THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Воздушная пробка в системе охлаждения двигателя является одной из основных причин долгого прогрева двигателя до рабочей температуры. Поэтому каждый водитель должен быть заинтересован в удалении воздушной пробки из системы охлаждения своего автомобиля.

Как правильно выгнать воздушную пробку из системы охлаждения?

По закону физики, воздух скапливается в самом высоком месте. В автомобиле самым высоким звеном цепи охлаждающей жидкости является дроссельный узел. Именно поэтому воздух нужно удалять именно оттудова. Избавиться от воздушной пробки можно несколькими способами. Вот первый из низ:

Если у вас стоит двигатель объёмом 1,6 л., то первым дело снимаем пластиковую накладку на двигатель – откручиваем крышку на двигателе для заливки масла, а затем выдёргиваем всю накладку. Она посажена на резиновые уплотнители. Сняв данный пластиковый экран, закручиваем крышку масла обратно, дабы избежать попадания грязи в картер двигателя.

  1. Находим патрубки подогрева дроссельного узла (их там 2) см. на рисунок. Снимаем любую трубку
  2. Далее откручиваем крышку расширительного (бачок охлаждающей жидкости) бачка, и покрываем горловину бачка чистой тряпкой.
  3. Начинаем дуть в бачок с жидкостью. Дуем до тех пор, пока не выйдет весь воздух из шланга и не польётся тосол.
  4. Быстро одеваем трубку обратно и затягиваем хомутом, так чтобы туда не попал воздух.

(Стоит отметить, что в зависимости от трубки, которую вы сняли, тосол может потечь как из трубки; так и из штуцера, откуда сняли трубку)

Второй способ удаления воздуха из системы охлаждения менее извращённый. Здесь не надо ничего дуть:

  1. Прогреваем двигатель до рабочей температуры
  2. Прогрев, глушим двигатель
  3. Пробку расширительного бачка НЕ нужно откручивать.
  4. Как и в первом способе, откручиваем хомут патрубка охлаждающей жидкости на дроссельном узле.
  5. Сняв патрубок подогрева дроссельного узла, выпустите воздух, и после того как начнёт вытекать тосол, сразу оденьте обратно на штуцер и хорошо закрепите его хомутом.

Но будте внимательны и осторожны! Не забывайте, что температура охлаждающе жидкости примерно 90 градусов.

Так же есть более простой, но менее эффективный способ устранения воздушной пробки:

1) Заезжаем на крутую горку так, чтоб крышка радиатора стала самой высокой точкой системы охлаждения.

2) Откручиваем крышку расширительного бачка и крышку радиатора.

3) Даём прогреться машине до рабочей температуры

4) Затем газуем несколько раз и параллельно подливаем в бочок охлаждающую жидкость.

Делаем до тех пор, пока пузырьки не перестанут появляться.

Как удалить воздушную пробку на ВАЗ с электронным (е-газом)?

Поскольку система охлаждения дроссельной заслонки отсутствует, нужно идти в обход этому узлу. Здесь можно так же выставить автомобиль на подъём.

Надеюсь, что данные три способа помогут решить вам проблему, и вы нашли все ответы на свои вопросы по теме «Как избавиться от воздушной пробки?»

Главная страница

Нужно ли прогревать инжекторный двигатель

lada-vaz-2114.ru

Как выгнать воздух из системы охлаждения ВАЗ 2114

Возможность для охлаждения автомобильных моторов по праву относят к одной из важных составляющих по обеспечению стабильности его работы и достижении наилучших показателей мощности, крутящего момента, расхода топлива. В ней в качестве теплоносителя используют жидкости, такие как вода, тосол или антифриз. Также существуют моторы, где тепло отбирается от двигателя потоком воздуха нагнетаемого вентилятором.

Наличие воздушной пробки мешает нормальной работе системы охлаждения

Особенности охлаждения мотора ВАЗ 2114

На этом автомобиле, как и машинах ВАЗ 2113, ВАЗ 2115 применяется закрытая жидкостная система охлаждения ВАЗ, теплоносителем в которой используется тосол или антифриз. Теплоноситель по специальным каналам циркулирует в работающем моторе. Его циркуляция обеспечивается насосом, который приводится во вращение коленчатым валом мотора с помощью приводного ремня.

Регулирует поток охлаждающей жидкости, её направление, устройство, которое называют термостатом. Он сконструирован таким образом, чтобы до прогрева теплоносителя до рабочей температуры, он циркулировал по малому кругу, минуя радиатор. При достижении жидкостью температуры 870С, он открывается, поток жидкости направляется в радиатор для охлаждения.

Радиатор обдувается потоком встречного воздуха, а когда его недостаточно, включается электрический вентилятор. Для этих целей в радиаторе установлен датчик, который выдаёт сигнал для его включения. Также горячая жидкость протекает через радиатор печки и обогревает салон машины в холодное время. Излишек тосола от теплового расширения собирается в дополнительном бачке, который называется расширительным.

Наличие воздуха в системе

Воздух в системе охлаждения двигателя, недопустимое явление. Нарушаются теплообменные процессы в моторе, которые могут вызвать его перегрев, создавая тем самым предпосылки для выхода из строя. В холодное время будет отсутствовать обогрев салона машины, остекления кузова. Датчики, установленные в инжекторных моторах, начинают выдавать искажённую информацию в электронный блок управления, что нарушает рабочий цикл двигателя.

Почему возникают воздушные пробки

Для того чтобы возникла воздушная пробка в системе охлаждения, достаточно одной из нескольких возможных причин её появления. Это могут быть такие нарушения в работе системы:

  1. Недостаточно затянуты хомуты резиновых патрубков, из-за этого возможен подсос воздуха, а это приводит к тому, что появляется воздушная пробка в системе охлаждения ВАЗ 2114. Особенно это актуально для холодного времени года, когда из-за частого перепада температур они многократно расширяются и сжимаются;
  2. Зависание клапана, встроенного в крышку расширительного бачка;
  3. Нарушена герметичность водяного насоса;
  4. Наличие повреждений в виде трещин, протечек в основном радиаторе или дополнительном для печки;
  5. Прогорание прокладки между блоком цилиндров и головкой блока.

Прогорание прокладки

Также могут добавить проблем засорения радиаторов или каналов в блоке цилиндров, поломка лопастей помпы. Вывод от вышесказанного таков, что необходимо немедленно убрать воздушную пробку.

Как избавиться?

Перед тем как начать работы по избавлению воздуха из системы, необходим её тщательный осмотр. Устраните все, если таковые имеются, протечки, протяните все хомуты на патрубках, иначе вся работа может оказаться напрасной. Убедитесь в работоспособности «главного распределителя» потока охлаждающей жидкости, имеется в виду термостат.

Для того чтобы выгнать воздух из системы охлаждения ВАЗ, есть несколько способов. Давайте рассмотрим их:

  • Первый способ будет заключаться в следующем. Воздушные пузырьки всегда легче любой жидкости, поэтому собираются всегда в верхней точке закрытого сосуда. У ВАЗ 2114 это будет дроссельный узел. Убрать воздушную пробку из этого узла можно так. Снимают декоративную панель двигателя, чтобы получить доступ к дроссельному узлу. Откручивают любую из двух трубок с этого узла. Хомут нужно оставить на трубке для быстрой постановки её на место. Теперь необходимо создать в дополнительном бачке избыточное давление. Это можно сделать, если в расширительный бачок подать любым подручным способом сжатый воздух. Он вытеснит из бачка тосол, который в свою очередь сможет удалить воздух из системы. В некоторых источниках рекомендуют дуть в горловину расширительного бачка. Так делать нежелательно, потому что, тосол или антифриз высокотоксичные вещества, попадание их в организм может нанести серьёзный вред. Как только из трубки или патрубка покажется тосол, или антифриз, быстро ставят всё на место и хорошо затягивают хомут;
  • Удаление воздуха из системы охлаждения вторым способом имеет некоторую схожесть с описанным ранее методом. Стравить воздух можно так. Нужно надеть перчатки и на хорошо прогретом двигателе, отсоединить патрубок с дроссельного узла, открывать пробку на дополнительном бачке не нужно. Выпустить воздух, убедиться, что из патрубка или трубки течёт охлаждающая жидкость, и обратно поставить всё на место;
  • Подошла очередь рассмотреть следующий способ как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения мотора. В этом случае нужно поставить машину таким образом, чтобы расширительный бачок оказался наивысшей точкой в системе. При этом способе желательно иметь помощника. Открывают пробку на расширительном бачке и прогревают мотор. При достижении рабочей температуры помощник несколько раз делает перегазовку, а в это время необходимо доливать тосол или антифриз в бачок. Нельзя допускать, чтобы он оставался совсем без жидкости. Делают это до тех пор, пока не стравиться весь воздух из системы.

Третьим способом хорошо пользоваться владельцам автомобилей с электронной педалью газа. При такой схеме отсутствует охлаждение дроссельного узла, поэтому воздушную пробку удаляют, используя любую доступную возвышенность.

Хочется надеяться, что эта статья окажется полезной владельцам не только вазовских автомобилей и поможет им в избавлении воздушных пробок в системе охлаждения двигателя.

autovaz-2114.ru

Инструкция по освобождению системы охлаждения ВАЗ-2115 от воздушных пробок

За счёт системы охлаждения транспортное средство способно очень быстро снижать температуру нагреваемых в процессе эксплуатации основных деталей мотора и других компонентов, которые подвергаются перегреву. Стоит отметить, что охлаждаются не только детали, но и газ, масло. Посредством нехитрого устройства движок защищён от сильного перегрева. С помощью различных охлаждающих жидкостей, которыми являются антифриз и тосол, «путешествующие» по специальным каналам, тепло забирается и охлаждается впоследствии в радиаторе системы. Однако функциональность агрегата может нарушаться, чему чаще всего способствует появление воздушной пробки. В нижеприведённом материале рассмотрим три действенных метода, которые на практике доказали свою эффективность и могут помочь любому автомобилисту, у которого завоздушилась печка ВАЗ-2115.

Первые признаки неисправности, сигнализирующие о наличии проблемы

Практически каждый бывалый автовладелец отечественного транспортного средства знает, как выгнать воздух из печки ВАЗ-2115. Дело в том, что, как показывает практика, это явление проявляется достаточно часто и носит периодический характер.

Чаще всего неисправность проявляется из-за ошибок самого автомобилиста, который неправильно доливает или меняет охлаждающую жидкость. Реже проблема проявляется, если обнаруживается:

  • подсос, который присутствует на месте стыка патрубков;
  • дефект атмосферного клапана;
  • разгерметизация помпы;
  • течь, возникающая в радиаторах.

Однако какая бы техническая сторона вопроса ни заставила автовладельца избавляться от воздушной пробки, следует помнить, что при наличии этой проблемы мотор начнёт слишком долго греться и остывать. Из-за завоздушенности охлаждающее вещество не будет нормально двигаться к радиатору охлаждения, что и повлечёт перегрев силового агрегата.

Методы, позволяющие выгнать воздух из печки ВАЗ-2115

Если автомобилист продиагностировал своё авто и понял, что у него завоздушилась печка ВАЗ-2115, следует воспользоваться хотя бы одним из нижеприведенных методов, которые считаются достаточно эффективными решениями проблемы.

Первый метод (продув системы)

Согласно самому первому методу, автомобилисту необходимо демонтировать пластиковый кожух, закрывающий собой силовой агрегат транспортного средства. Чтобы снять этот элемент конструкции, придётся открутить крышку, закрывающую отверстие для доливки масла. Затем нужно снять накладку. Стоит отметить, что сразу же после снятия защитного кожуха следует вернуть на место крышку, что позволит сберечь чистоту силового узла, предотвратив возможность попадания грязи и пыли.

Следующим шагом, который сможет решить проблему завоздушенности системы, должен стать поиск патрубков, отвечающих за прогрев дроссельного узла. На этом этапе необходимо стянуть любой патрубок и, скрутив крышку с отверстия ёмкости с антифризом, накрыть образовавшуюся «дырку» чистой ветошью.

Чтобы избавиться от неисправности, придётся активно продуть внутреннее пространство бачка. Посредством таких действий создаётся давление, которое выталкивает наружу собравшийся воздух. О необходимости прекратить процедуру должен свидетельствовать идущий из патрубка антифриз, так как он начнёт выходить только после того, как в системе не останется скоплений воздуха.

После продува системы ВАЗ-2115 трубку нужно вернуть на прежнее место, причём не стоит мешкать, сделать всё следует максимально быстро, иначе в баке вновь появится «порция» ненужного воздуха.

Второй метод

Если сильно завоздушилась печка ВАЗ-2115, можно избавиться от образовавшейся пробки всего за несколько минут, не продувая системы. Чтобы выгнать скопление воздуха, нужно после активного прогревания силового агрегата на протяжении 15 минут заглушить его и при закрытой крышке расширительного бачка снять любой патрубок на дроссельном узле. После того как начнёт выходить тосол или антифриз, необходимо быстро вставить патрубок на прежнее место. Однако при использовании этого метода не следует забывать о том, что после работы силового агрегата тосол мог прогреться до 80 °C.

Третий метод

Нижеописанная инструкция с большой долей вероятности поможет всем, у кого завоздушилась печка ВАЗ-2115. Чтобы очистить систему, необходимо предварительно поставить машину под углом, для этого подойдёт крутая горка, транспортное средство должно носом стоять в наивысшей точке. После того как авто будет поставлено на ручной тормоз, а под всеми колёсами будут установлены специальные подставки, позволяющие обезопасить водителя от непредвиденного скатывания, нужно скрутить пробки, которыми закрываются отверстия на радиаторе и расширительном бачке.

Силовой агрегат необходимо активировать хотя бы на 10 минут, чтобы он успел прогреться, затем нужно с периодичностью надавливать на педаль акселератора, при этом добавляя в систему охлаждающую жидкость.

Доливка тосола или антифриза должна производиться до тех пор, пока не перестанут появляться пузырьки. После их полного исчезновения работа может быть закончена.

Заключение

При грамотном подходе любой желающий владелец отечественного транспортного средства может избавиться от воздушной пробки в системе охлаждения, причём сделать всё можно без обращения к квалифицированным специалистам, быстро и без затрат. Стоит отметить, что сразу же, как была диагностирована подобная проблема, не стоит откладывать её решение, так как в будущем может появиться множество дополнительных проблем. От нормального доступа для циркуляции тосола или антифриза зависит работоспособность силового агрегата и составляющих его компонентов.

remam.ru

Удаление воздушных пробок из печки ВАЗ-2114

Завоздушивание отопительной системы на автомобилях ВАЗ-2114 - это достаточно распространённое явление. Столкнувшись с проблемой воздушной пробки, её можно решить самостоятельно. Здесь главное - найти причину, после чего воспользоваться одним из трёх наиболее эффективных методов.

Особенности системы охлаждения

Чтобы понимать суть завоздушивания и последствия, к которым может привести воздушная пробка, нужно разобраться в самой системе охлаждения. Не рекомендуется приступать к ремонту своими руками, не владея хотя бы элементарными теоретическими знаниями:

  • автомобили ВАЗ-2114 основаны на закрытой жидкостной системе охлаждения;
  • в качестве охлаждающей жидкости применяют антифриз или тосол;
  • специальные каналы служат для циркуляции теплоносителя по двигателю;
  • циркуляция осуществляется с помощью насоса, а его, в свою очередь, приводит в движение коленвал через приводной ремень;
  • за регулировку потоков охлаждающей жидкости и её направление отвечает термостат;
  • термостат имеет конструкцию, позволяющую до прогрева теплоносителя до нужных параметров циркулировать по малому кругу (в радиатор при этом охлаждающая жидкость не попадает);
  • когда температура достигает отметки 87 градусов, происходит открытие и ОЖ проникает непосредственно в радиатор;
  • обдув радиатора осуществляется за счёт потоков воздуха при движении авто;
  • если естественный обдув не справляется, тогда активируется электровентилятор;
  • за его включение отвечает специальный датчик;
  • горячая жидкость проникает через радиатор отопителя и позволяет прогревать зимой тосол;
  • избыток тосола, который образуется при его тепловом расширении, оказывается в дополнительном (расширительном) бачке.

Как видите, если в этой цепи окажется пробка, это может привести к серьёзным негативным последствиям для ВАЗ-2114.

Причины образования пробки

Ни в коем случае нельзя допускать появление воздуха в системе охлаждения мотора. Это приведёт к нарушениям теплообмена, что повлечёт за собой перегрев двигателя, отсутствие тепла внутри салона и не только. Двигатель получает ложную информацию от датчиков, потому перестаёт правильно функционировать.

Если у вас завоздушило печку ВАЗ-2114, причин может быть несколько:

  1. Фиксация резиновых патрубков. Нередко хомуты ослабевают, что приводит к нарушению герметичности. Воздух через них подсасывается, что приводит к появлению воздушных пробок. Чаще всего подобное явление наблюдается зимой - резкие температурные перепады сжимают и разжимают резину патрубков.
  2. Насос. Ещё одна достаточно распространённая причина - это насос. Проблема та же - нарушение герметичности водяной помпы.
  3. Клапан. Стоит обратить внимание на клапан, который встраивается в расширительный бачок (на крышке). Если он зависнет, это может спровоцировать завоздушивание.
  4. Повреждения радиаторов. Трещины могут возникать на главном радиаторе или на вспомогательном, то есть на радиаторе отопителя. В этих ситуациях одинаково высока вероятность образования воздушной пробки.
  5. Прокладка ГБЦ. Если она прогорит, герметичность нарушится и начнётся подсос воздуха. Как результат, пробка в системе.

А также к числу возможных причин завоздушивания или образования воздушной пробки можно отнести:

  • повреждение лопастей насоса;
  • засорение каналов блока цилиндра;
  • загрязнение радиатора.

Важно! Прежде чем избавиться от пробки, обязательно устраните причину, которая повлекла за собой завоздушивание. Подтяните хомуты, замените прокладку, очистите радиатор и пр.

Методы решения проблемы

Если не вывести лишний воздух из системы, это приведёт к следующим последствиям:

  • повышение расхода топлива;
  • низкая эффективность работы печки;
  • износ двигателя;
  • поломки.

Важно! Законы физики гласят, что воздух стремится в наивысшую точку. При завоздушивании печки на ВАЗ-2114, этим местом будет дроссельный узел. Так что выгонять пробку следует оттуда.

Всего существует три метода борьбы против завоздушивания. Каждый из них имеет свои нюансы.

Первый метод

Некоторые воспринимают такой метод критично, но по факту он является очень эффективным.

  1. Снимите крышку горловины, через которую заливается масло. Это позволит демонтировать защиту из пластика с креплений (они резиновые).
  2. Лучше сразу закрутить крышку обратно, иначе вы рискуете занести в мотор лишнюю грязь.
  3. Снимите одну из трубок, предназначенных для подогрева дросселя. Не принципиально, какую именно.
  4. На расширительном бачке имеется крышка. Её тоже следует снять.
  5. Начинайте активно дуть в этот самый бачок. На тот факт, что вам удалось выгнать воздух, будет указывать вытекающий из демонтированного патрубка тосол или антифриз.
  6. Максимально быстро возвращайте всё на место, закручивайте трубку и фиксируйте хомут. Если медлить, начнётся заново подсос и придётся повторять процедуру.

Метод не сложный, но не каждый на него согласится. Потому посмотрите на альтернативные варианты.

Второй метод

Здесь никуда дуть вам не придётся. Работа выполняется не менее просто.

  1. Прогрейте двигатель, чтобы он достиг температуры около 90 градусов. После этого глушите мотор.
  2. Пока что пробка на расширительном бачке там и остаётся. Трогать её не нужно.
  3. На дроссельном узле снимите хомут и трубку. То есть действовать следует аналогично первому методу.
  4. Подождите, пока из системы выйдет весь лишний воздух. Определить это легко - начнёт вытекать охлаждающая жидкость через некоторое время.
  5. Когда утечка началась, сразу же возвращайте на место патрубок, фиксируя его на штуцере и затягивая до упора хомут. Убедитесь, что хомут как следует затянут, иначе работа окажется напрасной.

Важно! В этой ситуации следите за тосолом. Он горячий, а потому его выход из системы может повлечь за собой попадание горячей жидкости вам на кожу.

Третий метод

Ряд владельцев ВАЗ-2114 отмечают, что именно в этом методе они нашли оптимальный способ справиться с проблемой завоздушивания. Но потребуется создать определённые условия.

  1. Выберите место, куда можно заехать передними колёсами автомобиля так, чтобы крышка радиатора расположилась как самая верхняя точка вашей системы охлаждения. Хотя передок можно просто поднять в гараже с помощью домкрата. Действуйте на своё усмотрение.
  2. Снимите крышки с радиатора и расширительного бачка.
  3. Включите двигатель. Дайте ему нагреться до отметки 90 градусов.
  4. Активно понажимайте на педаль газа. Только удостоверьтесь перед этим, что у вас не включена передача.
  5. Потребуется помощь, поскольку при газовании нужно одновременно подливать постепенно в бачок охлаждающую жидкость. Лейте до тех пор, пока при нажатии газа не перестанут образовываться пузыри.

Важно! Хотя третий метод считается простым в реализации, он не всегда даёт желаемый результат. Так что предыдущие два хоть и сложнее, но эффект от них выше.

Проблема завоздушивания знакома многим владельцам автомобилей ВАЗ-2114. Расскажите о своих методах решения, поделитесь впечатлениями от представленных способов борьбы с воздушными пробками. Будет интересно узнать про альтернативные методики и особенности их реализации.

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА

Устройство системы охлаждения показано на рис. 2-57.

Рис. 2-57. Система охлаждения:

1 - пробка расширительного бачка; 2 - датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 3 - расширительный бачок; 4 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 5 - отводящий патрубок водяной рубашки; 6 - шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 7 - пароотводящий шланг; 8 - подводящий шланг радиатора; 9 - левый бачок радиатора; 10 - крыльчатка электровентилятора; 11 - трубки радиатора; 12 - правый бачок радиатора; 1 3 - сливная пробка радиатора; 14 - кожух электровентилятора; 15 - электровентилятор; 16 - ремень привода газораспределительного механизма; 17 - шкив насоса охлаждающей жидкости; 18 - крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 19 - отводящий шланг радиатора; 2 0 - подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 21 - шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 22 - отводящий шланг радиатора отопителя; 23 - подводящий шланг радиатора отопителя; 24 - термостат; 25 - заправочный шланг

Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком.

Насос охлаждающей жидкости центробежного типа

приводится в действие зубчатым ремнем 17 привода механизма газораспределения.

Электровентилятор имеет пластмассовую четырехлопастную крыльчатку 13, установленную на валу электродвигателя 14, включение и выключение которого осуществляется контроллером.

Термостат 26 с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной и дополнительный клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости 85+2°С, ход основного клапана при достижении температуры 102°С не менее 8 мм.

Радиатор трубчато-пластинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками 6 и 9, двухходовой, с перегородкой в левом бачке. Охлаждающая жидкость заливается через наливную горловину расширительного бачка 2, пробка 1 которого имеет впускной и выпускной клапаны. Давление начала открытия выпускного клапан не менее НО кПа (1,1 кгс/см 2), впускного - 3-13 кПа (0,03-0,13 кгс/см 2).

ПРОВЕРКА УРОВНЯ И ПЛОТНОСТИ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

В полностью заправленной системе охлаждения уровень жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе должен быть на 25-30 мм выше метки "MIN", нанесенной на расширительном бачке.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Уровень охлаждающей жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, так как при ее нагревании объем увеличивается и у прогретого двигателя уровень жидкости может значительно подняться.

При необходимости проверьте ареометром плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть 1,078-1,085 г/см 3 .

Если уровень в бачке ниже нормы, а плотность жидкости выше указанной, то доливайте дистиллированную воду. Если плотность нормальная, доливайте жидкость той марки, которая находится в системе охлаждения. Если плотность жидкости ниже нормы, доливайте жидкость Тосол-А.

ЗАМЕНА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

Замену производите в следующем порядке.

Отверните пробку 1 (см. рис. 2-57) расширительного бачка 2.

Снимите брызговик двигателя, вывернув болты крепления его к кузову.

Поставьте под двигатель емкость для слива жидкости, отверните сливные пробки радиатора и блока цилиндров и слейте жидкость. По окончании слива заверните пробки.

Залейте охлаждающую жидкость через наливную горловину расширительного бачка 2, предварительно отсоединив шланг 3 от дроссельного патрубка. При появлении жидкости в дроссельном патрубке поставьте шланг на место, долейте жидкость до уровня верхней кромки крепежного ремня и заверните пробку.

Запустите двигатель и дайте ему поработать 1-2 мин. на холостом ходу для удаления воздушных пробок.

Остановите двигатель, проверьте уровень жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе нет следов подтекания, то долейте охлаждающую жидкость.

НАСОС ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

Разборка. Для разборки насоса сделайте следующее:

Спрессуйте съемником 3 (рис. 2-58), закрепленным в тисках, шкив 2;

Выверните стопорный винт и выпрессуйте оправкой 67.7853.9569 валик в сборе с подшипником,

крыльчаткой и сальником. Усилие прикладывайте к обойме подшипника;

Спрессуйте с валика крыльчатку и снимите сальник.

Рис. 2-58. Снятие зубчатого шкива привода насоса:

1 - корпус насоса; 2 - зубчатый шкив; 3 - съемник

Контроль. Проверьте осевой зазор в подшипнике. Эту операцию надо делать обязательно, если отмечался значительный шум насоса. Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 H (5 кгс). При большем зазоре подшипник с валиком замените новыми.

Сальник насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндров при ремонте рекомендуется заменять новыми.

Трещины и деформации корпуса не допускаются.

Рис. 2-59. Насос охлаждающей жидкости с контрольными размерами для сборки:

1 - стопорный винт подшипника; 2 - корпус насоса; 3 - блок цилиндров; 4 - крыльчатка; 5 - валик подшипника; 6 - упорное уплотнительное кольцо сальника; 7 - резиновая манжета сальника; 8 - подшипник; 9 - зубчатый шкив

Сборка. Сборку выполняйте в следующем порядке:

С помощью оправки 67.7853.9568 установите в корпус сальник, не допуская его перекоса;

Запрессуйте, прилагая усилие к обойме подшипника, подшипник с валиком так, чтобы совпали отверстия под стопорный винт 1 (рис. 2-59);

Заверните стопорный винт подшипника и зачеканьте контуры его гнезда для предотвращения самоотвертывания;

С помощью приспособления 67.7820.9527 напрессуйте крыльчатку, а затем новый зубчатый шкив 9, выдержав размеры 52+0,5 мм и 39,8+0,1 мм, показанные на рис. 2-59;

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Повторное использование зубчатого шкива не допускается.

Проверьте надежность соединения шкива на валике, приложив к шкиву момент 24,5 Н·м (2,5 кгс·м). Шкив не должен провернуться.

ТЕРМОСТАТ

У термостата следует проверять температуру начала открытия основного клапана и ход клапана. Термостат установите на стенде и опустите в бак с техническим глицерином. В основной клапан 4 (рис. 2-60) уприте рычажок кронштейна, связанный с ножкой индикатора.

Рис. 2-60. Термостат:

1 - перепускной клапан; 2 - выходной патрубок (к насосу); 3 - пружина основного клапана; 4 - основной клапан; 5 - держатель поршня; 6 - поршень; 7 - входной патрубок (от радиатора); 8 - резиновая вставка; 9 - твердый термочувствительный наполнитель; 10 - пружина перепускного клапана; 11 - входной патрубок (от двигателя)

Начальная температура жидкости в баке должна быть 78-80°С. Температуру жидкости постепенно увеличивайте примерно на 1°С в минуту при постоянном перемешивании, чтобы она во всем объеме глицерина была одинаковой.

За температуру начала открытия клапана принимается та, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм.

Термостат необходимо заменять, если температура начала открытия основного клапана не соответствует 85+2°С, или в случае, если при достижении температуры 102°С не происходит касания клапана 1 седла патрубка 11 . Простейшая проверка исправности термостата может быть осуществлена на ощупь непосредственно на автомобиле. После запуска холодного двигателя при исправном термостате нижний патрубок радиатора должен нагреваться, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 85-92°С.

РАДИАТОР И РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ БАЧОК

Снятие и установка их на автомобиль выполняется на холодном двигателе в следующем порядке (см. рис. 2-61).

Рис. 2-61. Детали радиатора и электровентилятора:

1 - радиатор; 2 - бачок радиатора; 3 - электродвигатель; 4 - кожух; 5 - крыльчатка; 6 - резиновая подушка; 7 - сливная пробка

Отверните пробку расширительного бачка. Отвернув сливные пробки радиатора и блока цилиндров, слейте охлаждающую жидкость.

Отсоедините электрические провода от электровентилятора. Отсоедините шланги от радиатора 1 и расширительного бачка.

Отверните гайки и болты крепления кожуха 4 и, придерживая радиатор, выньте кожух в сборе с электровентилятором. Выньте радиатор из моторного отсека.

При необходимости отверните гайки крепления, снимите вентилятор и электродвигатель вентилятора.

Снимите ремень крепления и выньте расширительный бачок.

Установку радиатора и расширительного бачка выполняйте в обратном порядке.

Проверка герметичности радиатора. Герметичность радиатора проверяется в ванне с водой. Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,2 МПа (2 кгс/см 2) и опустите в ванну с водой не менее чем на 30 с. При этом не должно наблюдаться появления из радиатора пузырьков воздуха.

При повреждениях или негерметичности замените радиатор новым.

Система охлаждения ВАЗ-2115 - не самый сложный узел автомобиля, но чрезвычайно важный. Проблемы могут подстерегать в самый неподходящий момент - в пути. Проверить и даже устранить большинство неисправностей системы охлаждения ВАЗ-2115 можно хоть в гараже (до которого надо ещё доехать), хоть в чистом поле.

  1. При возникновении неисправностей в системе охлаждения съезжаем с дороги и останавливаем двигатель.
  2. Открываем капот и внимательно осматриваем подкапотное пространство. Если вырывается пар, определяем конкретное место. Осматриваем мотор, проверяем расширительный бачок на положение уровня охлаждающей жидкости. За одно определяем состояние термостата, радиатора, резиновых шлангов в системе охлаждения двигателя.
  3. Нельзя сразу после остановки двигателя отвинчивать пробку расширительного бачка. В системе охлаждения жидкость находится под большим давлением. Когда мы откручиваем пробку, резко падает давление, и по законам физики охлаждающая жидкость закипает. Естественно, её брызги могут привести к ожогам рук и лица. Если есть острая необходимость отвинтить пробку расширительного бачка на ещё не остывшем двигателе, сверху надо набросить какую-нибудь плотную ткань и только после этого медленно отвернуть пробку.
  4. Не поленимся заглянуть под панель приборов ВАЗ-2115. Под ней могут обнаружиться потёки охлаждающей жидкости, сочащейся из крана отопителя или радиатора. Если потёки охлаждающей жидкости вызваны лопнувшим шлангом, его можно на время залатать липкой лентой (изолента, скотч).
  5. Гораздо больше проблем, если течь идёт из отопителя, радиатора или термостата. В пути её сложно устранить. В данной ситуации рекомендуется в систему охлаждения долить воду и при поездке следить за показаниями температуры. При необходимости уровень в системе охлаждения придётся периодически восстанавливать. Учтите, что если вместо тосола длительное время использовать воду, это скорее всего спровоцирует образование накипи системы охлаждения ВАЗ-2115. В результате охлаждение ухудшится, а моторесурс уменьшится. Поэтому после аварийной поездки обязательно устраните течь, слейте разбавленную водой жидкость, промойте систему и залейте свежую охлаждающую жидкость. Самое важное условие - в перегретый двигатель холодную воду доливать запрещено! Мотор должен хотя бы полчаса охлаждаться с открытым капотом.
  6. Если система охлаждения ВАЗ 2115 неисправна, а течи охлаждающей жидкости не наблюдается, проверяем целость предохранителя №5 (на 20А). Он выполняет функцию принудительной защиты бортовой цепи питания в электровентиляторе системы охлаждения. Находится предохранитель в монтажном блоке, располагающемся в подкапотном пространстве. Если электродвигатель после замены предохранителя заработал, путешествие можно продолжить.
  7. Если электродвигатель после замены предохранителя не заработал, проведём дополнительную диагностику. Возьмём два дополнительных провода и подадим питание на электродвигатель напрямую от аккумуляторной батареи. Учтите, провода должны быть изолированы и надёжно закреплены. Замыканий проводов между собой допускать нельзя! Обязательно обращаем внимание на полярность подключения: электродвигатель должен таким образом вращаться, чтобы вентилятор нагнетал воздух на двигатель через радиатор, а направления набегающего (путевого) потока воздуха и образуемого вентилятором потока воздуха совпадали.
  8. Если электродвигатель после этих манипуляций заработает, значит неисправна электропроводка системы охлаждения или реле включения вентилятора. Располагается реле под накладкой с правой стороны консоли приборной панели ВАЗ 2115. Если двигатель глух, возможна неисправность самого электродвигателя или проводки. К сожалению, ни электродвигатель, ни реле ремонту не подлежат и потребуют замены.
  9. Двигатель также может перегреться по случаю выхода из строя термостата. Этот агрегат регулирует прохождение потока жидкости по системе охлаждения или минуя радиатор (чтобы ускорить прогрев холодного двигателя), или через радиатор. Проверить термостат не сложно: на тёплом двигателе щупаем нижний шланг, соединяющий радиатор и двигатель. Если шланг холодный, термостат скорее всего неисправен, поэтому через радиатор не идёт циркуляция охлаждающей жидкости.

Система охлаждения вызывает большой интерес у автомобилистов. Машины модели 2115 имеют скрытую охлаждающую систему, основанную на использовании специальной смеси для охлаждения. Движение охлаждающей смеси происходит под воздействием механического насоса.

Принцип сборки многих российских машин осуществляется довольно не качественно, поэтому работоспособность многих механизмов, в том числе и охлаждающая система ваоставляет желать лучшего.

Для выявления и произведения необходимых ремонтных работ, нужно иметь представление о состоянии и методе работы охлаждающей системы.

Воздушная пробка

Если у вас стоит двигатель объёмом 1,6 л., то первым дело снимаем пластиковую накладку на двигатель – откручиваем крышку на двигателе для заливки масла, а затем выдёргиваем всю накладку. Она посажена на резиновые уплотнители. Сняв данный пластиковый экран, закручиваем крышку масла обратно, дабы избежать попадания грязи в картер двигателя.

— Находим патрубки подогрева дроссельного узла (их там 2) см. на рисунок. Снимаем любую трубку

— Начинаем дуть в бачок с жидкостью. Дуем до тех пор, пока не выйдет весь воздух из шланга и не польётся тосол.

— Быстро одеваем трубку обратно и затягиваем хомутом, так чтобы туда не попал воздух.

(Стоит отметить, что в зависимости от трубки, которую вы сняли, тосол может потечь как из трубки; так и из штуцера, откуда сняли трубку)

Второй способ удаления воздуха из системы охлаждения менее извращённый. Здесь не надо ничего дуть:

— Прогреваем двигатель до рабочей температуры

— Прогрев, глушим двигатель

— Пробку расширительного бачка НЕ нужно откручивать.

— Как и в первом способе, откручиваем хомут патрубка охлаждающей жидкости на дроссельном узле.

— Сняв патрубок подогрева дроссельного узла, выпустите воздух, и после того как начнёт вытекать тосол, сразу оденьте обратно на штуцер и хорошо закрепите его хомутом.

Но будьте внимательны и осторожны! Не забывайте, что температура охлаждающе жидкости примерно 90 градусов.

Так же есть более простой, но менее эффективный способ устранения воздушной пробки:

1) Заезжаем на крутую горку так, чтоб крышка радиатора стала самой высокой точкой системы охлаждения.

2) Откручиваем крышку расширительного бачка и крышку радиатора.

3) Даём прогреться машине до рабочей температуры

4) Затем газуем несколько раз и параллельно подливаем в бочок охлаждающую жидкость.

Делаем до тех пор, пока пузырьки не перестанут появляться.

Замена патрубков

В системе охлаждения используется 4 резиновых патрубка:

— верхний подводящий патрубок - подводит охлажденную жидкость от радиатора к двигателю;

— нижний отводящий патрубок - отводит нагретую жидкость внизу от двигателя к радиатору;

— два коротких патрубка, которые присоединяют к системе водяной насос и термостат.

В случае выхода из строя патрубки необходимо заменить. При этом лучше всего приобрести силиконовые патрубки.

Для снятия старых и установки новых силиконовых (резиновых) патрубков необходимо иметь набор гаечных ключей, несколько отверток и силиконовую смазку.

Ремонт, связанный с заменой патрубков необходимо проводить в таком порядке:

1. Отсоединить и снять аккумулятор;

2. Слить всю охлаждающую смесь;

3. Снять вентилятор, шумоизоляционную обивку, облицовку и накладку рамы с лобового стекла;

4. Освободить доступ к воздухосборнику, для чего снять элементы его крепления;

5. Снять передний корпус и освободить хомуты, которые держат патрубки;

6. Снять патрубки со штуцеров и установить на их место новые (силиконовые или резиновые). Закрепить новые патрубки хомутами. Перед установкой рекомендуется смазать резиновые патрубки силиконовой смазкой. Также силиконовой смазкой желательно смазать винты хомутов. Впоследствии это позволит без труда их открутить;

7. Установить все снятые детали на свои места, промыть систему и залить в нее новую охлаждающую смесь.

Как промыть

Промывка системы охлаждения водой

Хоть водой и можно промывать систему, я бы настоятельно не рекомендовал этого делать. Как я уже говорил, в ней содержится большое количество примесей и солей, которые образуют накипь. Если нет другого варианта, то используйте хотя бы дистиллированную воду. Промывка системы охлаждения при помощи дистиллированной воды производится следующим образом:

— Залейте воду в СОД.

— Запустите мотор и дайте ему поработать примерно полчаса.

— Затем глушите двигатель и слейте воду из системы. Повторяйте процедуру до тех пор пока ваша промывочная жидкость не станет такой же как до промывки. К недостаткам этого способа можно отнести: образование накипи, низкая эффективность (кипяток не способен растворить и отмыть накипь и другие отложения).

Промывка системы охлаждения водой с кислотой и уксусом

Вода с уксусом и кислотой, это чуть лучше чем просто вода, поскольку благодаря кислотам можно отмыть накипь и произвести частичную очистку системы охлаждения. Для того чтобы промыть систему этим способом подготовьте: каустическую соду, молочную кислоту и уксус. Кислота добавляется аккуратно и по чуть-чуть, если переборщить можно попрощаться с пластиковыми и резиновыми деталями системы охлаждения. Чтобы полностью удалить накипь и грязь нужно 5-10 часов, на протяжении которых необходимо периодически прогревать мотор до рабочей температуры. По окончанию вся жидкость сливается и заливается дистиллят, которым производится финишная промывка системы охлаждения.

Промывка СОД при помощи специальной химии

Спец. средства – наиболее эффективный и дорогостоящий вариант. Однако эффективность проведения такой процедуры стоит того чтобы переплачивать. В составе чистящих средств есть специальные чистящие вещества активно удаляющие накипь, жир, органику, и т. д.

Промывочные спец. средства делятся на четыре типа: кислотные, щелочные, двухкомпонентные, нейтрального типа.

Наименее популярными считаются кислотные и щелочные, к тому же неразбавленными их практически невозможно найти. Это объясняется их агрессивное воздействие на всю систему охлаждения, в сущности пластиковые и резиновые изделия.

Двухкомпонентные средства – очень популярны и очень востребованы. Их 2-компонентыный раствор состоящий из щелочи и кислоты хорошо справляется с поставленной задачей. Каждый из компонентов поочередно вливается в радиатор.

В составе нейтральных средств очистки системы охлаждения нет агрессивных веществ, например кислот или щелочей, а применяются они исключительно в профилактических целях.

Подготовка рабочего места

  • 1. Привести в порядок рабочую спецодежду.
  • 2. Внимательно осмотреть рабочее место, привести его в надлежащий порядок, убрать все мешающие работе посторонние предметы.
  • 3. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты.
  • 4. Подготовить хорошее освещение.
  • 5. Установите автомобиль на горизонтальную ровную площадку, так чтобы его передняя часть была выше задней.
  • 6. Отсоедините минусовую клемму аккумулятора.

Диагностика и техническое обслуживание системы охлаждения автомобиля ВАЗ-2115

Система охлаждения ВАЗ 2115 - жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка.

Термостат и электровентилятор радиатора поддерживают тепловой режим работы двигателя. Последний включается датчиком, ввернутым в левый бачок радиатора на двигателе ВАЗ-2115. Контакты датчика замыкаются при температуре 99±2°С, а размыкаются при температуре 94±2°С. Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели.

Насос охлаждающей жидкости - лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма.

Термостат управляет перераспределением потоков жидкости. На холодном двигателе перепускной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор.

На двигателе ВАЗ-2115 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства. При температуре (85±2) °С перепускной клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102°С патрубок полностью открывается, и вся жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

Принцип работы системы охлаждения заключается в следующем. Центробежный насос, вал которого приводится во вращение с помощью ремня от шкива коленчатого вала, забирает охлаждающую жидкость из нижней части радиатора и нагнетает ее в рубашку охлаждения головки и блока цилиндров. Жидкость омывает наиболее нагретые части, отнимает от них часть тепла" и нагревается, а затем через шланг поступает в верхний бачок радиатора. Одновременно часть нагретой жидкости проходит через рубашку впускного трубопровода двигателя, подогревая горючую смесь; при необходимости жидкость может отводиться с помощью крана в отопитель салона кузова. Проходя через сердцевину радиатора в его нижний бачок, нагретая жидкость охлаждается и снова поступает к центробежному насосу.

Схема системы охлаждения двигателя

1 - радиатор отопителя; 2 - пароотводящий шланг радиатора отопителя; 3 - шланг отводящий; 4 - шланг подводящий; 5 - датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока); 6 - шланг подводящей трубы насоса; 7 - термостат; 8 - заправочный шланг; 9 - пробка расширительного бачка; 10 - датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 11 - расширительный бачок; 12 - выпускной патрубок; 13 - жидкостная камера пускового устройства карбюратора; 14 - отводящий шланг радиатора; 15 - подводящий шланг радиатора; 16 - пароотводящий шланг радиатора; 17 - левый бачок радиатора; 18 - датчик включения электровентилятора; 19 - электродвигатель вентилятора; 20 - крыльчатка электровентилятора; 21 - правый бачок радиатора; 22 - сливная пробка; 23 - кожух электровентилятора; 24 - зубчатый ремень привода механизма газораспределения; 25 - крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 26 - подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 27 - подводящий шланг к жидкостной камере пускового устройства карбюратора; 28- отводящий шланг;

Механизм

Возможные неисправности

Способы устранения

Примечания

1. Радиатор

  • 1. Грязный или забитый радиатор.
  • (засоряется мелкими насекомыми, грязью и т.д.)
  • 1. Прочистить радиатор
  • 2. Помыть на мойке
  • 3. При необходимости заменить радиатор

2. Течёт радиатор (пробит радиатор)

  • 1. Сварка
  • 2. Пайка
  • 3. Замена

3. Шланги радиатора закупорены или изношены

Заменить шланги

Если потёки охлаждающей жидкости вызваны лопнувшим шлангом, его можно на время залатать липкой лентой (изолента, скотч)

4. Повреждена крышказаливной горловины радиатора

5. Внутреннее засорение радиатора

Промыть с использованием спец. жидкости и воды

2. Термостат

1. Не работает клапан

2. Лопнул корпус

3. Водяной насос

1. Износ подшипника

Ремонт водяного насоса, как правило, к желаемому результату не приводит, поэтому рекомендуется заменять насос в сборе.

2. Износ прокладки

3. Ослаблено натяжение ремня привода водяного насоса

Отрегулировать натяжение ремня привода

4. Вентилятор

1. Поломка датчика включения вентилятора

2. Поломка лопастей вентилятора

3. Вывод из строя вентилятора

5. Расширительный бачок

1. Негерметичен расширительный бачок

2. Вздутие бачка с охлаждающей жидкостью

Замена крышки бачка или прокладки головки блока цилиндров

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама