THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Материалы кузова определяют общий вес, прочность, надежность и долговечность автомобиля. Производители ищут новые технологические решения, широко применяют сплавы алюминия, новые полимеры, композитные материалы. Однако наиболее широкое распространение получили изделия из листовой углеродистой стали.

Производство стального листа для автомобилестроения отлично проработано, позволяет получить материал с заданными свойствами, обладает минимальной себестоимостью. Автопроизводители совершенствуют конструкции и технологии (например, точечной или лазерной сваркой), обеспечивающие улучшение эксплуатационных качеств серийно выпускаемых моделей.

Защита кузова от коррозии.

Задача относится к группе важнейших. Для решения используются различные методы:

  • Изготовление из коррозионностойких материалов . Метод эффективный, но полимерные конструкции не обладают заданными механическими характеристиками, а сплавы алюминия и композиты существенно удорожают производство и готовый автомобиль.
  • Защита мастиками, окраска . Применяемые мастики и лакокрасочные покрытия не обеспечивают необходимого уровня защиты от воздействия влаги и агрессивной химии, например, дорожных реагентов. Не обладают они достаточной стойкостью к механическим воздействиям — подвержены истиранию, растрескиваются со временем, легко повреждаются при незначительных ударах. Места повреждений превращаются в очаги коррозии.
  • Нанесение защитных пленок (слоев различных материалов) . Метод не новый, однако остается наиболее перспективным с точки зрения стоимости и эффективности. Среди используемых технологий оптимальной считается покрытие цинком (цинкование, оцинкование, оцинковка).

Цинк как защита для стали.

Цинкование – наиболее широко распространенный метод защиты железных и стальных изделий от коррозии вызываемой воздействием естественных (влага, температура) и искусственных (агрессивные химические вещества) факторов. Практически, более 40% ежегодно добываемого в мире цинка используется именно для защитных покрытий.

Такое положение обусловлено высокой эффективностью нескольких механизмов защиты, характерных для оцинкованных стальных изделий:

  • Образование барьеров . Цинк быстро формирует пленки оксида или других соединений, химически пассивных к воздействиям различных веществ. В результате ограничивается доступ реагентов, провоцирующих коррозию к стальным изделиям, соединения Zn выполняют функции образующегося на месте герметика.
  • Электрохимическая зашита . Ввиду разности электрохимических потенциалов (-0.441В — Fe, -0.763В — Zn) последний, нанесенный на поверхности деталей из железа или стали, выполняет функции электрохимического протектора. Фактически, процессы коррозии протекают в защитном слое, не затрагивая основной материал. Защита распространяется даже на участки, не имеющие покрытия (в пределах радиуса действия протектора) – при частичном нарушении целостности цинкового слоя защитные свойства сохраняются.
  • Частичная регенерация . Разность потенциалов материалов также вызывает перенос частиц Zn на незащищенную поверхность основного материала, обеспечивая самовосстановление мелких дефектов или повреждений.

Проблемы технологических процессов цинкования:

  • Обеспечение необходимого уровня адгезии — сцепления слоя цинка с поверхностью материала.
  • Получение заданной толщины. При годовой скорости разрушения оцинковки от 0.85 (минимум) до 6 мкм, для 5-15 лет гарантии на кузов требуется толщина от 2-5 до 10-20 мкм.
  • Защита деталей сложной конфигурации.

Технологии, свойства покрытий, достоинства, недостатки.

На оцинкованные кузова автопроизводители дают солидную гарантию – от 5 до 30 лет. Характеристики защитного слоя во многом зависят именно от используемого способа нанесения.

В автомобилестроении применяется несколько технологий цинкования:

  • Горячее (термическое);
  • Гальваническое;
  • Холодное;
  • Цинкрометалл.

Термическое (горячее) цинкование.

Технология, использующая расплав цинка является старейшей, но обеспечивающей максимальную эффективность защиты. Ее предложил еще в 1742 г. Поль Жак Малуэн — французский ученый, известный работами в области физики и химии. В тексте доклада для Королевской академии Франции содержится описание метода нанесения слоя Zn на поверхность погружения изделий из стали в ванну с расплавом, подробно рассматриваются протекающие процессы.

Термическое цинкование – процесс покрытия металла (железа, чугуна, стали) слоем цинка при высокой температуре. Методика состоит в погружении конструкции в расплавленный металл, разогретый до 450-500 градусов. Для равномерного осаждения Zn на поверхность, быстрого заполнения полостей в конструкциях сложной формы, проникновения в места поверхностных дефектов (щели, поры, раковины) защищаемая конструкция движется в расплаве (или создается ток расплавленного металла относительно конструкции) с постоянной невысокой скоростью.

Одновременно протекает несколько процессов:

  • Разогревается поверхность стального изделия, за счет чего наблюдается интенсивная диффузия цинка в приповерхностные слои. Обеспечивается высокая степень адгезии покрытия, надежное сцепление с поверхностью.
  • Цинк внедряется в доменные структуры металла, образуя псевдосплав со сталью, обладающий высокой механической прочностью.
  • На поверхности чистый Zn вступает в реакцию с кислородом с образованием оксида. При высокой температуре интенсивно протекает реакция с содержащейся в атмосфере двуокисью углерода (углекислым газом). В результате поверхность покрывается пленкой карбоната цинка – твердого, химически инертного по отношению к большинству воздействий материала, реализующей барьерную защиту от коррозии.

Оцинковка термическим методом имеет существенные достоинства:

  • Простота технологий нанесения слоя заданной толщины (регулируется температурой расплава, временем нахождения конструкции в ванне, скоростью перемещения защищаемой детали в цинковой массе).
  • Однородность защитного покрытия, возможность использования для контроля толщины широко распространенных в металлургии методов (электромагнитными, магнитными и другими измерителями).
  • Особые свойства пленки, обеспечивающие улучшение механических характеристик изделия. Верхние мягкие слои гасят энергию воздействия, внутренний массив псевдосплава повышает механическую прочность. По свидетельствам представителей концернов – производителей автомобилей после обработки готового кузова в цинковом расплаве прирост прочности конструкции может достигать 50%.
  • Самоконтроль поверхности деталей. Действительно, если подготовка поверхности металла (обрабатываемого изделия) не проведена должным образом, осаждение Zn на участке не происходит, дефект обнаруживается визуально или инструментальными методами..
  • Качество обработки остается постоянным вне зависимости от характера поверхности – на открытых участках, в скрытых полостях, даже при наличии невидимых дефектов структуры. На наиболее проблемных местах – углах и кромках, за счет специфики процесса толщина защитного слоя увеличивается (в отличие от других методов).
  • В зависимости от состава стали (содержания легирующих компонентов и примесей, в том числе неметаллов – фосфора, серы и пр.) возможно изменение внешнего вида (благодаря образованию различных соединений), толщины оцинковки. Протекторные способности остаются неизменными.

Следует отметить и экономические преимущества технологии – минимальную длительность обработки, простоту автоматизации процесса, позволяющую добиться высокой производительности, низкую себестоимость, возможность работы с конструкциями любых размеров и форм. При этом готовые изделия не требуют дополнительной подготовки перед покраской, а адгезионная способность обеспечивает качество нанесения ЛКП.

Дополнительные преимущество — простота регенерации цинковой защиты. Способность к самовосстановлению позволяет не использовать дополнительных мер для ремонта мелких дефектов. Крупные, легко устраняются местной обработкой цинкосодержащими грунтами, красками, ремонтными смесями (входящий в состав Zn участвует в химических процессах восстановления).

Важен и такой факт — нанесение покрытия не ухудшает свойств основного материала, например, теплопроводности и электропроводности.

Недостатки горячего цинкования.

Несмотря на множество важных преимуществ, применение термической технологиии оцинковки кузовов автомобилей не стало повсеместным. Причиной тому – недостатки метода:

  • Обеспечение требуемой для автомобильного конвейера производительности требует от компаний значительных капитальных вложений для оборудования линий цинкования с ваннами больших объемов.
  • Поддержание на заданном уровне температуры значительных объемов расплава – задача требующая серьезных энергозатрат. Это влияет на себестоимость производства, ухудшает экологическую составляющую. Солидные штрафы в свете действующего законодательства об охране окружающей среды (например, в Японии и Европе) также дают серьезный отрицательный экономический эффект.
  • После завершения процесса сварочные работы, сверловка отверстий и пр. нарушает целостность защитного покрытия. Соответственно, усложняется конструкция и процесс изготовления (требуется предусмотреть максимальное количество операций на этапах до оцинковки).
  • Некоторые виды работ, например, сварочные, требуют специальных технологий и оборудования.
  • Конструктивный расчёт деталей необходимо вести с учетом обработки. В противном случае дополнительные поверхностные нагрузки могут привести к механическому разрушению.

В результате, несмотря на признание надежности, качества, экономической целесообразности горячего цинкования, используют его для зашиты кузовов авто только некоторые производители.

Авто с оцинкованным горячим методом кузовом.

Термическая технология применяется автопроизводитлями для получения на деталях кузова (отдельных или всей конструкции) защитного цинкового слоя толщиной 2-100 мкм. Это позволяет:

  • Обеспечить коррозионную стойкость кузовных конструкций в течение 15 лет и более (владелец получает соответствующие гарантии);
  • Получить покрытия, превосходящие другие в 3-4 раза;
  • Увеличить устойчивость изделий к механическим повреждениям (при незначительных воздействиях).

Сложности производства ограничили число производителей, использующих данную защитную технологию в полном объеме.

Лидером является VW Group, широко применяющий горячую оцинковку для автомобилей выпускаемых марок. Особенно велики достижения в области протекторных методов компании Audi.

Именно всемирно известная Audi 80 стала первой серийной моделью авто, получившей полностью оцинкованный кузов. На дорогах и сегодня нередко встречаются эти машины (или не менее качественные Audi 100) кузова которых до сих пор остаются в идеальном состоянии. Уже в 1986 г. практически технологии использовались для всех авто марки.

Компания постоянно совершенствует технологические процессы получения защитных покрытий. К последним разработкам относится способ двухсторонней оцинковки не только металлических деталей, но и структур сварных швов.

Термическую оцинковку для кузовных элементов использует и компания Volvo. Комплекс алюминиевых деталей и оцинкованных стальных изделий позволяет машинам марки в течение длительного времени находиться в топе рейтингов надежности.

Гальваническое цинкование.

Оцинковка гальваническим методом представляет нанесение тонкого цинкового слоя на поверхность изделия за счет протекающего через электролиты специального состава электрического тока. Технологию используют для получения слоев толщиной 2–40 мкм.

Технологически процесс выглядит следующим образом:

  • В электролизные ванны помещается раствор электролитов — кислых, содержащих Zn в виде гидратирующих ионов (сульфаты, хлориды, фторбораты), комплексных, в которых Zn входит в состав анионов (цианиды, цинкаты, пирофосфаты) или катионов (аммиакаты, этиленндиаминаты).
  • Катодом установки является защищаемая металлическая конструкция.
  • Анод – цинковый электрод (или выполненный из специальных цинксодержащих соединений).

Через раствор пропускается постоянный ток плотностью 1-5А/кв.дм. Положительно заряженные ионы цинка притягиваются к катоду, восстанавливают заряд до нейтрального, образуя на поверхности слой металла. Анод обеспечивает поставку в раствор ионов Zn, восполняя потери.

Преимущества и недостатки метода.

Электролитическая (гальваническая) технология распространена наиболее широко, благодаря явным преимуществам:

  • высокой производительности;
  • возможности обработки деталей и конструкций сложных конфигураций;
  • плотности и равномерности слоя, заполнению невидимых мелких дефектов.

Полученным гальванически покрытиям свойственны все присущие оцинковке защитные свойства. При этом оборудование для выполнения операций и материалы позволяют несколько сократить себестоимость производства, по сравнению с традиционным термическим методом.

Среди недостатков технологии отмечают:

  • Необходимость тщательной подготовки (специальной обработки) защищаемой поверхности.
  • Меньшие по сравнению с горячим цинкованием адгезию и глубину диффузии цинка в материал.
  • Возможность (при неточном соблюдении технологий и параметров процессов) значительного изменения электрохимических свойств стали, результатом чего может стать повышение склонности к развитию коррозионных процессов.
  • Проявление побочных эффектов, таких как наводораживание, вызывающее повышение хрупкости конструкций и изменение электрохимических свойств материала.

По капитальным затратам и энергопотерям гальванотехнология сравнима с термической (требуются объемные ванны, мощные источники тока, дополнительные энергозатраты на устранение побочных эффектов). Проблемным является метод и с точки зрения экологии – большинство использующихся растворов – ядовиты, требуют специальных мер для переработки.

Тем не менее, простота реализации, управления процессом, получения точно рассчитанных результатов привели к более широкому распространению в автомобильной промышленности.

Авто, защищенные электролитическим цинкованием.

Добиться высокого уровня защиты от осаждаемых гальванически цинковых покрытий возможно только при применении комплекса протекторных мер. Этот путь избрали лидеры европейского автомобилестроения – BMW и Mercedes-Benz. Используемые технологии включают:

  • Изготовление кузовных деталей из высококачественной легированной стали с точной дозировкой примесей;
  • Оцинкование гальваническим методом (толщина слоя 9-15 мкм) с точным соблюдением параметров технологического процесса;
  • Использование качественных лако-красочных материалов с особыми свойствами (адгезией, стойкостью к повреждениям, воздействию ультрафиолета и т.д.).

Итогом стала не менее впечатляющая, чем у Audi, протекторная эффективность при снижении себестоимости производства.

Холодное цинкование.

Суть технологии заключается в нанесении на поверхность защищаемых деталей цинксодержащих составов с заранее подобранными характеристиками. Результатом применения композиций становится формирование защитного покрытия с антикоррозионными свойствами, приближающимся к полученным другими методами.

К плюсам холодной технологии относятся:

  • Простота выполнения операций, низкая себестоимость – составы наносятся как ЛКП, не требуют специального оборудования, дополнительных химикатов, энергозатрат.
  • Минимум ограничений на использование – допускается работа в широком диапазоне температур (-20..+40 градусов), в помещениях и на открытых площадках, в промышленных или бытовых условиях.
  • Высокий уровень сцепления с металлами и ЛКП.
  • Возможность работы с конструкциями любых геометрических форм;
  • Простота восстановления поврежденных защитных слоев.
  • Минимальное влияние на экологию.

Такой набор способствует распространению метода холодной оцинковки в автомобилестроении, позволяя использовать его даже при производстве бюджетных авто.

Однако, по качеству полученный продукт может существенно уступать результатам применения термической или гальванической технологий.

  • Приемлемая степень защиты достигается только при использовании высококачественных составов и тщательной подготовке деталей;
  • Устойчивость слоя к механическим воздействиям значительно ниже;
  • Обработка скрытых полстей и участков с ограниченным доступом затруднена.

Цинкрометалл.

Технология отличается от описанных коренным образом – покрывается не готовое изделие, а металл (сталь) на стадии изготовления (проката). Для этого используются неорганические составы и органические полимеры, с повышенным содержанием цинка и его оксидов (грунты).

Для материала, как и для большинства листовых сталей, характерны отличные конструкционные свойства. Он легко подается формовке, штамповке, не ставит дополнительных условий при проведении сварочных работ, совместим с традиционными грунтами, клеями, лаками и красками. Защитные свойства при перечисленных операциях не нарушаются.

В главном – по степени защиты от коррозии материал существенно уступает горячей и гальванической оцинковке. Поэтому, как правило, находит применение только в недорогих марках автомобилей, производители которых, пытаясь оставаться в тренде, заявляют об «оцинкованном кузове».

Видео о видах цинкования, просто и понятно.

Еще о видах оцинковки.

Кроме различных технологий цинкования, оцинкованные кузова автомобилей различаются по степени обработки:

  • Полная – защитное покрытие наносится на все детали, покрываются скрытые и труднодоступные участки, полости и пр. Используется одно- и двусторонняя.
  • Частичная – обрабатываются находящиеся в наиболее неблагоприятных условиях участки, обязательно – узловые места соединений.
  • Узловых соединений – защищаются только ответственные участки – сварные швы, места установки деталей крепления и аналогичные.

Как частичная, антикоррозионная защита днища цинкованием получила достаточно широкое распространение. С точки зрения эксплуатации и стоимости такой метод полностью оправдан. Другое дело — полная оцинковка кузова. Прежде всего, следует рассматривать себестоимость и цену авто. Кроме того, возникают проблемы охраны окружающей среды — при обработке широко используются экологически небезопасные химикаты, выброс которых в атмосферу, воду предотвратить практически невозможно. Ужесточение экологического законодательства становится причиной отказа европейских, американских, японских автопроизводителей от полного оцинкования.

Эффективна ли оцинковка?

Вопросом этим задаются множество владельцев автомобилей. Конечно, аргумент «за» — гарантия от сквозной коррозии кузова на 7-15 (нередко и более) лет.

Однако, сообщения на форумах от автовладельцев, мнения специалистов сервисных центров дают почву для сомнений. Нередко встречаются истории, показывающие, что любой вид оцинковки при определенных условиях перестает защищать детали конструкции. Более того, нередко наблюдается ускорение коррозионного процесса.

В качестве примеров приводят Audi 80 и 100, Volkswagen. Passat B3 и B5. Эти модели родом из 80-х, 90-х, 2000-х годов соответственно служат примером качественной обработки, надежной защиты. Именно поэтому их владельцы и сегодня не могут высказать претензий – в большинстве случаев, несмотря на преклонный возраст и, нередко, тяжелые условия эксплуатации кузова авто остаются в идеальном состоянии.

Есть и свои «анитигерои» процесса. К таким относится, например, Peugeot 307 (2004-2006). Оцинкованный кузов этих авто ржавеет быстрее, чем необработанный металл других автопроизводителей. Некачественный состав нарушение технологий, другие причины – разбираться экспертам. Вывод для обычного автомобилиста прост – нередко слово «оцинкованный» являются удачным маркетинговым ходом. Чтобы избежать подвоха СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ :

  • Реально защищенными можно считать только автомобили с полной оцинковкой кузова.
  • Кроме заявлений производителя судить о степени надежности покрытия можно по сроку гарантии – не менее 5-7, в идеале — 15 и более лет.
  • Даже при полной оцинковке нарушение технологий может послужить источником проблем, привести к ускоренному развитию коррозии.
  • Процессы под защитным слоем могут развиваться скрытно.

Словом, при покупке авто не лишними будут сведения о типе и технологии цинкового покрытия. Некоторые данные приведены в списках ниже.

Оцинкованные кузова автомобилей (списки).

Наиболее популярные на российском рынке марки и модели авто включены в списки по технологиям оцинкования. Кроме того, указываются годы выпуска авто, степень обработки.

Горячая оцинковка.

  • Audi все модели, выпускающиеся с 2001 г.;
  • Cadillac ATS (c 2012), BTS (с 2006), Catera, DeVille, Escalade, Seville (все — c 2001), CTS, DTS, SRX, STS, XLR;
  • Ford Escape, Expedition, Explorer, Fiesta, Focus, Galaxy, Maverick, Mustang, Mondeo, Taurus (все — с 2001), C-Max, Fusion, Kuga, Ranger, S-Max, Tourneo Connect:
  • Jaguar F-Type;
  • Peugeot 307 – односторонняя;
  • Porsche – весь модельный ряд;
  • Volvo – для всех моделей используется термическая технология.

Частичная, односторонняя (если не указано иное):

  • Audi A1, A2, A4 Allroad, TT (до 2001);
  • Cadillac Catera, DeVille, Escalade, Seville (все — до 2001);
  • Ford Escape, Expedition, Explorer, Fiesta, Focus, Galaxy, Maverick, Mustang, Mondeo, Taurus (все — до 2001).

Гальваническая оцинковка.

Полная, двухсторонняя (если не указано иное):

  • BMW – c 1998 г. кузова всех моделей;
  • Chevrolet Astro, Blazer, Cruze, Express, Impala, Malibu, Nivam Suburban, Tracker (все — c 2003), Camaro последнего поколения (с 2013), Corvette (c 2000), Tahoe (c 2006), Aveo, Captiva, Cobalt, Epica, Evanda, Lacetti, Lanos, Orlando, Rezzo, Sparkm TrailBlazer;
  • Chrysler 300m, Concorde Grand Voyager, Neon, Sebring (все -c 2000), Aspen, Crossfire, Pacifica, PT Cruiser;
  • Citroen Berlingo, C1, C2, C3, C4, C5, C6, C8, Jumper, Xantia, Xsara Picasso (все — c 2007), C3 Picasso, C4 Aircross и Picasso, C-Crosse, C-Elysee, DS3, DS4, DS5, Jumpy;
  • Daewoo Evanda, Gentra, Lacetti, Matiz, Nexia, Rezzo, Sens, Winstorm (все — c 2007);
  • Dodge Avenger, Caliber, Caravan, Challenger, Charger, Dakota, Durango, Magnum, Neon, Ram (все- с 2007), Viper (с 2000), Journey, Nitro;
  • Honda Accord, Civic, CR-V, Element, Elysion, Fit, FR-V,HR-V, Insight, Inspire, Jazz, Legend, Mobilio, Odyssey, Partner, Stepwgn, Stream (все – с 2005), Airwave, Crosstour, Pilot, Ridgeline;
  • Infiniti EX Series, G Series, M Series (все – с 2007), FX Series, JX Series, Q50, Q60, Q70, QX50, QC60,QX70, QX80;
  • Jaguar S-Type, X-Type, XJ, XK (все — c 2007), XE, XF ;
  • Jeep Cherokee, Grand Cherokee, Commander, Liberty, Wrangler (все — с 2007), Compass, Patriot, Renegade;
  • Land Rover Discovery, Freelander, Range Rover (все — с 2007), Defender, Discovery Sport, Range Rover Evoque и Sport;
  • Lexus — все модели, выпуска с 2007 г.:
  • Mazda – авто производства с 2007 г.;
  • Mitsubishi — с 2001 г. все автомобили;
  • Nissan – начиная с 2007 г. все выпускающиеся автомобили.
  • Mercedes-Benz – кузова всех моделей с 1999 г.
  • Mini – все:
  • Opel — в 2008 г. частичная уступила место полной.
  • Saab 9-2x, 9-3, 9-5, 9-7x (все — с 2007);
  • Seat с 1999 г. производит авто только с полной гальванической оцинковкой;
  • Skoda – с 1999 г. до текущего момента серийные авто получают полную двухстороннюю защиту, нанесенную гальваническим способом;
  • Subaru Forester, Impreza. Justy, Traviq (все –с 2002 г), Baja, Brz, Legacy, R1, R2, Tribeca, WRX, XV;
  • Suzuki – в 2007 г. производитель отказался на всех выпускаемых моделях от холодной оцинковки в пользу полной гальванической.
  • Toyota – с 2000 г. машины выпускаются только в оцинкованных гальванически кузовах. Компания использует только полное двухстороннее гальваническое цинкование для всех серийных моделей.

Частичная:

  • Chevrolet Astro, Blazer, Cruze, Express, Impala, Malibu, Niva, Suburban, Tracker (все — до 2003), Camaro (до 4 поколения включительно), Corvette (до 2000);
  • Fiat 500, 500L, Albea, Barchetta, Bravo, Doblo, Ducato, Freemont, Linea, Palio, Panda, Punto, Scudo, Siena, Stilo, Ulysse;
  • Honda Accord, Civic, CR-V, Element, Elysion, Fit, FR-V,HR-V, Insight, Inspire, Jazz, Legend, Mobilio, Odyssey, Partner, Stepwgn, Stream (все – до 2005);
  • Opel до 2008 г. – все модели;
  • Peugeot 107, 2008, 206, 207, 208, 3008, 308 , 4007, 4008, 406, 407, 408, 508, 607, 807, Boxer, Expert, Partner – двусторонняя;
  • Subaru Forester, Impreza. Justy, Traviq (все –до 2002 г.) – двусторонняя;

Холодная оцинковка.

Частичная:

  • Chery Amulet, Arrizo7, Bonus, Cross Eastar, Eastar, For a, Indis, Karry, Kimo, M11, QQ, QQ6, Tiggo,Very – односторонняя;
  • Citroen Berlingo, C1, C2, C3, C4, C5, C6, C8, Jumper, Xantia, Xsara Picasso (все — до 2007), Xsara;
  • Daewoo Evanda, Gentra, Lacetti, Matiz, Nexia, Rezzo, Sens, Winstorm (все — до 2007), Kalo, Lanos, Leganza, Magnus, Nubira;
  • Dodge Avenger, Caliber, Caravan, Challenger, Charger, Dakota, Durango, Magnum, Neon, Ram (все- до 2007), Viper (до 2000);
  • GreatWall, Haval – все модели:
  • Hyundai Accent (c 2001), Avante, Elantra, Getz, Grandeur, Matrix, Santa Fe, Sonata, Terracan, Tiburon, Tucson (все – с 2005), Genesis, i20, i30, i40, ix35, ix55, Solaris;
  • Infiniti EX Series, G Series, M Series (все – до 2007), I Series, Q45;
  • Jaguar S Type. X Type, XJ, XK (все — до 2007);
  • Jeep Cherokee, Grand Cherokee, Commander, Liberty, Wrangler (все — до 2007);
  • Land Rover Discovery, Freelander, Range Rover (все — до 2007);
  • Lexus — все модели, до 2007 г.в.;.
  • Lifan (все авто);
  • Mazda – до 2007 г.в.;
  • Nissan – все, с 2000 по 2007 г.в.
  • Saab 9-2x, 9-3, 9-5, 9-7x (все — до 2007);
  • Ssang Yong – производитель наносит цинкосодержащие составы на части кузовных конструкций всех авто модельного ряда;
  • Suzuki — авто, выпуска до 2007 г.;
  • ВАЗ, ГАЗ – в 2009 г. перешли к частичной холодной оцинковке всех кузовных конструкций;
  • УАЗ наносит защитные цинкосодержащие составы с 1998 г.

Узловых соединений:

  • Fiat – практически все модели выпускавшиеся в конце XX века (до 2000 г.);
  • Hyundai – до 2005 г.в.;
  • ВАЗ, ГАЗ – начали использовать защиту ответственных мест соединений с 1999 г.
  • ТагАЗ – все выпускаемые в настоящий момент модели.

Кузов из цинкрометалла.

  • Kia Bongo, Carens, Carnival, Ceed, Cerato, Forte, Magentis, Mohave, Opirus, Optima. Picanto, Pride, Quoris, Rio, Shuma, Sorento, Soul, Spectra, Sportage, Venga;
  • Renault выпускает кузова для из цинкрометалла для серийных авто начиная с 2000 г. по настоящее время.

Менять автомобили раз в несколько лет может позволить себе не каждый, а как купить машину, которая стоя на улице не поржавеет, знает еще меньшее количество людей. Поэтому, если решили уже копить деньги на покупку машины, то стоит заранее узнать о том, какие встречаются автомобили с оцинкованным кузовом. Заранее купив такую машину, вы обезопасите себя от разрушения кузова авто. Даже через 5-10 лет с этим проблемы будут минимальными.

Теперь рассмотрим, какие есть способы заводского оцинкования кузова:

  • Горячий. Считается лучшим типом оцинкования. Обеспечивается наилучшая коррозионная стойкость любой модели автомобиля.
  • Гальванический. Относиться к хорошим типам оцинковки. На кузов хорошо ложиться грунт и краска после такой обработки.
  • Цинкрометалл. Этим способом обеспечиваются посредственные антикоррозионные свойства.
  • Холодное оцинкование. Некоторые модели машин покрываются и таким способом. Он дешев, слабо противостоит коррозии.

Когда на кузове появляются глубокие царапины, то в первую очередь страдает цинк, металл же не ржавеет. В этом основное преимущество рассматриваемых авто.

Выбор машины в автосалоне

Когда вы смотрите разные марки машин, блуждая по автосалонам, то узнать, оцинкован кузов или нгет, можно прямо на месте. Загляните в техническую документацию конкретной модели, если там указан термин «полная оцинковка», то только в этом случае весь кузов покрыт цинком и защищен от воздействия коррозии. Рассмотрим, какие еще существуют способы обработок:

  • Частичная. Обработка сварных швов и уязвимых мест кузова (днище, пороги, двери).
  • Обработка узловых соединений. Цинком покрываются только места штамповок, крепежей, сварных швов между участками кузова.

Также учитывайте, что независимо от выбранной вами модели автомобиля, при покупке на оцинкованный кузов обязательно должен быть гарантийный талон. Почти все производители, даже китайские, дают гарантию на оцинкованный кузов машины, причем достаточно большую. Этот документ дает право на предъявление претензий к дилеру, в случае, если машина начнет ржаветь в период гарантийного срока.

Модели автомобилей с оцинкованным кузовом

Теперь рассмотри конкретные марки и модели автомобилей с оцинкованными кузовами. Список получится достаточно обширным, поэтому мы классифицируем машины так же и по способу нанесения антикоррозионного материала.

Горячий метод оцинковки

Впервые этот метод был использован в далеком прошлом компанией Volkswagen, они же используют его и по сей день. Помимо VW так обрабатывают кузова еще Audi, Porsche, Volvo, а также масса других автопроизводителей. Учитывая стоимость обработки машины таким методом, нужно напомнить, что ей подвергается достаточно дорогие модели премиум и бизнес класса. Список марок автомобилей, в модельном ряду которых есть модели с полностью оцинкованным кузовом по горячему методу:

  • Порше (первая из моделей с таким кузовом – знаменитая Porsche 911).
  • Ауди.
  • Вольво.
  • Форд.
  • Шевроле (Lacetti).
  • Опель (Astra и Vectra).

Первым серийным авто с полностью оцинкованным кузовом стала знаменитая Audi 80. После нее большинство машин этой компании шли с обязательным антикоррозионным покрытием. В зависимости от марки покрытие могло обладать толщиной от 2 до 10 мкм.

Гальванический метод обработки

Гальваническая обработка кузова цинком отличается от предыдущего способа меньшей себестоимостью. Чаще такой метод встречается в Американских и Японских машинах, немного реже в Европейских. За счет снижения стоимости обработки значительно снизилась и надежность такой обработки. Покрытие не давал 100% гарантии защиты. Европейские производители и вовсе решили пойти своим путем, используя выработанную новую технологию. Список технологических операций, которые проводят концерны BMW и Mercedes:


Список автомобилей

Теперь рассмотрим, какие машины покрываются классическим гальваническим методом:

  • Alfa Romeo.
  • Mitsubishi
  • Skoda (Octavia, Fabia).
  • Toyota.
  • Honda (Legend).
  • Lexus
  • Renault (Logan).
  • Peugeot.
  • Chrysler (модель 300).
  • Cadillac.

Особого внимания заслуживают модели машин от Toyota. Так как ранее компания уделяла мало внимание антикоррозионной обработке, то теперь слой цинка в узловых соединениях, порогах и дверях присутствует в большинстве машин.

Автомобили отечественного производства

В плане отечественного автомобилестроения все несколько проще. Если оцинкованные автомобили и производились, то делали их из листовой заграничной стали. В нынешнее время на заводах АвтоВАЗ кузова делаются из стали местного производства. Кузовные элементы подвергаются холодному оцинкованию и потом уже используются в сборке машины.

Также применяется метод катафорезной обработки

К примеру, углубившись в техническую документацию, можно обнаружить, что у автомобиля ВАЗ 2110 имеется 47 оцинкованных деталей, которые составляют 50% веса машины. Учитывая это, можно сказать, что здесь обработаны наиболее уязвимые детали. Сюда входят пороги, пол внутри и днище снаружи, передняя панель, крылья и низ дверей. Такая обработка позволяет несколько продлить срок службы автомобилей.

Автомобили, выпускаемые на заводе ИЖ, и продукция Ульяновского автомобильного завода так же могут похвастаться холодным оцинкованием кузовных элементов. Автомобили повышенной проходимости УАЗ после такой обработки служат дольше. Аналогичные варианты автомобилей, производимые ранее, не могут похвастаться долговечностью, которой обладают современные варианты машин с оцинкованным кузовом.

Защитой кузова машины от коррозии интересуются не только пользователи, но и многие производители. Некоторые из них таким способом пытаются увеличить стоимость, а другие действительно заботятся о долговечности кузова и изготавливают самые стойкие к коррозии автомобили. И те, и другие употребляют в описании модели одно и то же словосочетание «автомобиль с оцинкованным кузовом».

Однако не всегда стоит полагать, что такая характеристика действительно гарантирует полную защищенность машин от гниения. Кое-какие европейские производители на самом деле выпускают свои машины в полностью оцинкованном кузове. Остальные же если и применяют оцинковку, то в несколько другом исполнении – в основном это частичная обработка некоторых деталей кузова машин цинкосодержащими составами и чаще только с одной стороны.

Способы оцинковки кузова

Чтобы разобраться в том, как же обстоят дела на самом деле, нужно сначала ознакомиться с тремя известными способами цинкования металлических элементов кузова машин.

Европейские производители, которые принадлежат величайшему концерну VW Group, используют самую надежную обработку кузова – термическую оцинковку. Такой тип антикоррозийной обработки очень трудоемкий и дорогостоящий, поэтому и автомобили имеют несколько большую стоимость по сравнению с другими моделями. Более подробнее об этом методе и о моделях авто с полностью оцинкованными кузовами пойдет речь ниже.

Более простая обработка кузова машин – гальваническая оцинковка, которая применяется как для полной обработки, так и для защиты лишь самых уязвимых деталей. К таким элементам можно отнести днище, арки, пороги. Частичная обработка применяется на бюджетных вариантах авто, которые предназначены для массовых продаж. Очень редко, но все же используется для защиты металла от коррозии в домашних условиях, но самостоятельная обработка таким методом реальна только для мелких элементов кузова автомобиля.

Последний способ защиты металла – холодное цинкование. Этот метод очень похож на предыдущий, однако более простой и дешевый. Используется в основном для локальной обработки некоторых элементов кузова машин в домашних условиях. Выполняется такая оцинковка без погружения в емкость – цинкосодержащий раствор наносится на поверхность металла с помощью электрода, подключенного к положительной клемме источника питания. Сам металл подсоединяется к отрицательной клемме. Поскольку этот метод не применяется производителями автомобилей, то более детально его описывать не стоит.


Термическая оцинковка

Этот метод, как уже было указано выше, применяется только крупными производителями европейских иномарок. Термическая оцинковка заключается в полном погружении всего кузова перед сборкой машин в специальный раствор. Для этого используются большие технические емкости, которые наполнены цинкосодержащим составом. После погружения кузова состав прогревается до необходимой температуры, что способствует надежному закреплению частичек цинка на поверхности металла.

В результате процедуры на поверхности металла создается тончайшая пленка, которая препятствует проникновению влаги и губительному процессу окисления. Обработанные таким методом самые стойкие к коррозии автомобили показывают наилучшие результаты в соляных камерах.

Сам же производитель нередко дает поистине длительную гарантию на кузов. Иногда показатели достигают срока до 30 лет. Минимальный срок службы таких автомобилей составляет порядка 15 лет.

Какие же машины подвергаются полной термической обработке на этапе сборки? К сожалению, их не так уж много. Не каждый производитель может позволить себе такой метод цинкования, сохранив при этом свою позицию на рынке. Поэтому список содержит следующие марки авто от европейских гигантов промышленности:

  • Audi. Этот производитель считается пионером в области полной оцинковки кузова. Первый их автомобиль с оцинкованным кузовом был выпущен еще вначале 80-х годов. С тех пор Ауди является мировым лидером в этой области, поэтому их авто с полностью оцинкованными кузовами считаются самыми долговечными. Они редко требуют серьезного кузовного ремонта. В основном таковой требуется лишь после серьезных ДТП;
  • Porsсhe. Для этого бренда качество всегда было на первом месте. И одним из основных способов подтвердить это качество, компания считает полноценную обработку кузовов некоторых своих моделей термической оцинковкой. Первой машиной этой компании с полностью покрытым цинковым составом кузовом была Порше 911;
  • Volkswagen. Также уже много лет практикует термическую оцинковку всего кузова. По праву считается одной из самых долговечных марок среди машин среднего класса;
  • Seat. Еще один из вариантов машин среднего класса, которые подвергаются полноценной оцинковке. При этом цена на их продукцию остается на вполне сносном уровне, что в совокупности выгодно выделяет ее среди конкурентов.

Помимо этого можно отметить еще кое-какие модели европейской автомобильной промышленности, которые обрабатываются термической оцинковкой:

Безусловно, все эти автомобили имеют немного большую стоимость по сравнению с аналогами от конкурентов. Однако если учитывать затраты на последующий кузовной ремонт, то их цена сполна окупается. Помимо затрат денежных средств, следует учитывать потери времени, которое понадобится для периодического латания металла и постоянного подкрашивания следов коррозии. Если обработанный автомобиль без проблем будет служить более пятнадцати лет, то обычный кузов уже несколько раз придется очищать от следов коррозии и подкрашивать.

Гальваническая оцинковка

Более простая в техническом плане обработка – оцинковка кузова машин гальваническим методом. Какие же показатели у этого метода? Автомобили, обработанные таким методом, также имеют довольно длительную гарантию от производителя на предмет возникновения сквозной коррозии.

Оцинкованные гальваническим методом кузова имеют немного меньшую себестоимость, чем те, которые подвергались термической обработке. То же самое можно сказать и о долговечности защитного слоя – он живет намного меньше.

Процедура гальванического цинкования заключается в следующем:

  • деталь или полностью весь кузов машины погружается в емкость с кислотным раствором цинка;
  • к нему подсоединяется отрицательная клемма от источника постоянного тока;
  • сама емкость подключается к положительной клемме.

Какие результаты это дает? Происходящий в емкости процесс под названием электролиз способствует надежному закреплению растворенных частичек цинка на поверхности металла. В итоге получается образование надежного защитного слоя, который отталкивает влагу и предотвращает окисление металла. Этот метод немного дешевле предыдущего, поэтому и автомобили с такой обработкой несколько ниже в цене.

Какие марки машин выпускаются на рынок с такой обработкой? Их также немного – среди лидеров можно отметить гигантов автопромышленности Mercedes и BMW. Эти производители используют комбинированную защиту, которая включает в себя не только гальваническую оцинковку, но и подбор специальной стали. Помимо этого немецкие лидеры в этой области используют в качестве дополнительной защиты довольно внушительной толщины слой лакокрасочного покрытия. Такое решение позволяет им сделать себестоимость кузова на приемлемом уровне для получения прибыли. И в тоже время такая защита является не менее эффективной, чем выработанные годами методы Audi.

Частичная оцинковка машин или попросту рекламный ход

В завершение следует рассмотреть те бренды, которые используют лишь частичную обработку кузова своих машин, выдавая ее за полноценную оцинковку. Какие же марки используют такой рекламный ход? Здесь можно встретить бренды корейского, китайского и даже отечественного производства.

Например, что касается отечественной автомобильной промышленности, то тут частичной обработке подвергаются последние модели Lada. К ним относятся Калина и Гранта, которые в последнее время по утверждениям производителя покрыты защитным слоем цинка почти на 40%. В этих машинах полностью подвергаются оцинковке только днище, пороги и арки.

При этом применяется только односторонняя оцинковка некоторых деталей кузова. Вторая сторона просто грунтуется и окрашивается традиционным способом. Такая защита рассчитана на то, что скрытая от глаз часть кузова будет надежно защищена от незаметного гниения.

Такой подход позволяет значительно сэкономить средства на производственных линиях и сделать хорошую рекламу своей продукции. И хотя защита от коррозии на таких автомобилях все же присутствует, ее возможности нередко преувеличиваются в рекламных целях, выдавая ее с помощью грамотного текста за полноценную оцинковку. К таким производителям можно также отнести Hyundai, Chery, Geely и Kia. При этом последний бренд нередко применяет обычное с добавлением частичек цинка. Такая защита тоже является весьма эффективной, однако она никак не может сравниться с той обработкой, которой подвергаются автомобили европейских брендов.

Неплохие показатели в последнее время дают японская автомобильная продукция. Тут лидером считается бренд Honda. Также стоит отметить некоторые успехи в этой области у новых машин марки Toyota. Их технологии, конечно же, намного уступают европейским гигантам автомобильной промышленности. Однако автомобили этих марок также имеют длительную гарантию на кузов и показывают неплохие защитные свойства при испытаниях в солевом тоннеле.

Единственный недостаток таких производителей – они чрезмерно громко заявляют о защитных свойствах своей продукции. Чтобы не попадаться на удочку рекламодателей, необходимо в первую очередь обращать внимание не на слова с оцинковкой, а именно на длительность срока гарантии на кузов. Этот показатель является более надежным и правдивым, нежели какие-то общие заявления о высокотехнологичной оцинковке металла.

Заключение

Как стало понятно из вышеописанной ситуации в мире автомобильной промышленности, какие-то из производителей действительно могут по праву заявлять об оцинковке своих машин. Их высокая стоимость вполне окупается со временем, когда частично обработанные цинкосодержащими веществами автомобили непременно вскоре потребуют косметического или серьезного кузовного ремонта.

И если не принимать за основной показатель рекламные заявления об оцинковке, а обращать внимание на гарантию бюджетных автомобилей, то вполне возможно обзавестись техникой, которая будет служить намного дольше обычного. При этом следует отметить, что гальваническая оцинковка, в отличие от термической, легко повреждается после небольшого ДТП. Поэтому после аварий какие-либо защитные свойства сразу практически пропадают. А вот термическая оцинковка частично может восстанавливаться на локальном уровне даже после аварий средней тяжести.

Кузов автомобиля относится к самым его дорогим из всех его составляющих и потому его сохранности уделяется самое пристальное внимание. Самым страшным врагом кузова является коррозия, появление которой ведет к постепенному разрушению. Сегодня многие производители автомобилей упоминают в своих рекламных проспектах о том, что их кузов оцинкован и это якобы служит надежной его защитой от коррозии. Однако на деле все не так просто и само понятие «оцинкован» не всегда связано с обработкой самого железа кузова.

В большинстве случаев цинк или же его компоненты добавляются в краску, что в какой- то мере служит дополнительной защитой кузова, но не может заменить цинкование металла.

Любой же металл необходимо защитить от ржавчины, коррозии и других внешних воздействий каким либо защитным покрытием. На сегодняшний день оцинковка кузова считается одной из самых надежных защитных покрытий. Существует несколько способов цинкования металла:

  • Горячее
  • Холодное
  • Гальваническое
  • Термодиффузионно е
  • Газо – термическое

Слой нанесенного цинка любым из указанных способов достаточно прочен, но не способен «сопротивляться» механическому воздействию, поэтому при аварийных ситуациях слой цинка нарушается.

Горячее цинкование

Этот вид цинкования считается одним из самых прочных. Поверхность металла перед цинкованием обезжиривается, протравливается, промывается, наносится флюс и металл просушивают. Затем подготовленный таким образом кузов опускают в ванну с горячим цинком, благодаря чему на металле образуется сплав Fe -Zn противодействующ ий коррозии.

Холодное цинкование

Выполняется путем окраски элементов кузова грунтом с большим содержанием цинкового порошка, что в готовом покрытии будет составлять порядка 89-93% цинка. Холодное цинкование выполняется как обычная покраска, что гораздо дешевле, чем при применении горячего цинкования. Данный метод наиболее часто используют автопроизводител и.

Отдельно стоит упомянуть автомобили марки Kia , где при изготовлении кузова применяется цинкрометалл.

Остальные методы практически не используются в автомобильной промышленности и указаны для общего ознакомления с методами цинкования металла.

При этом стоит учитывать такой факт, как общая площадь цинкования при холодном способе нанесения цинка, так как многие производители в целях экономии выполняют данную процедуру лишь для днища и порогов. Поэтому в прайс-листах или технических характеристиках не всегда добавляется слово «полная» оцинковка кузова, на что всегда стоит обращать внимание и уточнять детали у менеджеров дилерского центра.

Визуально невозможно определить оцинкован ли кузов на самом деле и если да, то какова площадь покрытия цинком. Для определения нужно выполнить сложные дорогие процедуры на испытание металла, с использованием специального оборудования.

Как вариант можно «пробить» свой автомобиль по , где производитель должен закладывать код оцинковки. А наиболее простой способ определения, это посмотреть на месте сколов, если появилось лишь темное пятно, но ржавчина отсутствует, то вероятнее всего присутствует цинковая защита.

Кузов автомобиля делается в основном из стали. А сталь - это такая штука, которая довольно быстро ржавеет. Чтобы замедлить этот процесс, кузов красят и покрывают лаком. Но краска - вещь ненадежная: мелкая авария, сухие ветки кустов или скол, и вот уже краски нет, а кузов ничем не защищен. Поэтому придумали оцинковку.

Панацея тонким слоем

Оцинковка - это когда сталь покрывают тонким слоем цинка. Делать это можно разными способами. Одни способы лучше, другие хуже - об этом через пару абзацев.

Дело в том, что, когда кузов остается без краски и лака (например, в месте скола), коррозия начинает разрушать цинк, а не сталь, ржавчина не появляется. Но это только до поры до времени, потому что когда цинк разрушается - а рано или поздно он разрушится, - коррозия приступает уже к разрушению стали.

То, как долго скол будет без ржавчины, зависит от многих факторов, а не только от качества и толщины цинкового слоя. Например, от влажности и температуры. В среднем скорость разрушения активного цинкового слоя составляет от 1 до 6 мкм в год, а толщина цинкового покрытия на разных машинах колеблется от 2 до 15 мкм. Быстрее коррозия происходит там, где влажно. Или, например, под налипшей грязью.

Горячая оцинковка

Теперь о типах антикоррозийной обработки. Самая лучшая оцинковка - это горячая оцинковка. При таком способе кузов опускают в ванную с горячим (от 500 до 4000 градусов по Цельсию) цинком. Слой цинка обычно получается около 10-15 мкм. Так оцинковывают в основном дорогие машины и то не все, потому что это достаточно сложный и дорогой процесс. Гарантия на кузова, оцинкованные таким способом, составляет обычно от 15 лет. А раз только гарантия такая, кузов можно считать почти вечным. Примеры машин с горячей оцинковкой: большинство современных моделей Porsche , Audi , Ford , Volvo .

Гальваническая оцинковка

Второй способ оцинковки - это гальваническая оцинковка. Она дешевле и распространеннее. Большинство оцинкованных машин оцинкованы именно таким способом. Кузов опускается в цинкосодержащий электролит, через который пропускают ток. В результате получается очень равномерная оцинковка слоем от 2 до 10 мкм. Гарантия от коррозии на такой кузов обычно в районе 10-12 лет. Таким способом оцинковки пользуются почти все производители не бюджетных машин: Opel , Toyota , Mazda , Volkswagen , Mitsubishi , Chevrolet , Nissan*

Холодная оцинковка

Такой вид оцинковки получил широкое распространение не так уж и давно. Примерно в тот же период, когда балом стали править не инженеры, а маркетологи.

Технология заключается в подмешивании в грунт высокодисперсного цинкового порошка. Оцинкованным кузов в данном случае можно считать лишь формально, потому что цинк, по сути, не на кузове, а в грунте. Нет грунта (если царапина до металла) - нет защиты. Антикоррозийная защита такой «оцинковки» очень небольшая. Большой гарантии на кузов производитель в данном случае не дает, ограничивается обычно общей гарантией ЛКП. Таким способом оцинковываются по большей части бюджетные автомобили: Renault Logan , Lifan , Chery , Great Wall, Hyundai , Renault Logan, УАЗ , ВАЗ .

Цинкрометалл

Данный вид оцинковки встречается редко и только среди небольшого числа недорогих моделей. Суть метода заключается в том, что цинковым грунтом покрывается сталь на стадии проката. Защитные свойства такого способа оцинковки нельзя назвать выдающимися. Особенно плохая защита будет в местах, где влажно и после аварий и повреждений. Таким способом оцинкованы в основном машины марки Kia , Renault .

Важно и то, какая обработка была у кузова: полная, частичная или только узловых соединений. Естественно, что лучше всего, когда оцинкован весь кузов целиком. Но для производителя бюджетных автомобилей и моделей это дорого, поэтому их часто цинкуют частично. Например, только крылья, пороги.

Совсем уж экономичные автопроизводители, которые кроят каждую копеечку, цинкуют только узловые соединения (сварочные швы и крепления, например).

Как видите, оцинковка оцинковке рознь, и по каждой конкретной модели требует уточнения. В интернете можно найти информацию о том, как и в какие годы выпуска цинковалась так или иная модель (и цинковалась ли вообще). Иногда, например, в случае с «Логаном», в первые годы оцинковка была частичной, а потом полной.

В общем, из всего этого следует сделать два вывода. Первый - ржавеют даже оцинкованные машины. Причем ржавеют с разной скоростью в зависимости от погоды, заботливости владельца, температуры, внешних воздействий типа реагентов и грязи и так далее.

Второй вывод - не надо верить заявлением маркетологов о том, что кузов оцинкован. Оцинкован он может быть чисто формально, и надо смотреть на факты - на способ оцинковки и на гарантию производителя на кузов. Чем больше гарантия, тем лучше, вероятно, оцинкован кузов.

*Информация собрана из открытых источников и может содержать неточности. Способ оцинковки может меняться от года к году, от завода к заводу, от модели к модели. Для получения точной информации нужно искать информацию по конкретной модели, году выпуска и заводу.

Новости авто: В РФ продан первый автомобиль с электронным ПТС На колесах: Названы самые популярные в России цвета автомобилей

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама