнку.
Какое время года изображено на картинках?
Как ты думаешь куда направились утёнок с цыплёнком?
Расскажи, как друзья переправлялись через реку:
Почему цыплёнок не пошёл в воду?
Как утёнок помог цыпленоку переплыть на другой берег?
Чем закончилась эта история?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Утёнок и цыплёнок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Летним днём утенок Кузя и цыпленок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой индюком и мамой индюшкой на другом берегу реки. Утенок Кузя и цыпленок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошел. Цыплята плавать не умеют. Тогда утенок Кузя схватил зеленый листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком.

Удачная рыбалка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.
Что взяли с собой друзья?
Где друзья устроились для ловли рыбы?
Как ты думаешь,что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?
Куда кот кинул пойманную рыбку?
Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?
Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.
Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Удачная рыбалка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.

Находчивый мышонок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай имя девочке, клички кошке, мышонку.
Расскажи, кто жил в доме у девочки.
Что девочка налила в кошачью миску?
Что сделала кошка?
Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске?
Что сделал мышонок, чтобы напиться молока?
Чему удивилась кошка, когда проснулась?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Находчивый мышонок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф.

Как ворона горох вырастила.



Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю?
Что петушок нёс домой?
Кто заметил петушка?
Что сделала ворона, чтобы полакомиться горохом?
Почему ворона не съела весь горох?
Как птица посеяла семена гороха в землю?
Что показалось из земли после дождя?
Когда на растениях появились стручки гороха?
Чему радовалась ворона?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как ворона горох вырастила».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом.

Петушка заметила ворона. Она ткнула клювом в мешок и оторвала заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворона стала лакомиться сладкими горошинками, а когда наелась, решила вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворона поглядывала на свои растения и радовалась богатому урожаю гороха, который ей удалось вырастить.

Инна Воронина
Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Развитие связной речи

через обучение

составлению рассказов

по картине и

серии сюжетных картин

Воспитатель : Воронина Инна Владимировна

2. «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки ,

и они заговорят свободно, непринужденно…»

К. Д. Ушинский

3. Одним из необходимых условий развития грамотной связной речи ребенка , которая развивается с момента рождения на протяжении всего дошкольного периода, а затем и школьного возраста, является наглядность.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский обосновал ценность картинок тем , что изображение возбуждает мысль ребенка и вызывает выражение этой мысли в «самостоятельном слове» .

Главная цель, которую преследуют сюжетные картинки для составления короткого рассказа , – стремление к развитию речи и мышления детей . Глядя на картинку , ребята стараются описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого , логически связного рассказа .

В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы . Начинать лучше всего с составления рассказов по серии картинок . Можно поиграть в игру «Что сначала -что потом» , выстроив логическую цепочку из картинок , а затем приступить к их описанию. Предлагаю несколько вариантов с заданием «Составь рассказ по картинкам » Начинать можно с простых предложений, которые описывают происходящее на картинке . Возможно, малыш расскажет только «Кто?» и «Что делает?» . Наша задача обратить внимание на признаки предметов, таким образом сделав рассказ подробнее и интереснее.

4. Задача педагогов и родителей заключается в том,

чтобы помочь детям

научиться излагать собственные мысли связно и достаточно полно ,

понимать речь собеседника,

т. е. вести содержательный диалог

5. В обучении детей рассказыванию

по картине принято выделять

несколько этапов :

В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы.

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять рассказы сначала по вопросам , а затем самостоятельно. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания . Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей, поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого составлять не только описательные рассказы , но и повествовательные рассказы , придумывать начало и конец сюжета картины .

6. В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни.

Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию , побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых

7. ВИДЫ РАССКАЗЫВАНИЯ

ПО КАРТИНЕ

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации , не выходящей за пределы содержания картины .

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии , связывая их в один рассказ .

8. ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН (Вы можете прочитать на слайде)

9. Структура составления рассказа (на слайде) .

10. Картинка «Рыжий кот пьет молоко»

Кто пьет молоко? Кто нарисован? Что кот делает?

Какого цвета кот? Какой кот?

Что пьет рыжий кот?

А откуда в тарелке молоко?

11. Беседа по серии картинок - Их должно быть не более трех. Рассматривается и описывается каждая картинка из серии , затем высказывания детей объединяются в один сюжет .

Куда направлялся мальчик? - Придумайте для мальчика имя. – Кто встретился на его пути? - Какое решение принял мальчик? - Почему мальчик решил взять щенка? - Как Вася назвал своего щенка? - Как мальчик заботился о щенке? - Каким стал щенок? - Что вы можете сказать о времени года на первой, второй и третьей картинках ?

12. Нужно помнить, что речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому, так важно чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Публикации по теме:

Проблема развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде,.

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Клубок» Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Формирование целостного впечатления об.

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Конспект НОД по развитию связной речи у детей в подготовительной логопедической группе. Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин».

Конструкт обучения дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ «Удачная рыбалка» Конструкт организации совместной образовательной деятельности по ПМ. 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам.

Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

Развитие речи детей 3–4 лет посредством рассматривания сюжетных картин РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ РАССМАТРИВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН. Рассматривание специально созданных для детских садов сюжетных.

(с одним закрытым фрагментом)

Цели:

коррекционно-образовательные:

Обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий (на закрытом фрагменте);

Обучать составлению плана;
коррекционно-развивающие:

Развивать у детей умение рассказывать по плану;

Развивать воображение и творческие способ­ности детей;

коррекционно-воспитательная:

Воспитывать у детей аккуратность и чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: серия сюжетных картинок (рис. 28- 30), два портфеля, школьные принадлежности и игрушки.

Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов Л.Н. Толстого «Филипок», А.Л. Барто «Первый урок», З.Н. Александровой «В школу», объяснение значений пословиц: «Ученье - путь к уменью», «Ученье - свет, неученье - тьма». Игра «Четвертый лишний» (ручка, резинка, мяч, пенал; портфель, тетрадь, учебник, яблоко).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Собери портфель».

Дети делятся на две команды и соревнуются в сборе портфеля в школу. Среди школьных прина­длежностей находятся предметы, которые нельзя укладывать в портфель - игрушки и т.д.

2. Объявление темы.

Логопед выставляет картинки и при этом гово­рит, что сегодня дети будут составлять рассказ по серии картинок, но третья картинка закрыта, и им придется сочинить окончание рассказа.

3. Беседа по картинкам.

Какое время суток на первой картинке?

Куда ходит мальчик: в школу или детский сад?

Чем вы можете это доказать?

Назовите мальчика по имени.

Что собирается делать Миша?

Какая обстановка у него в комнате?

Как вы думаете: готов Миша идти в школу?

Чем отличается первая картинка от третьей? (Временем суток.)

Что вы можете сказать о настроении мальчика на третьей картинке? Какой он? (Грустный, оза­боченный, печальный, сердитый, потерянный.)

Чем он озабочен?

Правильно ли мальчик готовился к школе?

4. Физкультминутка.

Каждым утром перед школой

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать,

Руки поднимать, руки опускать,

Приседать и вставать, приседать и вставать.

Прыгать и скакать, прыгать и скакать.

5. Составление плана рассказа.

Предложить детям короткими предложениями, выражающими их главную мысль, озаглавить каж­дую картинку. Третий пункт плана называет логопед.

Примерный план

После составления плана дети придумывают название для будущего рассказа.

6. Рассказы детей.

Нужно напомнить детям о том, что рассказ нужно начинать составлять с названия, а дальше - по плану. На усмотрение педагога можно дать начало рассказа. Это зависит от контингента детей.

Пример рассказа, составленного ребенком

Вася пришел из школы и сел за компьютер играть в игры. Когда стемнело, он вспомнил, что не сделал уроки. Вася разложил книги, тетради и стал выполнять домашнее задание. Он очень устал, и у него не осталось сил сложить все вещи в портфель. Утром Вася долго искал нужные вещи. Когда он пришел в школу, дети сидели за партами. Шел урок. Васе стало очень стыдно, что он опоз­дал. Он дал себе слово, что больше так поступать не будет.

7. Рассматривание недостающего фрагмента.

Логопед открывает третью картинку, и дети срав­нивают окончание своих рассказов с изображен­ным на картинке.

8. Итог занятия.

Чье окончание рассказа вам понравилось боль­ше всего?

Как можно назвать мальчика Васю?

Что нельзя делать, как Вася?

Занятие 32.

Составление рассказа «Как я проведу лето»

(на заданную тему)

Цели:

коррекционно-образовательная:

Обучать детей составлению рассказа на задан­ную тему;

коррекционно-развивающие:

Пополнять и активизировать словарный запас детей по теме «Лето»;

Развивать умение логически выстраивать свои высказывания;

коррекционно-воспитательная:

Воспитывать умение правильно и с пользой про­водить свободное время.

Оборудование: сюжетные картины по теме «Лето» и «Летний отдых» (подбирает логопед).

Предварительная работа: по заданию логопеда дети беседуют с родителями о том, где они прове­дут лето. Воспитатели проводят беседы по данной теме.

Ход занятия

1. Организационный момент .

Игра «Отгадай загадку».

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю.

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я - ... (Лето.)

Игра «Подбери признак»

Лето (какое?) - ...

Солнце летом (какое?) - ...

Море (какое?) - ...

Лес (какой?) - ...

Речка (какая?) - ...

2. Объявление темы.

Сегодня мы будем придумывать рассказ, кото­рый называется «Как я проведу лето». Каждый из вас должен подумать, как бы ему хотелось провести лето и составить рассказ.

3. Беседа по теме.

Кто из вас ждет лето?

Почему вы его ждете?

С кем вы проведете лето?

Где вы собираетесь отдыхать?

Как нужно готовиться к поездке?

Где, по-вашему, лучше всего отдыхать летом?

Если вы останетесь дома и никуда не поедете, то чем будете заняты?

Рассмотрите картинки и скажите, как отдыхают дети? Логопед оценивает ответы детей на вопро­сы и анализирует их. Затем обращается к детям: «Представьте, что вы со своей семьей проведете лето на море (эмоциональная пауза).

А теперь начинайте сочинять свой рассказ. Обдумайте его от начала до конца. Лучше всего начать с того, как вы будете готовиться к поездке, что произойдет, когда вы приедете на море и закон­чить, чем вас порадовало лето и море».

Если кто-то из детей захочет рассказать об отды­хе у бабушки, то такая инициатива должна быть поощрена.

4. Рассказы детей.

Логопед может предложить свое начало рас­сказа, а может опереться на помощь «сильного» ребенка, который выйдет рассказывать первым. Еще нужно напомнить детям, что рассказы не долж­ны быть похожи друг на друга.

Заслушиваются 2-3 рассказа.

5. Физкультминутка.

Мы сено косили,

Косили, косили,

Мы сено носили,

Носили, носили.

Мы сено собрали,

Собрали, собрали.

Мы сильно устали, устали, устали.

Отдохнуло наше тело,

Что же, примемся за дело.

6. Составления рассказов детьми (продолжение).

7. Итог занятия.

О каком времени года говорили?

Как лучше всего провести лето?

Что больше всего вам нравится в этом времени года?

ТЕКСТЫ РАССКАЗОВ И СКАЗОК

Мужик и медведь

Русская народная сказка

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работа­ет. Пришел к нему медведь:

Мужик, я тебя сломаю.

Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

Быть так, - сказал медведь. - А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дубраву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дуб­равы вылезает:

Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь:

Мужик, куда ты едешь?

Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

Дай-ка попробовать - каков корешок?

Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

А-а! - заревел. - Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.

Мужик говорит:

Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Косточка

Л.Н. Толстой

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит - одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали:

Ваня покраснел как рак и сказал тоже:

Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:

Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмея­лись, а Ваня заплакал.

Улетают журавли

И. С. Соколов-Микитов

В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потя­нулись в дальние теплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота остановились на отдых.

Еще до рассвета проснулись чуткие журавли.

Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимают­ся с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Все тогда засияет, все переменится в осеннем темном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

Грибы

В. П. Катаев

К Жене и Павлику приехала из города погостить дво­юродная сестра Инночка.

Ну, дети, - сказала мама, - нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

Я лучше всех собираю, - сказал Павлик.

Нет, я лучше, - сказала Женя.
А Инночка промолчала.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.

Я лучше всех собрал! - кричит Павлик издали. - У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!

Посмотрела мама и улыбнулась:

Не удивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба, одни только поганки. Неважно ты соби­раешь грибы, Павлик.

Ага! - кричит Женя. - Я ж говорила, что я лучше всех собираю: глядите у меня самые большие и самые красивые грибы - красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!

Посмотрела мама и засмеялась:

Глупенькая, это же мухоморы! Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

А Инночка стоит в стороне и помалкивает.

А ты, Инночка, что же молчишь? Показывай, что насобирала.

У меня совсем мало, - говорит Инночка.
Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных, крепких, пузатых боровиков в бархатных шапочках.

Купание медвежат

В. В. Бианки

Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама