THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Этот интересный приём придумал итальянский писатель Джанни Родари и рассказал о нём в книге «Грамматика фантазии». Вспомним, что «би» в переводе с латинского на русский язык означает «два, дважды», а «nome» с греческого - «имя».

Суть приёма заключается в соединении понятий на первый взгляд несоединимых, не имеющих ничего общего, например: "запах" и "солнце". Таким образом, отказываясь от логичного постижения смысла в пользу алогичного, мы пробуждаем фантазию ребёнка. Направляя его мысль в творческое русло, предлагая нетрадиционное решение задания, провоцируем ученика на поиск оригинальных ассоциаций.

Данный приём в свете ФГОС приобретает особый смысл, т.к. предполагает использование не только и не столько знаниевого подхода в обучении, сколько личностно ориентированного. Именно поэтому бином фантазии, который следует заметить, входит в технологию ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), развивает воображение ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мой любимый Бином фантазии

(выступление в рамках инновационного каскада)

Приветствую вас, коллеги!

Поговорим сегодня о простом, но достаточно эффективном приёме творческого мышления – Биноме фантазии.

…Можно представить наше мышление как высокогорное озеро. Запас воды - это наши знания. В основном озеро спокойно и знания не работают. Ну, может, конечно, возникнуть случайный всплеск - рыба хвостом плеснет или турист камешек бросит... Но вот, представьте, мы от этого озера специально в определенном направлении проложили канал и... вода понеслась вниз! Представляете мощь и работоспособность этого потока? Приемы и методы ТРИЗ - это и есть те самые каналы - направления, по которым будут работать наши знания и в результате этой работы возникнут идеи. Можно, конечно, ждать, пока мысль сама всплеснется в голове, а можно и нужно дать ей направление. Мне очень нравится такое ТРИЗовское выражение: «Куда думать будем?», т. е. в каком направлении? И, вообще, мне уже давно хочется написать

ОДУ БИНОМУ ФАНТАЗИИ !

Бином фантазии (БФ) – это термин из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». Книга посвящена приёмам сочинения сказок. Суть приёма бином фантазии (би - два, ном- имя, наименование): берем два произвольных слова, и по-разному соединяя эти слова с помощью предлогов, находим осмысленную сюжетную связь между ними, в результате получается сказка. То есть мы вспомнили одновременно два понятия и дали мозгу команду объединить эти понятия в форме сказки. Сказок может получиться множество, смотря каким путём идти, соединяя понятия: можно по прямой, а можно разными витиеватыми тропинками…

Пример: книжка + голубь (слова надо брать далёкие друг от друга по смыслу, так больше шансов получить оригинальную идею). Соединяем слова с помощью предлогов:

Книжка с голубем;

Голубь с книжкой;

Книжка в голубе;

Голубь в книжке;

Голубь под книжкой;

Книжка под голубем; и т. д.

Чувствуете, уже какие-то направления для мысли даны? «Книжка в голубе» дала мне идею сказочного голубя, который наизусть знает, например, сказки Шахерезады, может их без конца рассказывать, отвечать на вопросы цитатами из сказок, может все волшебные действия из этих сказок производить и т. д… «Голубь под книжкой» вызвал у меня представление о грустном бездомном голубе, который живёт под книжкой, поставленной домиком, заодно он учится читать, книжка оказалась сборником фокусов, он осваивает это дело, приносит всем радость и сам становится весёлым! У вас, вероятно, другие ассоциации возникнут от тех же исходных слов.

Если в качестве одного элемента БФ взять изделие (варежки, дверь и т. д.) и, соединяя мысленно это изделие с произвольным словом, дать мозгу команду получить дизайнерскую или изобретательскую идею, то, соответственно, мозг будет работать в этом направлении. Например: БФ «Варежки + облако», это сочетание могло дать и сказочную идею, но, если мы решим изобретать новые варежки, то можем получить, например, идею надувных варежек. А если возьмём «дверь + ветер» (дверь с ветром, ветер в двери – попробуйте и с другими предлогами сочетания составить), можно получить идею двери, оборудованной специальной системой, запасающей сжатый воздух при открывании – закрывании двери и расходующей его потом на «подметание» крылечка от снега и пыли.

БФ можно использовать для поиска идей по применению какого-то материала, явления, закона. Например, надо найти применение сухим осенним листьям с помощью БФ. «Сухие листья + цирк» – идея небольшого номера жонглёра: подкидывает охапку сухих листьев и, пока они медленно кружатся и падают, он их все ловит. «Сухие листья + подоконник» - отделка поверхности подоконника красивыми листьями с последующей лакировкой и полировкой. «Сухие листья + болезнь» – наверняка какие-то болезни можно лечить запахом сухих листьев определённого вида (сделать подушку или матрац из листьев). «Сухие листья + электричество» – в каких-то экстремальных обстоятельствах сухие листья могут служить электроизоляцией.

Таким образом, я вижу в биноме фантазии достаточно универсальную технологию генерирования идей в том случае, когда практически нет ограничений: мы даём для мышления направление движения (от одного понятия к другому – случайному! ) и определяем цель движения (сочинить сказку; придумать новый вариант применения какого-то материала, изделия, закона природы; получить ряд дизайнерских и изобретательских идей по поводу совершенствования любого изделия).

Иногда возникает ступор на этапе выбора ПРОИЗВОЛЬНОГО слова. Какое же выбрать? Можно просто открыть любую книгу, и не глядя ткнуть пальцем в ЛЮБОЕ слово. Далее пытаемся соединить это слово с тем понятием (изделием, материалом, законом природы) по поводу которых надо получить идею.

Можно применить метод гирлянд ассоциаций: (Автор Г.Буш). Составим гирлянду ассоциаций от любого слова: жизнь – ассоциация: ребенок. (У Вас может возникнуть другая ассоциация!). Ассоциация с ребёнком – игра, с игрой – мяч, с мячом – спорт и т.д.

На занятиях мы гирлянду ассоциаций составляем вместе с детьми и записываем на доске: жизнь – ребёнок – игра – мяч – спорт – велосипед – руль – штурвал – корабль – «Титаник» - безопасность – жилет – одежда и т. д.

Составляя гирлянду ассоциаций, надо следить за тем, чтобы каждое новое слово в гирлянде уводило нас всё в новые и новые области человеческих знаний, интересов и деятельности. Вот и в этой гирлянде у нас возникли темы игры, спорта, кораблей, спасательных средств, одежды… Всё это нам потом пригодится, чтобы направить свою мысль по новому направлению. Рассмотрим, какие идеи можно получить, применяя эту гирлянду для получения идей по применению КОНУСА. Соединяем мысленно любое слово из гирлянды с конусом (чувствуете, это тот же Бином фантазии?):

  • мяч + конус. Интересно, если сделать мяч в виде усеченного конуса для футбола? Пока он по воздуху летит, форма его не имеет особого значения, а вот при ударе и когда по земле катится по дуге – это, я думаю, оживит давно сложившиеся правила игры!
  • «Титаник» + конус. Можно спасательные средства делать конусообразной формы для повышения их устойчивости на воде.
  • конус + одежда. Для одежды в стиле «авангард» можно сделать плечики в виде конусов или полуконусов.

Не приходят идеи со словами из этой гирлянды – составьте другую. Это ведь легко! Не обязательно с каждым словом получится идея, но при определённом навыке этим методом можно получать веер идей по применению чего-либо: старых вещей, отходов производства или новых знаний об объектах, веществах и явлениях природы.

До следующей встречи!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Мастер класс "Фантазийный бином - как средство общения дошкольников"
Разработала: воспитатель ГБОУ ООШ № 19
"структурное подразделение д/с "Кораблик""
Бадун Вера Борисовна

Программное содержание.
Цели:
- Учить детей моделировать структуру рассказа. Сочинять сказки методом комбинирования, компиляции.
- Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.
Материал: карточки- модели, 2 набора картинок «Живые - неживые», колпачки на голову для каждого ребенка, «волшебная» палочка,групповая книга «Фантазеры».
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Задачи:
«Социально-коммуникативное развитие»
- Учить видеть предметы и явления в многообразных связях;
- Снимать психологическую инерцию мышления, боязнь чего-то нового;
- Учить детей вступать в речевое взаимодействие, учавствовать в коллективном разговоре.
«Речевое развитие, познавательное развитие»
- Формировать развитый словарь по теме: «Писатели, их произведения»;
- Учить детей играм с правилами;
- Создавать единое фантастическое целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы существовать;
- Учить детей устанавливать с помощью воображения родство между указанными словами;
- Развивать умение выражать свои мысли законченными фразами;
- Формировать представление о том как можно самому сочинить сказку и рассказать ее.

Логика образовательной деятельности.

Деятельность со стороны воспитателя Деятельность со стороны детей Ожидаемые результаты
1. На кругу.
Задает вопрос: Любят ли дети сказки? Отвечают на заданный вопрос. Умеет вступать в речевое взаимодействие, участвует в коллективном разговоре, обладает положительным отношением к окружающему миру
2. Обращает внимание детей на портрет писателя, закрепленного на мольберте (Джанни Родари) и просит вспомнить, как его зовут
Предлагает вспомнить названия известных детьми рассказов и сказок, написанных Джанни Родари. Узнают сказочника-писателя Джанни Родари, называют его. Перечисляют названия знакомых произведений, написанных им. Узнает и называет знакомых писателей, его произведения.
Умеет выражать мысли законченными фразами, обладает развитым словарём по теме «Писатели. Их произведения».
3. Предлагает детям надеть «волшебные» колпачки на голову.
Показывает волшебную палочку и предлагает ее сделать «волшебной» с помощью «волшебного» заклинания.
Предлагает придумать волшебное заклинание и повторить его для волшебной палочки, чтобы волшебство сработало.
Дотрагивается «Волшебной» палочкой до макушки головы каждого ребёнка.
Сообщает детям, что теперь они настоящие «сказочники-фантазёры» Надевают «Волшебные колпачки» на голову.
Придумывают и называют волшебное заклинание, чтобы палочка стала волшебной, а так же чтобы волшебство сработало.
Узнают, что они стали сказочниками-фантазёрами. Умеет взаимодействовать в детском коллективе, знает различные сказочные заклинания, обладает развитым фантазийным мышлением.
Обладает положительным отношением к происходящему.
4. Предлагает детям поиграть в игру «Сочини сказку».
Знакомит с правилами игры.
(«Ребята! Слушайте внимательно правила игры. Перед Вами лежат 2 набора (корзиночки) карточек с картинками. В одном наборе - лежат картинки с живыми предметами, а в другом - картинки с неживыми предметами. Ваше задание, подойти к карзиночкам и взять из каждой из них на выбор по 1 картинке. Всего у вас в руках будет 2 картинки. Опираясь на выбранные картинки, каждый из Вас должен сочинить свою историю, сказку и придумать к ней название.»
Выкладывает перед детьми паровозик и сообщает, что при сочинении истории или сказки, они должны соблюдать определенную структуру, воспользовавшись схемой в виде паровоза с вагонами.
Просит детей вспомнить обозначение каждого из вагончиков.
1 красный вагон - начало рассказа;
2 синий вагон - середина рассказа;
3 зеленый вагон - конец рассказа.
А все вместе они составляют опорную модель рассказа.
Предлагает приступить к сочинению рассказов.
Знакомятся с правилами игры.
Разбирают предложенные воспитателем карточки (каждый ребенок разбирает карточки по принципу: 1 живая, 1 неживые).
Ознакамливаются со структурой, которую следует соблюдать при составлении рассказов. Вспоминают и называют значение паровоза и его вагонов при сочинении рассказов.
Сочиняют свои рассказы и сказки по 2 опорным картинкам
И выступают с ними друг перед другом.
Научаются моделировать структуру рассказа, сочинять сказки методом комбинирования, компиляции.
Умеют взимодействовать в детском коллективе, играть в игры с правилами.
Обладает четкой артикуляцией и выразительностью речи;

Умеет контролировать психологическую инерцию мышления, боязнь чего-то нового.
Обобщает предметы и явления в многообразных связях;
Умеет устанавливать, с помощью воображения, родство между указанными словами;
Обладает умением создавать единое фантастическое целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы существовать.

5. Рефлексия.
Предлагает вспомнить детям, чем они только что занимались.
Предлагает вспомнить названия сказок-рассказов, которые они только что сочинили.
Интеоресуется понравилось ли детям фантазировать и сочинять сказки?
Раздает угощение.
Рассказывают, чем они только что занимались, вспоминают названия сказок, которые они только что сочинили.
Высказывают свои мнения, разбирают угощения. Взаимодействует в детском коллективе, умеет выражать мысли законченными фразами, участвует в коллективном разговоре.
Обладает развитым вниманием и памятью.
обладает положительным отношением к окружающему миру.

ПРИЛОЖЕНИЕ

БУКЛЕТ НА ТЕМУ "ФАНТАЗИЙНЫЙ БИНОМ"
"Как написать свою сказку?"
Создаем ситуации, в которых герой самостоятельно преодолевает все препятствия
Написание собственной сказки может существенно продвинуть психотерапевтическую работу. Сочинить сказку может не только взрослый, но и ребенок. И это прекрасно получается у маленьких фантазеров. Родителям лучше всего отталкиваться от того, что придумывает малыш, и умело вплетать детские предложения относительно событий и персонажей в общее повествование.
Малыш может подключиться к работе над сказкой практически на любом ее этапе. При этом вы убиваете сразу «двух зайцев»: не только корректируете поведение, но еще и развиваете внимание, активную речь, мышление, воображение и творчество ребенка. Поэтому не жалейте времени на эти занятия.
При создании сказки учитывайте возрастные особенности маленького слушателя.
Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные. Именно в этом возрасте дети хорошо воспринимают эти сказки, так как часто представляют себя каким-нибудь любимым животным, идентифицируются с ним.
Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол ребенка. Например, девочке необходимы сказки, в которых к принцессе после трудных испытаний приезжает принц на белом коне, все заканчивается свадьбой, а через некоторое время появляются дети. Мальчику, для того чтобы в его сознании сформировался образ настоящего мужчины, полезны истории не про роботов или монстров, а про богатырей или рыцарей, героев, которые прошли тяжелые испытания и смогли сочетать в себе силу и доброту.
Дети 6—7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, в которых герои используют магические предметы. В волшебной сказке возможно все, а значит, все события без критики принимаются слушателем и работают на бессознательном уровне.
Чтобы написать собственную психотерапевтическую сказку, нужно знать принципы ее построения.
1. Создаем образ главного героя
Главными героями сказки могут быть самые разные персонажи: люди, обычные предметы, животные, волшебники, природные явления, да, собственно, все, что угодно, ведь это ваш волшебный мир. И отталкиваться нужно от того, что нравится вашему ребенку, что вызывает у него положительные эмоции. Важно также, чтобы главный герой был «созвучен» ребенку и, возможно, был чем-то на него похож: отражал некоторые черты его характера и включал те особенности его поведения, которые вы хотели бы проработать. Так, отражать характер персонажа может специально выдуманное имя. Например, такая забавная фамилия для застенчивого дракончика — Заёлочкин — отражает его постоянное желание спрятаться, стать невидимым. Здесь приветствуется словотворчество самого ребенка, так как оно способствует формированию фантазии и гибкости мышления.
2. Помещаем своего героя в конфликтную или проблемную ситуацию
Исходить желательно из реальных конфликтных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь, общаясь с ребенком, но трансформировать их в художественную метафору. Для этого нужно разобраться, в чем причина конфликта, что на самом деле вызывает нежелательное поведение?
Дети постарше даже могут сформулировать причину самостоятельно. Попробуйте спросить, почему главный герой ведет себя именно так? Определив все это, можно формировать конфликтную ситуацию, в которую попадает ваш герой. Сначала он привычным (неправильным) способом реагирует на происходящее. Нужно описать также те негативные последствия, к которым приводит такое поведение.
3. Создаем образы друзей и помощников, а также врагов и препятствий на пути героя к цели.
Образы друзей и помощников — это отражение потенциальных способностей главного героя. А его страхи и неверие в себя будут отражать образы врагов и препятствия. В случае неправильного поведения главного героя друзья или помощники могут демонстрировать конструктивную модель поведения.
4. Создаем обучающие ситуации, в которых герой впервые побеждает благодаря помощи
Такие ситуации нужны, чтобы закрепить правильный способ реагирования, а также расширить возможности действия в сложных ситуациях. В метафорической форме преодоление препятствий может осуществляться разными путями:
Прямая агрессия — решение проблемы с помощью силы (часто используется при работе с неуверенностью, неспособностью дать отпор обидчикам в реальной жизни). Например, герой может сразить дракона мечом. + Использование хитрости — умение посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку, ведь иногда смекалка и ум бывают сильнее физической силы, вспомним Кота в сапогах, победившего Людоеда.
Использование волшебных предметов и помощников — передача герою оберегающих его предметов-талисманов и, таким образом, внушение ему чувства защищенности и уверенности.
Совет мудреца — главный герой получает сонет весьма уважаемого в волшебной стране персонажа и следует ему.
5. Создаем ситуации, в которых герой самостоятельно преодолевает все препятствия
Им уже получены новые знания, опыт правильного поведения, который еще должен перейти во «внутренний план» и стать собственным. Со стороны друзей еще необходимы подбадривание, похвала, которые придают герою уверенность в себе и собственных силах. На этом этапе происходит преодоление внутренних барьеров и страхов, изменение поведения, исправление ранее сделанных ошибок.
6. Показываем осознание героем самого себя в новом качестве в результате одержанных побед
Герой становится уверенным, что делает все правильно, потому что получает положительную обратную связь от окружающих, конфликтных ситуаций больше не возникает. Герой понимает — он справился со всеми сложностями и стал другим.
7. Создаем позитивный финал
Это может быть торжество, на котором окружающие отдают должное особым заслугам героя. При таком финале перед героем открываются новые возможности благодаря его победе над собой.
8. Создаем вопросы к сказке
Их можно придумать вместе с ребенком. Проработка вопросов дает обратную связь, то есть позволяет попять, как окружающие оценивают поведение главного героя. Вопросы могут быть следующими:
О чем эта сказка и чему она учит?
Почему герой поступает именно так?
Чего он хотел на самом деле?
Как герой решает проблему (какой способ поведения он при этом выбирает)?
Какие эмоции приносит поведение героя окружающим?
Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему?
Кто же такой, по сути, главный герой?
Формы работы с созданной сказкой разнообразны: кукольный спектакль, игра-драматизация с использованием масок или костюмов, рисование или лепка сказочных персонажей (обычно используется, когда требуется частая трансформация образов), подбор музыки под образы главных героев. Все зависит от того, что ближе именно вашему ребенку. Разнообразие форм работы со сказкой позволяет по-разному переживать сюжет. Таким образом, одна и та же сказка может постоянно меняться, например, в зависимости от вашего настроения. Это, с одной стороны, сохраняет эффект новизны сказки, а с другой — дает новый взгляд на рассматриваемую проблему.
Замечательные приемы, которые помогут вам творчески подойти к созданию собственных сказок, описаны в книге «Грамматика фантазии» итальянского детского писателя Джанни Родари.
Бином фантазии. Предложите малышу задумать что-нибудь живое, а сами придумайте слово, обозначающее неживой предмет, а затем придумайте историю, используя эти слова.
Изменение существующей сказки. Введите в уже известную ребенку сказку комического персонажа или придумайте ее продолжение.
Игра наоборот. Покажите несоответствие характера образу персонажа, например, как в известном мультике «Погода была прекрасная, принцесса была ужасная...».
Встреча персонажей из разных сказок. Например, Баба-Яга вышла замуж за принца, Колобок как-то раз увидел Карлсона и т.п.
Исчезновение предмета, который в контексте истории крайне необходим. Например, пропало Солнце, и что же дальше произошло?
Необычный герой. Это может быть предмет, который оживает, или существо, которого вообще нет в природе и придумано вами.
Сказка, в которой ваш ребенок является главным героем. Здесь важно, чтобы этот герой выглядел как можно более сильным, умелым, справляющимся со всеми трудностями на своем пути (даже если в жизни ваш ребенок неуверенный, робкий, застенчивый). Так вы сможете заранее передать своему ребенку надежду на успех.
Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи?
Сказкотерапия для детей и родителей. - М.: Генезис, 2012. С. 13-18.

Бином фантазии - прием предложенный известным итальянским сказочником Джанни Родари. В своей удивительной книге "Грамматика фантазии" он очень ярко и образно описал возможности применения этого приема. Выдержки из этой книги используются в комментариях к данной теме.

"... для возникновения искры одного электрического заряда недостаточно - нужно, чтобы их было два. Одно слово оживает лишь тогда, когда встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности. Нет жизни без борьбы. Воображение отнюдь не составляет некую обособленную часть ума, оно - сам ум, одно с ним целое и реализуется путем одних и тех же приемов в самых различных областях. Ум же рождается в борьбе, а не в покое. Анри Валлон в своей работе "Истоки мышления у детей" пишет, что мысль возникает из парных понятий. Понятие "мягкий" появляется не до и не после появления понятия "жесткий", а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание. "Основа мысли - это ее двойственная структура, а не составляющие ее отдельные элементы. Пара, двойка, возникла раньше, чем единичный элемент."

Итак, вначале было противопоставление. Того же мнения придерживается Поль Кли, когда пишет в своей "Теории формы и изображения", что "понятие немыслимо без своей противоположности; не существует понятий самих по себе, как правило, мы имеем дело с "биномами понятий".

Рассказ может возникнуть лишь из "бинома фантазии".

"Конь - пес", в сущности, не представляют собой "бинома фантазии". Это всего лишь простая ассоциация внутри одного вида животных. При упоминании этих двух четвероногихвоображение остается безразличным. Это аккорд типа терции мажор, и ничего заманчивого он не сулит.

Надо, чтобы два слова разделяла известна дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным,- только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установитьмежду указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда "бином фантазии" определяется случаем. Пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал, что сказал другой; или можно прибегнуть к жеребьевке, или пусть ребенок, не умеющий читать, ткнем пальцемв далеко отстоящие друг от друга страницы словаря.

Когда я был учителем, я вызывал к доске двух учеников, одного просил написать слово на видимой стороне доски, другого - на оборотной. Этот небольшой подготовительный ритуал имел определенный смысл. Он создавал атмосферу напряженного ожидания, сюрприза. Если ребенок писал на виду у всех слово "пес", то оно уже было особым словом, готовым к определенной роли в необычной ситуации, к тому, чтобы стать участником некоего непредвиденного события. "Пес" уже был не просто четвероногим, он был героем приключения, вымышленным персонажем, полностью находящимся в нашем распоряжении. Повернув доску, мы обнаруживаем, предположим слово "шкаф". Дети встречали его взрывом смеха. Слово "утконос" или "четырехгранник" не имело бы такого успеха. Отдельно взятое, слово "шкаф" не заставит ни смеяться, ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но "шкаф" в паре с "псом" - это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул.

Много лет спустя я прочел у Макса Эрнста обоснование его идеи "систематического смещения".Эрнст воспользовался как раз изображением шкафа, каким его рисовал Де Кирико, - посреди классического пейзажа,в окружении оливковых деревьев и греческих храмов. Будучи "смещенным", попав в необычный контекст, шкаф превращался в какой-то загадочный предмет. Возможно, в этом шкафу висела одежда, а может быть, нет. Факт таков, что шкаф был полон притягательности.

Виктор Шкловский описывает эффект "остранения", достигаемый Л.Н. Толстым, когда тот говорит об обычном диване словами, которые употребил бы человек, никогда дотоле дивана не видевший и никакого понятия о том, как им пользоваться, не имевший.

В "биноме фантазии" слова берутся не в их обычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно. Они "остранены", "смещены", выхвачены и витают на невиданном дотоле небосводе. Таковы, на мой взгляд, оптимальные условия для появления на свет занимательного рассказа."

Дж. Родари. "Грамматика фантазии", М. "Прогресс", 1990г., стр. 24-26.

1. Разминка.

Игра в "ассоциации". "Картотека к урокам РТВ для 2-го класса".

2. Домашнее задание.

2-3 самых интересных карточки из истории технических систем.

3. Вход в урок.

Один из примеров использования "бинома фантазии" из книги Дж. Родари "Грамматика фантазии".

" Доктор Полифемо, придя домой, лезет в шкаф за домашней курткой, а в шкафу - собака. Пес неопределенной породы. Может быть, натаскан для охоты за шампиньонами, а может, за цикломенами, а может, за рододендронами. Он добродушен, приветливо виляет хвостом, вежливо подает лапу, но о том, чтобы вылезти из шкафа, и слушать не желает; как его доктор Полифемо ни упрашивает, пес неумолим. Доктор Полифемо отправляется в ванную принимать душ и там, в шкафчике, обнаруживает другую собаку. Третьясидит в кухонном шкафу среди кастрюль, четвертая - в посудомойке, еще одна, в полузамороженном виде, - в холодильнике. Симпатичный щенок прячется в закутке для половых щеток, а маленькая болонка - в ящике письменного стола. Доктор Полифемо мог бы, конечно, вызвать лифтера и с его помощью выдворить непрошеных гостей из квартиры, но доктор Полифемо собачник, и сердце подсказывает ему другое решение. Он побежал в мясную лавку и купил десять килограммов вырезки, чтобы накормить своих гостей. Отныне он ежедневно берет по десять килограммов мяса. Это не может пройти незамеченным. Хозяин мясной лавки почуял что-то неладное.Пошли разговоры, пересуды, начались и клеветнические измышления. А не прячет ли доктор Полифемо в своей квартире шпионов, гоняющихся за атомными секретами? Не производит ли каких-нибудь дьявольских опытов - иначе зачем ему столько мясных полуфабрикатов? Бедняга - доктор стал терять клиентуру. Поступил донос в полицию. Начальник полиции распорядился произвести у доктора обыск. И только тут выяснилось, что доктор Полифемо претерпел все эти неприятности исключительно из-за любви к собакам. (Дж. Родари. Грамматика фантазии, М. «Прогресс", 1990 г, стр. 28).

4. Основная тема.

Как вы думаете, что может означать слово «бином»?

Итак, выберите два слова:

апельсиншапка

Соедините их, используя различные предлоги (в, на, около, под, над и др.)

Апельсин в шапке,

Апельсиновая шапка...

Дополните получившиеся идеи:

Захотел Апельсин купить себешапку. Пошел он в специальный магазин. Перемерил все имевшиеся там шапки. Все они оказались такими большими, что, надевая шапку, Апельсин даже не видел себя в зеркале. Что же делать? Отправился Апельсин в ателье. Долго мастер снимал мерки, отмерял разные ткани... Так и не смог сшить для Апельсина подходящую шапку. Очень печальный шел Апельсин по улице. Навстречу ему шла девочка. Она спросила: "Отчего ты такой печальный, Апельсин?" Апельсин очень смутился: "Я очень хочу иметь шапку хорошую, удобную, чтобы голова не мерзла. Но нигде нет шапки подходящей для меня."Девочка очень удивилась: "И это так тебя расстроило!? Пойдем я свяжу тебе теплую, удобную шапку, меня бабушка научила!"

Может быть, для иллюстрации нужен рисунок?

"На этой стадии рассказ представляет собой лишь "сырье". Обработать его, превратить в законченный продукт - задача писателя. Нас же интересовало одно: привести пример "бинома фантазии". Бессмыслицаможет и остаться бессмыслицей.Важен процесс: дети владеют им в совершенстве и получают от него истинное удовольствие. Описанное упражнение, конечно же, дает вполне ощутимые плоды. Но не следует недооценивать и развлекательный момент. Особенно если учесть, как мало в наших школах смеются. Одно из самых закоренелых и трудно преодолимых представлений о педагогическом процессе заключается как раз в убеждении, что процесс этот должен протекать угрюмо. Кое-что знал на сей счет еще Джакомо Леопарди, писавший в своем "Дзибальтоне" 1 августа 1823 года: "Прекраснейшая, счастливейшая пора жизни, детство, сопряжена с тысячью мучений, с тысячью тревог и страхов,со столькими тяготами воспитания и ученья, что взрослый человек, несмотря на все свои мытарства, даже если бы мог, никогда не согласился бы вновь стать ребенком, дабы не пережить заново пережитое когда-то."

Дж.Родари. Грамматика фантазии, М., «Прогресс", 1990 г, стр. 28.

7. Подведение итогов.

Домашнее задание: выбрать любую из полученных на уроке идей и написать небольшой рассказ.

В современном цивилизованном обществе практически все умеют читать и писать. А вот интересно мыслить – очень немногие. Для большинства взрослых людей фантазирование – пустое занятие, они не хотят и не умеют отдаться полету воображения, окунуться в мир нереальности и грез. Восприятие сужается до минимума – взаимосвязь событий, явлений и предметов остается за гранью понимания. Свободная, красивая, живая, образная речь – довольно редкое качество современного человека.Одним из эффективных методов развития творческого воображения и причинно-следственного стиля мышления является «Бином фантазии», автором которого является известный итальянский писатель Джанни Родари.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Фантазийный бином как способ формирования речевого творчества. Подготовила: Воспитатель С.Н.Зарецкая МБДОУ ДСОВ №20 «Гармония»

Одним из эффективных методов развития творческого воображения и причинно-следственного стиля мышления является «Бином фантазии», автором которого является известный итальянский писатель Джанни Родари.

Бином фантазии - это метод стимулирования творческого воображения у детей и взрослых путем комбинирования различных пар слов, и который предназначается для: - развития причинно-следственного стиля мышления.

«Человек может творить. Делать далёкое близким, а неважное важным. Нужно постоянно придумывать собственные истории про случайные слова. И тогда постепенно откроется, что наш мир - цельный и неделимый, а мы в нём не случайные гости. И нам вполне по силам сделать что-нибудь для того, чтобы всё, что радует глаз и душу, не разлетелось в один миг на неровные куски и мелкие атомы.» Ирина Васильева Бином фантазии - речетворчество

Суть метода – сочинение истории, рассказа или стихотворения на основе объединения пары несвязанных между собой слов с помощью предлогов или падежных окончаний. Один из самых известных приёмов фантазирования, придуманный Джанни Родари, называется «Бином фантазии»,

1 шаг. Выбор двух слов, не связанных между собой по смыслу. 2 шаг. Составление (запись) возможных сочетаний этих слов с помощью предлогов и изменения падежных окончаний. 3 шаг. Выбор варианта, который может послужить основой для придумывания конкретной ситуации. 4 шаг. Сочинение рассказа или истории. 5 шаг. Запись рассказа или его схематическое изображение, рисование иллюстраций. Алгоритм работы по методу:

Выбраны два слова: КНИГА и БЕЛКА.

Бином фантазии с использованием Кругов Луллия

« Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным,- только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда «бином фантазии» определяется случаем» Джанни Родари

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Фантазийный бином как способ формирования речевого творчества.

Слайд 2

Бином фантазии

«Для эффективного развития творческой фантазии нужна система упражнений и, главное, нужно обучение приемам фантазирования. Мало сказать: «Придумай то-то» - надо объяснить, какими приемами следует при этом пользоваться. (Приемы играют ту же роль, что и краски в живописи; не может быть и речи о том, что они мешают свободно фантазировать.)» Г.С.Альтшуллер

Одним из эффективных методов развития творческого воображения и причинно-следственного стиля мышления является «Бином фантазии», автором которого является известный итальянский писатель Джанни Родари.

Слайд 3

Бином фантазии - это метод стимулирования творческого воображения у детей и взрослых путем комбинирования различных пар слов, и который предназначается для:

Слайд 4

Бином фантазии - речетворчество

«Человек может творить. Делать далёкое близким, а неважное важным. Нужно постоянно придумывать собственные истории про случайные слова. И тогда постепенно откроется, что наш мир - цельный и неделимый, а мы в нём не случайные гости. И нам вполне по силам сделать что-нибудь для того, чтобы всё, что радует глаз и душу, не разлетелось в один миг на неровные куски и мелкие атомы.» Ирина Васильева

В современном цивилизованном обществе практически все умеют читать и писать. А вот интересно мыслить – очень немногие. Для большинства взрослых людей фантазирование – пустое занятие, они не хотят и не умеют отдаться полету воображения, окунуться в мир нереальности и грез. Восприятие сужается до минимума – взаимосвязь событий, явлений и предметов остается за гранью понимания. Свободная, красивая, живая, образная речь – довольно редкое качество современного человека.

Невозможно научить ребенка тому, что сам не умеешь. Но можно учиться вместе – искренне и с интересом играя, придумывая, сочиняя, на принципах равноправного партнерства со своими детьми. Известный итальянский сказочник Джанни Родари говорил, что придумывать занимательные истории и веселые сказки не сложно – нужно лишь свободно пофантазировать вместе с ребенком. Это позволит не только весело провести время, но и попутно развивать мышление, воображение, красочную образную речь - не только своего малыша, но и свои собственные.

Один из самых известных приёмов фантазирования, придуманный Джанни Родари, называется «Бином фантазии», С помощью Бинома можно не только изобретать новые необычные предметы или совершенствовать имеющиеся, но и сочинять фантастические рассказы и интересные истории.

Чтобы не попасть в ловушку психологической инерции, которая будет наталкивать на выбор ассоциативно связанных слов, можно воспользоваться разными способами:
- два участника придумывают слова одновременно, не советуясь и не зная, какое слово будет выбрано вторым участником;
- ребёнок, не умеющий читать, ткнёт пальцем в далеко отстоящие друг от друга страницы словаря, книги, газеты;
- использовать Круги Луллия
- предложить выбрать одно слово из мира природы, а другое - из рукотворного; или одно одушевленное, а другое – не одушевленное;
- если играют несколько участников, умеющих писать, то каждый пишет по одному слову отдельных листочках, затем все листочки перемешиваются и вытаскиваются произвольно.

Слайд 5

Суть метода – сочинение истории, рассказа или стихотворения на основе объединения пары несвязанных между собой слов с помощью предлогов или падежных окончаний.

Слайд 6

Алгоритм работы по методу:
1 шаг. Выбор двух слов, не связанных между собой по смыслу.
2 шаг. Составление (запись) возможных сочетаний этих слов с помощью предлогов и изменения падежных окончаний.
3 шаг. Выбор варианта, который может послужить основой для придумывания конкретной ситуации.
4 шаг. Сочинение рассказа или истории.
5 шаг. Запись рассказа или его схематическое изображение, рисование иллюстраций.

Слайд 7

Выбраны два слова: КНИГА и БЕЛКА.
Рассматриваем различные сочетания этих слов, получая разнообразные «картины»:
- книжная белка
- беличья книга
- книга в белке
- белка в книге
- книга у белки
- белка у книги
- книга из белки
- белка из книги
- книга на белке
- белка на книге
и т.д.

Некоторые сочетания получились вполне естественными, понятными и сразу вызывают знакомые образы. На этих сочетаниях можно остановиться в самом начале освоения метода.

Слайд 8

-
На даче мама читала книгу. Ее позвал сынишка, и мама положила книгу на стол около открытого окна. На столе стояла вазочка с печеньем. Пока мамы не было, в окно заскочила любопытная белочка. Она схватила печенье, уселась на мамину книгу и стала печенье грызть. Когда мама вернулась, белочка убежала. А мама удивилась - откуда на книге появились крошки.

Другие сочетания требуют развитого воображения, умения отойти от конкретного образа, широкого взгляда на ситуацию и системного мышления. Так книга может быть не только конкретным предметом, но воспроизведена, прочитана. Белка может быть не только зверьком, но и игрушкой, картинкой, силуэтом. Сами предлоги могут обозначать разные ситуации: «из» может быть как «сделано ИЗ», так и «выходящее ИЗ».

Слайд 9

-
Одна маленькая девочка очень любила книгу о белках. И у нее была любимая игрушка – белка. Мама не всегда могла читать девочке книгу, потому что ей еще нужно было готовить кушать и ходить в магазин. Тогда папа записал рассказы из книги на маленький магнитофон, а мама зашила его в игрушку-белку. Получилось, как будто это белочка читает книгу. И когда девочка ложилась спать, то из ее любимой белочки слышалась любимая книга. Девочка была очень рада.

Если с детьми проводятся занятия по стихосложению, то можно придумать стихотворение-лимерик. Лимерик очень подходит для данного метода, так как содержит ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.
Как правило, лимерик состоит из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом:
- Первые две строчки рифмуются между собой.
- Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
- Пятая содержит вывод и не рифмуется.

Слайд 10


Жила-была книжная белка.
Читала она на тарелке.
Читала она на прогулке,
И кушая вкусную булку.
Читать, конечно, хорошо, но и про другие дела не надо забывать!

Слайд 11

Бином фантазии с использованием Кругов Луллия

Слайд 12

«Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным,- только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда «бином фантазии» определяется случаем» Джанни Родари

Как мы уже знаем «Бином фантазии» - это метод стимулирования творческого воображения у детей и взрослых путем комбинирования различных пар слов, и который предназначается для:
- развития причинно-следственного стиля мышления.

Использование Кругов Луллия для игр с Биномом фантазии обеспечивает случайное сочетание не связанных между собой слов. Можно воспользоваться пособиями как из двух дисков, так и из трех.

На начальном этапе освоения метода лучше использовать только два круга, на одном из которых расположить одушевленные объекты или объекты природного мира, а на втором – неодушевленные или объекты рукотворного мира. Так же желательно иметь под рукой табличку со схемами-моделями возможных предлогов и падежного окончания.

Ребенок произвольным образом выбирает две картинки и рассматривает полученные при помощи предлогов варианты. Останавливается на наиболее понравившемся варианте и сочиняет историю или придумывает новый предмет.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание для педагогов

Напишите свои истории, фантастические или сказочные рассказы на основе сочетания слов «ЛЯГУШКА и САМОЛЕТ», «МЕДВЕДЬ и КАСТРЮЛЯ». Поделитесь своими произведениями.

Комплексное занятие «Бином фантазии» (развитие речи и рисование)

Программное содержание: развивать творческое воображение; продолжать работу по активизации и уточнению словаря детей; закреплять умение согласовывать существительное с другими частями речи; учить детей разнообразным способам изображения предметов, явлений; учить выделять в рисунке главное цветом, формой, расположением на листе, величиной изображаемого.

Материал: карточки с картинками, изображающие предметы, животных; тонированные листы, краски, карандаши, мелки.

1-занятие.

На столе воспитателя расположены карточки с картинками (рисунками вниз).Вызванные два ребёнка выбирают карточки и показывают детям. Например: «пес и шкаф».

Задание: необходимо соединить эти два слова, используя предлоги- «пес со шкафом», «пес на шкафу», «пес в шкафу» и т.д.

Предлагаем детям составить предложение с этим словосочетаниями. Далее можно выбрать наиболее удачное предложение или то, какое ребёнок хочет и предложить составить короткий рассказ. Можно предложить составить рассказ детям, сидящим за одним столом. Во время обдумывания можно предложить детям символами изобразить последовательность событий. Можно поставить на стол песочные часы(5мин.), чтобы за это время рассказ был готов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

БУКЛЕТ НА ТЕМУ "ФАНТАЗИЙНЫЙ БИНОМ"
"Как написать свою сказку?"
Создаем ситуации, в которых герой самостоятельно преодолевает все препятствия
Написание собственной сказки может существенно продвинуть психотерапевтическую работу. Сочинить сказку может не только взрослый, но и ребенок. И это прекрасно получается у маленьких фантазеров. Родителям лучше всего отталкиваться от того, что придумывает малыш, и умело вплетать детские предложения относительно событий и персонажей в общее повествование.
Малыш может подключиться к работе над сказкой практически на любом ее этапе. При этом вы убиваете сразу «двух зайцев»: не только корректируете поведение, но еще и развиваете внимание, активную речь, мышление, воображение и творчество ребенка. Поэтому не жалейте времени на эти занятия.
При создании сказки учитывайте возрастные особенности маленького слушателя.
Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные. Именно в этом возрасте дети хорошо воспринимают эти сказки, так как часто представляют себя каким-нибудь любимым животным, идентифицируются с ним.
Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол ребенка. Например, девочке необходимы сказки, в которых к принцессе после трудных испытаний приезжает принц на белом коне, все заканчивается свадьбой, а через некоторое время появляются дети. Мальчику, для того чтобы в его сознании сформировался образ настоящего мужчины, полезны истории не про роботов или монстров, а про богатырей или рыцарей, героев, которые прошли тяжелые испытания и смогли сочетать в себе силу и доброту.
Дети 6-7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, в которых герои используют магические предметы. В волшебной сказке возможно все, а значит, все события без критики принимаются слушателем и работают на бессознательном уровне.
Чтобы написать собственную психотерапевтическую сказку, нужно знать принципы ее построения.
1. Создаем образ главного героя
Главными героями сказки могут быть самые разные персонажи: люди, обычные предметы, животные, волшебники, природные явления, да, собственно, все, что угодно, ведь это ваш волшебный мир. И отталкиваться нужно от того, что нравится вашему ребенку, что вызывает у него положительные эмоции. Важно также, чтобы главный герой был «созвучен» ребенку и, возможно, был чем-то на него похож: отражал некоторые черты его характера и включал те особенности его поведения, которые вы хотели бы проработать. Так, отражать характер персонажа может специально выдуманное имя. Например, такая забавная фамилия для застенчивого дракончика - Заёлочкин - отражает его постоянное желание спрятаться, стать невидимым. Здесь приветствуется словотворчество самого ребенка, так как оно способствует формированию фантазии и гибкости мышления.
2. Помещаем своего героя в конфликтную или проблемную ситуацию
Исходить желательно из реальных конфликтных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь, общаясь с ребенком, но трансформировать их в художественную метафору. Для этого нужно разобраться, в чем причина конфликта, что на самом деле вызывает нежелательное поведение?
Дети постарше даже могут сформулировать причину самостоятельно. Попробуйте спросить, почему главный герой ведет себя именно так? Определив все это, можно формировать конфликтную ситуацию, в которую попадает ваш герой. Сначала он привычным (неправильным) способом реагирует на происходящее. Нужно описать также те негативные последствия, к которым приводит такое поведение.
3. Создаем образы друзей и помощников, а также врагов и препятствий на пути героя к цели.
Образы друзей и помощников - это отражение потенциальных способностей главного героя. А его страхи и неверие в себя будут отражать образы врагов и препятствия. В случае неправильного поведения главного героя друзья или помощники могут демонстрировать конструктивную модель поведения.
4. Создаем обучающие ситуации, в которых герой впервые побеждает благодаря помощи
Такие ситуации нужны, чтобы закрепить правильный способ реагирования, а также расширить возможности действия в сложных ситуациях. В метафорической форме преодоление препятствий может осуществляться разными путями:
Прямая агрессия - решение проблемы с помощью силы (часто используется при работе с неуверенностью, неспособностью дать отпор обидчикам в реальной жизни). Например, герой может сразить дракона мечом. + Использование хитрости - умение посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку, ведь иногда смекалка и ум бывают сильнее физической силы, вспомним Кота в сапогах, победившего Людоеда.
Использование волшебных предметов и помощников - передача герою оберегающих его предметов-талисманов и, таким образом, внушение ему чувства защищенности и уверенности.
Совет мудреца - главный герой получает сонет весьма уважаемого в волшебной стране персонажа и следует ему.
5. Создаем ситуации, в которых герой самостоятельно преодолевает все препятствия
Им уже получены новые знания, опыт правильного поведения, который еще должен перейти во «внутренний план» и стать собственным. Со стороны друзей еще необходимы подбадривание, похвала, которые придают герою уверенность в себе и собственных силах. На этом этапе происходит преодоление внутренних барьеров и страхов, изменение поведения, исправление ранее сделанных ошибок.
6. Показываем осознание героем самого себя в новом качестве в результате одержанных побед
Герой становится уверенным, что делает все правильно, потому что получает положительную обратную связь от окружающих, конфликтных ситуаций больше не возникает. Герой понимает - он справился со всеми сложностями и стал другим.
7. Создаем позитивный финал
Это может быть торжество, на котором окружающие отдают должное особым заслугам героя. При таком финале перед героем открываются новые возможности благодаря его победе над собой.
8. Создаем вопросы к сказке
Их можно придумать вместе с ребенком. Проработка вопросов дает обратную связь, то есть позволяет попять, как окружающие оценивают поведение главного героя. Вопросы могут быть следующими:
О чем эта сказка и чему она учит?
Почему герой поступает именно так?
Чего он хотел на самом деле?
Как герой решает проблему (какой способ поведения он при этом выбирает)?
Какие эмоции приносит поведение героя окружающим?
Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему?
Кто же такой, по сути, главный герой?
Формы работы с созданной сказкой разнообразны: кукольный спектакль, игра-драматизация с использованием масок или костюмов, рисование или лепка сказочных персонажей (обычно используется, когда требуется частая трансформация образов), подбор музыки под образы главных героев. Все зависит от того, что ближе именно вашему ребенку. Разнообразие форм работы со сказкой позволяет по-разному переживать сюжет. Таким образом, одна и та же сказка может постоянно меняться, например, в зависимости от вашего настроения. Это, с одной стороны, сохраняет эффект новизны сказки, а с другой - дает новый взгляд на рассматриваемую проблему.
Замечательные приемы, которые помогут вам творчески подойти к созданию собственных сказок, описаны в книге «Грамматика фантазии» итальянского детского писателя Джанни Родари.
Бином фантазии. Предложите малышу задумать что-нибудь живое, а сами придумайте слово, обозначающее неживой предмет, а затем придумайте историю, используя эти слова.
Изменение существующей сказки. Введите в уже известную ребенку сказку комического персонажа или придумайте ее продолжение.
Игра наоборот. Покажите несоответствие характера образу персонажа, например, как в известном мультике «Погода была прекрасная, принцесса была ужасная...».
Встреча персонажей из разных сказок. Например, Баба-Яга вышла замуж за принца, Колобок как-то раз увидел Карлсона и т.п.
Исчезновение предмета, который в контексте истории крайне необходим. Например, пропало Солнце, и что же дальше произошло?
Необычный герой. Это может быть предмет, который оживает, или существо, которого вообще нет в природе и придумано вами.
Сказка, в которой ваш ребенок является главным героем. Здесь важно, чтобы этот герой выглядел как можно более сильным, умелым, справляющимся со всеми трудностями на своем пути (даже если в жизни ваш ребенок неуверенный, робкий, застенчивый). Так вы сможете заранее передать своему ребенку надежду на успех.
Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи?
Сказкотерапия для детей и родителей. - М.: Генезис, 2012. С. 13-18.

Джанни Родари описал известный комбинаторный приём фантазирования, дав ему название – Бином фантазии :

«Рассказ может возникнуть лишь из «бинома фантазии». «Конь - пёс», в сущности, не представляет собой «бинома фантазии». Это всего лишь простая ассоциация внутри одного вида животных. При упоминании этих двух четвероногих воображение остаётся безразличным. Это - аккорд типа терции мажор, и ничего заманчивого он не сулит.

Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным,- только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда «бином фантазии» определяется случаем.

Пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал, что сказал другой; или можно прибегнуть к жеребьёвке, или пусть ребенок, не умеющий читать, ткнёт пальцем в далеко отстоящие друг от друга страницы словаря.

Когда я был учителем, я вызывал к доске двух учеников, одного просил написать слово на видимой стороне доски, другого - на оборотной. Этот небольшой подготовительный ритуал имел определённый смысл. Он создавал атмосферу напряжённого ожидания, сюрприза. Если ребёнок писал на виду у всех слово «пёс», то оно уже было особым словом, готовым к определённой роли в необычной ситуации, к тому, чтобы стать участником некоего непредвиденного события. «Пёс» уже был не просто четвероногим, он был героем приключения, вымышленным персонажем, полностью находящимся в нашем распоряжении. Повернув доску, мы обнаруживали, предположим, слово «шкаф». Дети встречали его взрывом смеха. Слово «утконос» или «четырёхгранник» не имело бы такого успеха. Отдельно взятое, слово «шкаф» не заставит ни смеяться, ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но «шкаф» в паре с «псом» - это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул».

(Джанни Родари. "Грамматика фантазии" М.: "Прогресс", 1978.
Перевод с итальянского Ю.А.Добровольской).

Со дня основания студии занятия начинаются с этого упражнения.

Участники придумывают далёкие по смыслу одно одушевлённое и одно неодушевлённое существительное.

Разрешается сочинять прозу и стихи. Жанр произведения ограничивается только фантазией автора:-)

В течение получаса идёт напряжённая работа мозга. Затем плоды трудов зачитываются вслух и горячо обсуждаются.

Таня Долгих, Ксения Ершова, Настя Черенкова (фото со спины) и др. внимательно слушают Свету Галкину.

Бессмыслица может и остаться бессмыслицей. Важен сам процесс! Дети владеют им в совершенстве и получают от этого истинное удовольствие.

Лучшие сочинения попадают в Жизальмопись - синюю тетрадь, где они хранятся в неприкосновенности для благодарных потомков:-)

Буйному воображению студийцев часто становится тесно в узких рамках пары отдельных существительных. Тогда мы усложняем задание и создаём полиномку - поэтический или прозаический текст, в котором необходимо использовать три и более разных частей речи.

Представляем Вашему вниманию примеры удачных биномок и полиномок.

"Каравелла" и "бармен"

После бунта на каравелле кок был заменён барменом.

Анастасия Черенкова

"Белка", "игра", "кочевать", "изразцовый"

Кочевали Чебурашки из Москвы к япона маме,
Что играла на тромбоне, изразцовом и прекрасном.
Дрыгая ногою левой на вершине Фудзиямы,
Мама белку тапком сбила.
Вот и всё. Конец рассказа.

Анастасия Черенкова, 18.05.2013

"Барабанить", "хлюпающе", "дождь", "чайка"

Сантехник Югославский, по прозвищу “Чайка”, прибыл в школу. Падающий с неба дождь изрядно промочил его одежду. Хлюпающее протопал он в помещение 7 “А” класса, грея за пазухой бутыль самогона. “Барабань быстрее, классуха!” – думал он, глядя на Инну Семеновну, которая соловьем разливалась о достижениях его сына. Наконец, родительское собрание закончилось, и люди стали расходиться. “Эх-ма, была-небыла!” – подумал Югославский и добавил, уже вслух, обращаясь к сыну:
- Пойдем, отличник, обмоем твои успехи. Взрослый уже. Заслужил честь с батькой выпить.

Михаил Ожегов

"Гепард" и "рафинад"

На Новый Год в костюм гепарда
Одеться Вася был бы рад.
Не по карману маскарад:
Есть деньги только на петарды.
Прокляв тупую клоунаду,
Судьбы извечный карнавал,
Сугробы в парке он взрывал
Оттенка чая с рафинадом.

Екатерина Иванова

"Инфузория" и "камень"

***
Мы для него - сон инфузории,
Лохи Аллаха, волки позорные.
Будто бы кремень он зажигалки,
Красный ремень Кремля - не жалко.

Дмитрий Колотиевский

***
Один был, словно инфузория,
Спокоен, мягок и безмерно прост.
Другой - кремень, с рожденья гордый,
Кусочек маленькой породы горной,
Дублёный вулканический нарост.
Но вот к Земле направил траекторию
По правилам для всех небесных тел
Огромный безобразный астероид
Летел, летел, летел и прилетел.
И вот земля, как дикий полустанок,
Пуста, темна и и холодна.
И два героя, что отнюдь не странно,
Лежат в Земле, и невзирая на
Характер, ум и прочую муру
Исчезли навсегда. И я умру...

Алексей Мавренков, 1.02.2014

"Пеликан" и "сон"

Смысл жизни пеликана - сон, сон, сон.
Чтобы был он одеялом окружён.
А пришли чтоб к пеликану - сны, сны, сны,
Мы сидеть для этого должны
Тихо.
Как ежиха-портниха, что вечно тиха,
Как собачья безмолвная злая блоха,
Как мотор, что в машине в который раз помер.
Вот номер
Трамвая, что мчится с вагоновожатым
Усатым.

Матвей Журавлёв, 1.03.2014

"Синица" и "небо"

Синицы в небе
Селекцией занялись.
Глаза закрою.

Матвей Журавлёв, 22.03.2014

"Учёный" и "черника"

Хлещет дождь, вопят вороны,
Повар крошит в борщ укроп.
Сильно сбрендивший учёный
Косит глазом в микроскоп.

Крем Блистательного Лика
Он помпезно создаёт,
Смешивая фарш, чернику,
Окись меди, терпкий мёд,

Уголь, кактус, лук, омелу,
И, покорный злой судьбе,
Он испытывает смело
Крем готовый на себе.

Опыт был, увы, провальный
И довёл он до беды:
Был состав ненатуральный
У продуктов и еды:

В фарше мяса лишь немножко,
Сахар в мёде, лук - трава,
А черника - лишь картошка
Плюс краситель Е-192.

Хлещет дождь, вопят вороны,
Повар ест стряпню свою,
Испытавший крем учёный
Превращается в свинью!

Юрий Рахманов, 26.05.2014

"Апостол" и "звездолёт"

Жить нелепо и непросто.
В небесах парит апостол.
Очень хочет он кого-то
Умыкнуть со звездолёта.

Там Птица, апрель 2014

Ночь горит, грохочут дюзы.
Как апостолы у врат,
На развалинах союза
Башни Мордора стоят.
Звездолёты новой эры
Пограничные кресты
На чугунно белом-белом ставят.
И куют ножи.

Алексей Мавренков, апрель 2014.

"Сойка" и "печенье"

Уныло белела больничная койка.
На койке валялась подбитая сойка.
На днях эта сойка похитила бойко
Печенья пакет со стола землеройки.

Лежала воровка и плакала горько
В целебных примочках с медовой настойкой.
Сей басни мораль однозначно толкуй:
Тебя подстрелили?
А ты не воруй!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама