THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Райкин ездил по выходным на своей невозможно блестящей черной «Волге»... Ездил медленно и сам себе покупал букет цветов. Он устраивал себе праздник…

Михаил Жванецкий

15 июля 1970 года было прекращено производство Волги ГАЗ-21. На тот момент ее цена составляла приблизительно 5600 руб. ( стоил тогда примерно 4500 рэ, а «ушастый» Запорожец - три с хвостиком). Напоминаю: инженер средней паршивости получал в те времена примерно 100–120 рублей чистыми, а потому искренно предпочитал общественный транспорт. Впрочем, зайти в магазин и купить там бибику все равно было невозможно по определению: сначала нужно было умудриться записаться в очередь, а потом подождать N лет. Если, конечно, вы не VIP или приближенная к «випам» особа. Для справки: именно поэтому подержанные машинки в те времена часто стоили куда больше новых…

Лидерство Волги любой модификации на рынке было абсолютным. Дурацкий вопрос «что лучше?» просто не возникал. А когда 21-ю сменила 24-ка, все ахнули. Ё-мое: 9150 рублей! Кто ж такое купит-то? Однако месткомы на предприятиях сразу дали понять всем доцентам с кандидатами, что - это далеко не для всех. Если вы - директор завода или, на худой конец, профессор, тогда еще ладно: направим письмо министру и попросим выделить, в виде исключения - пусть решает…

Итог был понятен: право на приобретение Волги получали Аркадий Райкин и Юрий Никулин, Николай Озеров и Владимир Шаинский… Кинематограф тут же подхватил тему: хочешь одним кадром охарактеризовать героя - посади его в ГАЗ-24! В фильме «Экипаж» на такой машине ездил командир Ту-154 (Г. Жженов), в панфиловской «Теме» ее раздобыл бездарный писатель (М. Ульянов), а в «Служебном романе» - нехороший карьерист (О. Басилашвили). Последний явно воспользовался услугами магазина «Березка», расплатившись за покупку сертификатами, полученными за очередную командировку через кордон. Более солидного способа обзавестись нужным товаром на законных основаниях, в общем-то, и не было.

«Зимняя вишня»

Короче говоря, вместо ожидаемого затоваривания начался ажиотаж. Министерский талон на покупку новенькой «Волги» фактически приобрел статус правительственной награды - от нее до Жигулей пролегла пропасть, как от генерал-полковника до полковника. Имидж самого престижного, а потому самого лучшего автомобиля уверенно делал свое дело. Кстати, в таксопарках «Волжанки» честно наматывали по 300–400 тыс. км, что служило им отменной рекламой.

От любых намеков на убогость конструкции ГАЗ лениво отмахивался. Прибыль - огромная, спрос - сумасшедший: чего же боле? Что с того, что двигатель - древний, подвеска - архаичная, тормоза - слабые, а управляемость - вообще никакая? Кому нужна модернизация, если проезжавшие мимо тебя лица кавказской национальности заискивающе показывали владельцу Волжанки пятерню - 50 «кусков» наличными! А на черном рынке цена порой доходила до 120 тысяч… И даже когда при очередном подорожании автомобилей цена на Волгу пробила отметку в 16 000 рублей, ситуация не поменялась. Все легковые автомобили страны по-прежнему делились на Волги и на остальные. Равно как и их владельцы.

Любопытно, что доля здравого смысла в этой престижной «упертости», в общем-то, была. На ГАЗ-24 фактически нечему было ломаться: в ней отсутствовали даже сгораемые предохранители! Погасли фары - стукни кулаком по биметаллическим прерывателям: наверняка поможет. Подливай себе маслице, шприцуй подвеску и езди, сколько хочешь. Такая машина была максимально независима от специализированных автосервисов, а потому, даже будучи элитной по статусу, честно зарабатывала авторитет «в низах». Между прочим, только с Волги никогда не крали ни наружные зеркала, ни дворники! И волговоды презрительно посматривали на суетящихся владельцев «шестерок», прячущих навесное хозяйство где-то под сиденьем или в багажнике…

Но следующий шаг газовцев был еще сильнее. Они выпустили в свет… «советский Мерседес»!

Ноль-два

- Гражданин! Встаньте в очередь!
- Но мне положено без очереди!
- А это очередь из тех, кому положено без очереди!

Анекдот советских времен

Вообще говоря, должна была заменить на конвейере 24-ку, сделав при этом шаг в направлении Мерседеса S-класса W116 начала семидесятых. Во всяком случае, изначальная задумка была именно такой. Но тот, кто работал в те времена на реальном производстве, прекрасно понимал: делать придется из того, что под рукой… А под рукой была та самая 24-ка, которая, честно говоря, никакими супертехнологиями похвастать не могла.

Впрочем, поначалу на 3102-ю установили абсолютно новый движок - ЗМЗ-4022.10 с форкамерно-факельным зажиганием и ступенчатой системой впуска воздуха! Экономичный, необычный… К сожалению, эйфория длилась недолго, и новичка потихоньку «уволили» за дурной характер: механика требовала точной регулировки, а времени на перевоспитание новобранца не было. О разного рода V6 уже и не мечтали. Зато передние тормоза сразу стали дисковыми - тренд как-никак! Опять же, в угоду безопасности кузов стал чуть длиннее, получив клиновидное оперение, торпедо стало мягким, а огромный по тем временам бензобак расположился за спинкой заднего сиденья. На ранних 3102 это сразу бросается в глаза: лючок находится в верхней части крыла, а не как у ГАЗ-24. В свое время этот 70-литровый бак делали специально для будущих нижегородских машинок с моторами V8 и роторными движками… Появились утопленные дверные ручки - и модно, и безопасно для пешеходящих сограждан. По аналогичной причине с дверей убрали угловые форточки. Внешность сразу выиграла (чего нельзя сказать о вентиляции салона). А еще был струйный омыватель фар…

В сравнении с ГАЗ-24 новая «Волжанка» смотрелась очень даже выигрышно. Кузов стал явно строже - кстати, многие стыки кузовных панелей маскировались шпаклевкой и даже пайкой… «Ноль-вторую» украшало обилие хрома. Передние и задние бамперы обрели резиновую окантовку, охватывающую весь контур. В общем, замена получилась вполне достойной, но…

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама