THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Общение является сложным, многоплановым процессом установления и развития контактов между людьми. Порождает общение потребность в совместной деятельности. Общение состоит из выработки единой стратегии взаимодействия, обмена информацией, восприятия, понимания партнера по общению.

В данной статье мы поговорим об основах эффективного общения: видах, сторонах и функциях общения, а также о признаках и причинах информационной перегрузки. И так, начнем…

Функции общения

Функции общения могут быть следующими:

  • Контактной (установлен контакт (готовность) принимать и передавать сообщения и поддерживать взаимосвязь);
  • Информационной (принимаются и передаются сообщения в ответ на запрос);
  • Побудительной (с целевой стимуляцией активности);
  • Координационной (с взаимной координацией и согласованностью в совместной деятельности);
  • Функцией понимания (при адекватном понимании смысла, взаимопонимание в целом);
    эмотивной (с обменом эмоциями);
  • Функцией установления отношений (при фиксации своего места в социуме);
  • Функцией оказания влияния (с изменением состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера);
  • Функцией потребности в общении (при необходимости узнать или сообщить информацию, оказать влияние на собеседника и т.д.) Данная функция побуждает на вступление в контакт с другими людьми;
  • Функцией ориентировки в целях общения, в ситуации общения, в личности собеседника;
  • Функцией планирования содержания своего общения, когда человеком, обычно на бессознательном уровне, представляется, что именно он будет говорить;
  • Бессознательной (или сознательной), когда человеком выбираются фразы, средства, которыми он будет пользоваться. Человек решает, как он себя поведет и что скажет;
  • Функцией установления контакта;
  • Функцией обмена мнениями, фактами и идеями;
  • Функцией восприятия и оценки ответной реакции собеседника, контроля эффективности общения, где основой выступает установление обратной связи;
  • Функцией корректировки направления, методов общения, стиля и способов их взаимодействия.

Стороны общения

Сторона общения может быть:

  • Коммуникативной, когда общающиеся индивиды обмениваются информацией. Коммуникация является процессом двустороннего обмена информацией, ведущим к взаимопониманию. Общение осуществляется посредством вербального канала (речи) и невербального (мимики, пантомимики).
  • Интерактивной, при которой организуется взаимодействие между общающимися людьми (происходит обмен действиями);
  • Перцептивной, при которой осуществляется восприятие и познание друг друга собеседниками и устанавливается на данной основе взаимопонимание.

Вербальное общение

Вербальное общение происходит с использованием и устной, и письменной речи. Письменная - способствует долгому хранению передаваемой информации. Речевое устное общение состоит из:

  • Значения и смысла слов, фраз, где важная роль отведена точности употребления слова, доступности, правильности произношения и интонации;
  • Речевых звуковых явлений: темпа речи (медленный-быстрый), высоты, тональности, ритма и тембра голоса, дикции и интонации;
  • Выразительных качеств голоса: характерных специфических звуков (смеха, вздохов), разделительных звуков (кашля) и нулевых звуков (пауз);
  • Интонации, эмоциональной выразительности, придающей различный смысл одной и той же фразе;
  • Мимики, позы, взгляда собеседника;
  • Жестов;
  • Расстояния между собеседниками при общении.

Невербальное общение

Невербальные средства общения включают в себя:

  • Кинестику , изучающую внешнее проявление эмоций и чувств: мимику, жесты (движение различных частей тела), пантомимику (осанку, походку, позы);
  • Такесику , изучающую прикосновения в процессе общения: рукопожатия, поглаживания, поцелуи, касания и т.д.
  • Проксемику , изучающую расположения собеседников в пространстве общения.

Виды общения

В зависимости от «цели-средства» общение может быть деловым (средством достижения бизнес-целей) и личностным (где цель - само общение).

Личностное общение служит для формирования человека как личности, дает возможность приобрести определенные черты характера, интересы, склонности, привычки, позволяет усвоить формы нравственного поведения и нормы, определяет жизненную цель и помогает выбрать средства ее достижения.

Деловое общение служит для развития и формирования деловых человеческих способностей, является средством приобретения навыков и знаний. В ходе делового общения человеком совершенствуются умения взаимодействовать с людьми, развиваются необходимые для этого организаторские и деловые качества. Деловое общение состоит из деловой переписки, переговоров и встреч.

В зависимости от основного содержания общение может быть биологическим, когнитивным, эмоциональным, материальным или же конвенциональным.

Материальное общение служит для получения человеком необходимых для нормальной жизни предметов материальной и духовной культуры. Примером можно назвать прямую продажу товаров и услуг.

Когнитивное общение является обменом информацией и выступает фактором интеллектуального развития, поскольку собеседники обмениваются, а значит и взаимообогащаются знаниями.

Конвенциональное общение служит для создания состояния готовности к общению других видов, формулирования установок, необходимых для оптимизации других видов общения. Ярким примером являются ритуалы и церемонии, деловой этикет.

Эмоциональное общение - это источник дополнительной энергии для человека, его своеобразная «подзарядка» для чувств.

Биологическое общение необходимо для сохранения нормальных параметров организма и условий поддержания и развития его жизненных функций. Яркий пример - секс или кормление ребенка.

Информация

Информация представляет из себя сведения о чем-либо, вне зависимости от формы их представления, и переводится с латинского «information», как ознакомление, сведение или разъяснение. Данное понятие рассматривали еще античные философы.

В зависимости от различных критериев информация делится на виды.

По способу восприятия информация может быть:

  • Визуальной - воспринимаемой органами зрения;
  • Аудиальной - воспринимаемой слухом;
  • Тактильной - воспринимаемой тактильными рецепторами;
  • Обонятельной - воспринимаемой рецепторами обоняния;
  • Вкусовой - воспринимаемой рецепторами вкуса.

В зависимости от формы представления информация может быть:

  • Текстовой - передаваемой в форме символов, предназначенных для обозначения лексемов языка;
  • Числовой - передаваемой знаками и цифрами, обозначающими математические действия;
  • Графической - изображения, графика, предметы;
  • Звуковой - устной или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путем;
  • Видеоинформацией - видеозаписи;

В зависимости от назначения:

  • Массовой, содержащей тривиальные сведения и оперирующей набором понятных большей части социума понятий;
  • Специальной - содержащей специфический набор понятий, с использованием которых передаются сведения, понимаемые основной массой социума, но необходимые и понятные в рамках социальной группы, где данная информация используется.
  • Секретной - передаваемой узкому кругу лиц по закрытым (защищенным) каналам.
  • Личной (приватной), представляющей набор сведений об определенной личности, который определяет социальное положение и типы социального взаимодействия внутри популяции.

В зависимости от значения:

  • Актуальной - ценной в данный момент времени;
  • Достоверной - полученной без искажений;
  • Понятной - выраженной языком, понятным тому, для кого предназначена информация;
  • Полной - достаточной для принятия правильного решения или понимания;
  • Полезной, где полезность определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объема возможностей ее использования.

В зависимости от истинности информация может быть:

  • ложной;
  • истинной.

При управлении транспортным средством водитель подвержен большому потоку информации, из которого нужна лишь небольшая часть для того, чтобы качественно и безопасно управлять автомобилем. Данная информация включает в себя:

  • Дорожную обстановку (водителю нужно охватывать взглядом спектр в 360 градусов);
  • Дорожные знаки (водитель должен считывать дорожную разметку и знаки, быстро обрабатывать данную информацию, делать выводы и применять на дороге);
  • Показатели приборов;
  • Звуковые сигналы (сигналы других автомобилей, предупреждающие водителя, звук его автомобиля, и если привычный звук нарушен, то нужно понять причину);

Информационная перегрузка

Информационная перегрузка наступает в случаях, когда поступающая информация по объему превосходит возможности человека ее воспринимать, то есть он не может справиться с огромными масштабами информации.

К признакам информационной перегрузки относят ситуации, когда у водителя:

  • Отсутствует в голове ясность, а умственная деятельность хаотична;
  • Память ухудшается, и в ней появляются провалы;
  • В голове звучит назойливая мелодия или отрывки фраз;
  • Появляется желание все время говорить (дабы избавиться от излишка информации);
  • Появляется бормотание во сне или перед сном, рассуждения вслух;
  • При тяжелом случае человек может слышать голоса во время засыпания или шум в ушах.

К телесному признаку информационной перегрузки относится тошнота, которая, как правило, сочетается с неправильным положением тела. Тошнота является тревожным сигналом, говорящим о том, что нужно прекратить подачу информации.

Причины информационной перегрузки

Главной причиной информационной перегрузки называют информационный вампиризм и интернет-зависимость, неумеренность в просмотре телевизора и т.п.

Средства получения информации помогают человеку уйти от житейских и личных проблем, компенсируя жизненную неустроенность. Однако компенсация эта мнимая, и проблемы только усугубляются, поскольку человек избегает их решения. Таким образом, информационная перегрузка в психологическом плане схожа с наркоманией, алкоголизмом и другими формами патологической зависимости.

Иногда поиск полезных и нужных сведений сопровождается копанием в огромном информационном массиве, что приводит к накоплению фактов, но не их усвоению. Таким образом, человек перенасыщается излишней информацией. Современный человек стоит перед множеством задач и целей, которые требуется выполнить одновременно, а он тратит море энергии на переключение между задачами, а не на их выполнение. Психиатры зовут это потерей продуктивности мышления, которое выглядит как отупение, неспособность к простым умозаключениям, до сознания не доходит информация извне. Человек не пытается сократить число задач, а лишь ускоряется в переключении между ними, и получает в результате переутомление.

Информационная перегрузка иногда происходит от неумения планировать свой рабочий день, от отсутствия рабочего расписания, где прописано количество рабочих часов в день.

Также информационная перегрузка может возникнуть не только от объема поступающей информации, но и от ее непредсказуемости, когда она поступает не в ответ на запрос, а сама находит получателя, который не готов ее воспринимать. Тогда человек не может воспринимать информацию, и она вносит хаос и отсутствие структуры в мир человека, что и приводит к информационному переутомлению.

Еще одной причиной информационной перегрузки ученые называют общее переутомление человека. Тестирование показало, что люди, тратящие на сон менее 6 часов в сутки, хуже прошли тест на память чем те, кто спит по 8 часов в сутки.

Надежность водителя в значительной степени зависит от таких его нрав­ственных качеств, как дисциплинированность, чувство ответственности, кол­лективизм. Трудолюбие, чуткое отношение к людям, скромность – эти качества обычно присущи хорошим и надежным водителям. Отсутствие интереса к ра­боте, эгоизм, грубость и бесцеремонное отношение к окружающим людям, не­уважительное отношение к правопорядку – эти качества недисциплинированно­го водителя.

Недисциплинированность водителя чаще всего проявляется в игнориро­вании требований Правил дорожного движения. Водитель должен заботиться не только о личной безопасности, но и о безопасности других участников дви­жения. Нужно не только строго соблюдать Правила, но и следить за действия­ми других участников движения. При виде ошибок, допущенных пешеходом или другими водителями, нужно сделать все возможное, чтобы предотвратить ДТП. Очень важна взаимная предупредительность участников движения, от­сутствие которой связано не только с нарушением пред писаний Правил, но и свидетельствует об отсутствии или недостатках воспитания, что характерно для многих водителей. Так, например, водители многих городов, выполняя пово­рот, игнорируют требования пропустить пешеходов, находящихся на пешеход­ных переходах. Нередки случаи, когда водитель, вынужденный пропустить пе­шеходов, допускает грубые окрики, пугает их звуковым сигналом или подъез­жает вплотную. Вежливый водитель всегда считается с другими участниками движения при выборе приемов вождения, владеет собой, старается по возмож­ности избегать осложнений, а при возникновении их пытается разрешить си­туацию безопасным путем. Вежливый водитель – это, прежде всего, думающий и внимательный водитель. В ГЩД отсутствует требование быть вежливым. Но также не говорится, что водитель не имеет права отказаться от приоритета, если он об этом своевременно оповещает других участников движения. Если води­тели, нарушающие ПДД, несут наказание, то не вежливые водители, соблю­дающие ПДД, наказанию не подлежат. Например, водитель, который остано­вился перед «зеброй», чтобы пропустить пересекающих проезжую часть пеше­ходов, выполняет требования ГЩД. Водитель же, остановившийся, чтобы про­пустить пожилого человека или мать с коляской, ожидающих на тротуаре воз­можности перехода, является вежливым водителем.

Вежливость в дорожном движении, однако, нельзя доводить до абсурда. Например, водитель, который при неинтенсивном движении предлагает право проезда водителю транспортного средства, у которого согласно ПДД этого пра­ва нет; создает своими действиями неразбериху, что может привести к опасной ситуации. Жеманность в дорожном движении неуместна.

Часто требуется участие и взаимная помощь других водителей а полу­чить их удается не скоро, хотя мимо проехало много водителей. Водитель будет чувствовать себя немного уверенней, если участники движения будут взаимно доброжелательны, готовы выручить и оказать помощь.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Этика водителя Составила: Осипова Т.Н., педагог-психолог

Этика – это нормы поведения человека во взаимоотношениях с другими людьми, основанные на их взаимном уважении. Только вежливый, предусмотрительный участник дорожного движения вправе рассчитывать на уважительное отношение к себе других участников движения. Только в обстановке взаимоуважения можно добиться уменьшения количества дорожно-транспортных происшествий!

Черты плохого водителя: агрессивность, неуравновешенность, недоброжелательность, невежливость, высокомерие, пренебрежительное отношение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих слов и поступков.

Этика складывается из следующих нравственных отношений: − уважительное отношение ко всем участникам движения; − предупредительный, вежливый стиль езды; − оптимальный стиль, характеризуемый плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов; − недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него; − помощь другим водителям; − ответственность за рядом сидящих пассажиров; − бдительность по отношению к пешеходам; − использование наиболее безопасных приемов управления своим транспортным средством; − садиться за руль только в трезвом состоянии; − следить за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства.

Находясь за рулем, водитель должен придерживаться таких правил этики: − Паркуясь, нужно помнить о других. − Следует соблюдать рядность. − При возможности следует помогать выехать на дорогу из боковых проездов. − При возможности следует помогать обгонять. − Информируйте других участников движения о своих маневрах заранее. − При сужении дороги соблюдайте очередность проезда. − Включайте ближний свет в сумерках. − Переходите на ближний свет, когда дальний свет встречного автомобиля начинает слепить или когда водитель встречного автомобиля перейдет на ближний свет. При одновременном приближении к вершине подъема со встречным автомобилем переходите на ближний свет чуть раньше, чем станут видны его фары. Грамотно используйте световые приборы. − Пропускайте пешеходов на нерегулируемых перекрестках и при поворотах на них. Учитывайте видимость на дороге.

Одним из важнейших условий безопасного управления − это прогнозирование дорожной ситуации. Общий прогноз связан с выбором цели поездки, ее маршрутом, оценкой погодных и дорожных условий, планированием времени, средней скорости вождения, скорости на отдельных участках и т. п. Местный, краткосрочный прогноз сопровождает водителя в процессе движения. У водителей, имеющих практический опыт, прогноз является составной частью автоматизма, а у начинающих водителей необходимо прививать это качество уже в процессе обучения.

Уязвимый участник: Инвалид. Пешеход. Велосипедист. Пассажир.

Влияние темперамента на стиль вождения Темперамент - индивидуальные психологические особенности, которые характеризуют личность человека c учетом динамики его психических процессов. Холерик Сангвиник Меланхолик Флегматик

Сангвиник Спокойный,уравновешенный.общительный,активный,с юмором,вежливый. Так, сангвиники, как правило, являются надежными, хорошими водителями, но порой они переоценивают свои возможности, легко отвлекаются, требуют повышенного контроля в работе.

Холерик Холерики, для которых характерна высокая степень эмоциональной возбудимости, при управлении автомобилем будут утомляться сильнее флегматиков, которым свойственно спокойное отношение к делу. К тому же холерики недостаточно усидчивы, невыдержанны, а бессистемность в работе снижает их качества как водителя, особенно в дальних поездках.

Флегматик Спокойствие, уравновешенность флегматиков благоприятны для управления автомобилем, однако не в сложной дорожной обстановке, так как их действия и решения обычно замедленны.

Меланхолик Для меланхоликов типичны колебания, нерешительность и другие особенности, которые отрицательно сказываются при управлении автомобилем. Однако чаще всего в аварии попадают водители с чрезмерно высокой эмоциональной возбудимостью.

Агрессивный стиль Обилие резких движений. Стремление произвести впечатление. Резкий старт. Необоснованное торможение и ускорение. Перестроение на соседние полосы без предупреждения и т.д.

Классический стиль Неторопливый разгон. Хорошо продуманный скоростной режим. Уверенные повороты. Разумное использование тормозов.



На успешность вождения влияют различных психические свойства и состояния водителя. Однако водитель обычно действует не в одиночку, а в системе дорожного движения совместно с другими водителями, с пешеходами. Поэтому для хорошего вождения недостаточно самому иметь хорошие качества, быть в хорошем состоянии, овладеть автомобилем, а нужно еще умение взаимодействовать с другими участниками дорожного движения. Для этого требуется прежде всего хорошее взаимопонимание.

К сожалению водители располагают очень ограниченным арсеналом технических средств для передачи друг другу информации и общения между собой. Это фактически два-три вида световой сигнализации: стоп-сигнал, сигнал поворота и иногда переключение фар, в исключительных случаях - еще и звуковой сигнал (комм.автора - в настоящее время почти все водители знакомы с азбукой дорожных разговоров с использованием данных средств).

Однако бывают ситуации когда все эти средства бесполезны. Например, водитель хочет перестроиться в соседний ряд и сигнализирует об этом. Однако пропустит или не пропустит его водитель, едущий чуть сзади по этому ряду, он не знает, так как ответа он не получает. Возможно столкновение, и только потому, что не было получено определенного ответа от коллеги по движению.

Поэтому необходимо в пределах имеющихся технических средств совершенствовать способы общения и коммуникации водителей в процессе дорожного движения.

Так, опытный водитель уже по тому, как ведет себя соседний автомобиль, может легко прогнозировать некоторые планы его хозяина. По тому, в какой ряд хочет встать водитель перед перекрестком, можно судить о том, куда он далее поедет. Подобных понятных другим водителям маневров существует немало. Поэтому всем водителям следует избегать всяких нестандартных и особенно неожиданных маневров, которые могут не понять или неправильно истолковать коллеги по движению. Действовать на дороге всегда следует так, чтобы твои планы были предельно ясны соседям. В таком случае, если водитель даже по его вине попадает в сложное положение, его всегда правильно поймут другие участники движения, и зачастую помогут ему безопасно выйти из него.

Следует назвать еще один путь для улучшения общения в дорожном движении - использование так называемого невербального общения - языка жестов. Жесты оказываются весьма полезны, когда в сложных дорожных ситуациях останавливается несколько автомобилей и водители ждут, как будут действовать другие.

При этом нужно всегда учитывать недостаточную надежность такого канала общения. Поэтому полученные таким образом сигналы следует трактовать всегда очень осмотрительно, проверять и еще раз перепроверять их перед тем, как по ним действовать.

Для безопасного дорожно-транспортного движения нужно добиться и взаимопонимания между водителями и пешеходами. Установлено, что больше половины дорожных происшествий в той или иной мере связано с пешеходами, а четверть из них происходит по их непосредственной вине. Пешеходы находятся в лучших условиях, чем водители. Им не так уж сложно прогнозировать действия водителя: водитель может притормозить или увеличить скорость, повернуть чуть вправо, влево. Автомобиль - это довольно крупная и инертная конструкция, которая постепенно меняет свое положение. Мгновенно она переместиться не может.

Водителю же гораздо сложнее прогнозировать поведение пешехода. Здесь могут мгновенно возникать самые неожиданные варианты поведения, особенно, если пешеходом является ребенок или перепуганный пожилой человек. Поведение пешеходов бесконечно разнообразно и здесь нельзя назвать какие-либо определенные, справедливые на все случаи закономерности. Поэтому водителям приходится вести расчет на самый худший вариант поведения пешехода и заранее готовиться к его самому неожиданному маневру (особенно если у дороги дети).

А в общем водитель всегда старается получить информацию о намерениях пешехода и при этом ему очень важно знать, увидел ли он приближающийся автомобиль или нет. Поэтому водителю приходится постоянно заниматься раскодированием движений, жестов, мимики пешеходов и по этой информации принимать решения на дальнейший маневр.

Установлены некоторые закономерности как поведения пешеходов у дорог и переходов, так и дорожных происшествий с пешеходами. Например, если пешеходы хотят перейти улицу (на нерегулируемом пешеходном переходе) и ждут у перехода 15-20 с, то потом, если их не пропускают, они начинают перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. Хотя считается, что безопасный переход обеспечивается, когда человек пересекает улицу на 8-9 с до подхода автомобиля, люди начинают перебегать дорогу уже за 2-3 с до этого. Отсюда следует важный для водителей вывод. Если видите, что перед переходом столпился народ и люди уже ждут более 10 с, нужно непременно остановиться и пропустить пешеходов, иначе будут возникать вышеперечисленные опасные ситуации (комм.автора - аналогично поведению пешеходов, могут поступать и водители, например, когда долго не могут выехать со второстепенной, замечал по себе - начинаешь нервничать и рискуешь).

Результаты некоторых исследований, показывают, что число несчастных случаев при подъезде к переходам и на переходах оказалось значительно меньшим, чем сразу после переходов. И объясняется это тем, что перед подъездом к таким переходам и на самих переходах водители обычно настораживаются и ведут автомобили осторожнее, чем тогда, когда опасный участок дороги уже пройден и остался позади. Эту закономерность, свидетельствующую о том, что и участок дороги сразу после перехода оказывается тоже опасным, полезно знать водителям.

Вопросы: 1. Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности.

2. Профилактика возникновения конфликтов.

Литература: Романов А.Н. Автотранспортная психология. / А.Н. Романов - М.: Академия, 2015. - 66 с.

Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с интернет - ресурсами и подготовка сообщения по теме 3.3.

От участников дорожного движения зависит моральный климат, который во многом определяет безопасное движение транспортных средств и пешеходов.

Этика поведения водителя означает совокупность моральных правил в отношениях к другим участникам движения. Согласно этим правилам недопустимы грубость, агрессивное поведение, невнимательность, пренебрежение к нормам поведения на дороге.

Довольно заметно различие в отношениях водителей разных квалификаций к другим участникам движения. У мастера своего дела стиль поведения на дороге, как правило, внимательный и вежливый. Таких водителей объединяет единство интересов, высокий уровень водительского мастерства.

Некоторые водители при интенсивном движении в транспортном потоке вклиниваются между автомобилями, вынуждая других резко тормозить, препятствуют обгону увеличением скорости и т. п., создавая нервозную обстановку на дороге и «рваный» ритм движения.

Одним из опасных конфликтов является конфликт между водителями маршрутных транспортных средств и водителями частных автомобилей. Последним не хватает мастерства, поэтому они, нередко, создают препятствия на дороге. Водители маршрутных транспортных средств со своей стороны не проявляют к ним должного понимания и терпения. Более того, во многих случаях в погоне за прибылью эти водители сами допускают грубые нарушения Правил. Они часто резко отъезжают от остановки, резко тормозят и останавливаются для высадки и посадки пассажиров в запрещенных местах, на второй и даже на третьей полосе, на пешеходных переходах, на перекрестках, сужая проезжую часть и создавая опасные ситуации для разъезда.

Отдельные водители пренебрежительно относятся к ученикам за рулем.

Они могут сократить дистанцию, угрожая наездом, могут «подрезать», совершая маневр непосредственно перед автомобилем, эмоциональными жестами выказывают свое недовольство по поводу допущенных огрехов. А ведь новички должны учиться этике поведения прежде всего у опытных водителей. Начинающим требуется поддержка, внимание и тактичное отношение.

Правилами дорожного движения предусмотрено особое отношение к таким участникам дорожного движения, как дети, лица пожилого возраста и лица с явными признаками инвалидности.

Недопустимы на дороге проявления чувства мщения (увеличением скорости в случаях обгона, «подрезанием» транспорта, резким торможением, уменьшением интервала или дистанции и т. п.).


Важное этическое значение имеет реагирование водителя на обращение за помощью. По устоявшимся неписаным правилам водитель должен прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Настоящий водитель никогда не останется в стороне, если его коллега обратится к нему за технической помощью.

Обязательно нужно оказать доврачебную помощь потерпевшим в ДТП, вызвать скорую помощь, при необходимости доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Много конфликтных ситуаций возникает во взаимоотношениях водителя или кондуктора частных маршрутных транспортных средств и пассажиров, водителей и пешеходов, в случаях нарушений на пешеходных переходах. Некоторые водители не задумываются о состоянии пассажиров, когда резко стартуют или тормозят.

Основные этические советы водителям следующие.

Обратите внимание, какие действия водителей вас раздражают тогда, когда вы являетесь пешеходом, и наоборот, обратите внимание, что в поведении пешеходов раздражает вас как водителя, и никогда не поступайте так же.

Не стоит адекватно реагировать на поведение агрессивных водителей, вы их все равно не перевоспитаете, только впустую потратите свои нервы. Более того, отвечая им тем же, вы вольно или невольно ставите себя на один уровень с ними, а точнее, опускаетесь до их уровня. Относитесь с уважением к другим участникам дорожного движения, соблюдайте правила водительской этики и солидарности, не позволяйте себе раздражаться за рулем — и ваша езда будет комфортной и безопасной.

Старайтесь доставлять как можно меньше неудобств другим участникам движения. Культурный водитель всегда пропустит женщину с ребенком, инвалида или обычного пешехода и вне пешеходного перехода. Не забывайте, что при езде по крайней правой полосе в дождливую погоду вы можете случайно забрызгать пешехода грязью.

Если вы паркуетесь на стоянке, где мало свободных мест, ставьте машину компактно, чтобы не занимать сразу два места. Отвратительный поступок — «подпереть» чужую машину и уйти. Если у вас нет иного выхода — оставьте под стеклом на приборной панели лист с номером своего мобильного телефона, чтобы вас могли вызвать в случае необходимости.

Не торопите водителя стоящей впереди машины громким и длинным звуковым сигналом. Если он не тронулся с места вовремя на разрешающий сигнал светофора , лучше «моргните» ему фарами — это будет уважительнее и этичнее.

Никогда не отказывайте попавшим в беду коллегам, помогите завести машину, одолжите насос или домкрат, не жалейте нескольких литров бензина. От неприятностей никто не застрахован, в том числе и вы. Если едущий впереди автомобиль подает сигнал маневрирования , но не может его осуществить, пропустите его.

Не создавайте помех, если вас кто-то обгоняет, и, наоборот, всячески содействуйте выполнению этого сложного маневра.

Не пытайтесь объехать поток в крайнем правом ряду. Вы обязательно упретесь в припаркованную машину и начнете вклиниваться в левый ряд. Этим вы создадите проблемы другим водителям, нарушите ритм движения .

Прежде чем проявлять свое недовольство, подумайте, почему водитель едущей впереди машины ведет себя так. Посмотрите на номера (приезжий), на водителя (женщина, пенсионер), состояние машины.

По тому, какой ряд занимает едущая впереди машина, какие знаки впереди, какая марка машины (что дает знание мощности, маневренности, психологии водителя), можно с максимальной точностью предсказать, как поведет себя водитель этой машины. Исходя из этого, вы можете планировать свои маневры.

Помните об ответственности за сидящих рядом пассажиров, никогда не рискуйте. Используйте наиболее безопасные приемы управления своим транспортным средством. Никогда не садитесь за руль в нетрезвом состоянии. Постоянно следите за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства. Не забывайте, что безопасное движение требует не соревнования, а сотрудничества между водителями.

Если на автомагистрали вы кого-то догоняете, вежливый водитель передней машины обязательно примет вправо, создавая максимально удобные условия для обгона; когда вас догоняют, то ждут таких же действий.

ЛЕКЦИЯ 4.1. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий.

Вопросы: 1. Влияние дорожных условий на безопасность движения.

2. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния дороги, погодных и метеорологических условий.

Литература: Шухман Ю.И. Основы управления автомобилем и безопасность движения. Шухман Ю.И. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 165 с.

Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с интернет - ресурсами и подготовка сообщения по теме 4.1.

Скользкая дорога . Скользкой бывает не только зимняя дорога, по-крытая льдом или снегом. В теплое время года коварен асфальт в начале дождя, когда еще не смылись, но уже успели намокнуть пыль и грязь, представляющие собой «отличную» смазку. Скользко бывает ранним утром, особенно в туман, и в жаркий полдень, Когда на асфальтобетоне выступает вяжущее вещество. Повышенной скользкостью обладает свежеуложенный асфальт. На высокой скорости «поскользнуться» можно и на абсолютно сухой, но волнистой (дефект асфальтового покрытия) дороге, когда колеса теряют сцепление с покрытием во впадинах между гребеш-ками неровностей.

Скользкое покрытие, как правило, неоднородно, и при различной силе сцепления ведущих колес (правого и левого) легко развивается занос автомобиля. Водителю очень важно быть готовым к его преодолению. Восстановить устойчивость автомобиля при возникшем заносе возможно только плавным снижением тяги (при необходимости - до остановки) и осторожным ступенчатым торможением, не допускающем блокировки колес. Нас-колько сильно требуется нажимать педаль тормоза, водитель должен чувствовать по поведению автомобиля. Уже при выезде следует пробовать скользкую дорогу осторожным торможением. И уж обязательно поступать так, если это первый в сезоне гололед или был перерыв в вождении.

Резкое торможение только усугубит ситуацию, т. к. заблокированные колеса срываются в скольжение значительно быстрее катящихся. Кроме того, несущийся юзом автомобиль совершенно неуправляем.

Трогаться с места на скользкой дороге лучше на второй передаче, поскольку при этом на колеса передается меньший момент и становится намного легче дозировать силу тяги, не допуская пробуксовки колес.

Итак, ввиду важности вопроса, резюмируем. На скользкой дороге в несколько раз увеличивается тормозной путь. Сильно возрастает опасность блокировки колес, а это чревато самым неприятным - потерей поперечной устойчивости автомобиля. Избежать блокировки колес можно только плавным нажимом педали тормоза. Насколько сильно можно нажимать педаль тормоза, водитель должен чувствовать по поведению автомобиля. Уже при выезде следует пробовать скользкую дорогу осторожным торможением. И уж обязательно поступать так, если это первый в сезоне гололед или был перерыв в вождении.

Коэффициенты сцепления различных дорожных покрытий составляют:

Цементобетонное, сухое, твердое, шероховатое — 0,7 — 0,8;

Асфальтобетонное, сухое, сухой булыжник — 0,5 — 0,6;

Асфальтобетонное или булыжное грязное, скользкое или промерз-шее - 0,2-0,3;

Цементобетонное влажное — 0,2;

Гололедица — 0,08 — 0,15.

Опасными метеорологическими условиями для автомобильного транспорта являются гололедица, туман, пыльная буря, сильный снегопад, метель, дождь, град, сильный, порывистый ветер и некоторые другие. В этом случае водитель должен принять все возможные меры безопасности: включить внешние световые приборы (в крайних случаях - аварийную сигнализацию), снизить скорость, увеличить дистанцию до идущих впереди автомобилей, а при необходимости - прекратить дви-жение и эвакуировать пассажиров.

Гололедица - лед на проезжей части дороги, который образуется при замерзании жидких осадков (дождя, мороси, капели, густого тумана и т. п.). Скользким, как лед, является также снежный накат: уплотненный и раскатанный колесами автомобилей снег на проезжей части дороги.

Густой снегопад снижает видимость, вызывает обледенение ветрового стекла, щеток стеклоочистителей, наружных зеркал заднего вида, внешних световых приборов. При ухудшении обзорности дороги водителю следует время от времени останавливать автомобиль для удаления льда и налипшего снега. Следует помнить и об ухудшении видимости светофоров, знаков, разметки, а также сигналов торможения идущих впереди автомобилей. Поэтому главная опасность при снегопаде связана с выбором безопасной скорости и дистанции. Особую осторожность следует соблюдать при следовании за автомобилем с шипованными шинами. Тормозной путь такого автомобиля в 1,5—1,6 раза меньше обычного (на шинах, не оснащенных шипами), поэтому дистанцию следует увеличить.

В оттепель при температуре воздуха выше 0 С грунтовые обочины размягчаются, поэтому съезд с проезжей части может быть чреват заносом и опрокидыванием автомобиля.

При въезде в туман важно вовремя включить ближний свет фар. Это необходимо не только для того, чтобы самому видеть дорогу, но и для того, чтобы ваш автомобиль лучше видели другие участники движения. Ближний свет фар создает зону видимости, в зависимости от протяженности которой (т. е. густоты тумана) водителю следует выбирать безопас-ную скорость движения автомобиля. Еще лучше, чем ближний свет фар, в тумане «работают» противотуманные фары. Дальний свет фар в тумане не просто бесполезен, а даже опасен, т. к. направленные вперед (а не вперед - вниз) световые лучи, отражаясь капельками влаги, образуют яркую светящуюся пелену, скрывающую дорогу и расположенные на ней объекты.

Плохая видимость в тумане влияет и на психику водителя. Порой у него создается обманчивое впечатление полного безлюдья, и, когда внезапно и беззвучно появляются контуры встречного автомобиля, водитель может испугаться и даже испытать состояние стресса.

Сильный дождь также снижает видимость и создает задержки в движении. А также возможны размыв полотна дороги, повреждение дорожных знаков и другие опасности. Даже при небольшом дожде стекла автомобиля нередко запотевают, видимость резко снижается, водитель вынужден отвлекаться от управления для протирки стекол. В темное время суток можно не сразу заметить, что стекла запотели, в то время как видимость падает до опасного предела. Для лучшей вентиляции салона (кабины) автомобиля можно приоткрыть боковое стекло, однако при этом возникает опасность быть облитым водой, разбрызгиваемой колесами встречного автомобиля.

Во время дождя внешние световые приборы автомобиля покрываются водно-грязевой эмульсией, поднимаемой в воздух колесами встречных и попутных автомобилей, которая ухудшает освещение дороги и заметность автомобиля сзади.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама