THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Электромобиль стал фишкой этого года в автомобильной промышленности. Возобновляемым источникам энергии под силу стать фишкой десятилетия в энергетике. В 2013 году журнал Consumer Reports (пожалуй, самый влиятельный среди западных покупателей автомобилей) назвал автомобилем года не бензиновый, а электромобиль Model S компании Tesla Motors, поставив ему 99 баллов из 100 возможных. Лучшим автомобилем назвали его и журналы Motor Trend и Automobile. Всего за год электромобилю удалось захватить 8,4% рынка автомобилей класса люкс. Стоимость акций компании Tesla Motors с начала этого года выросла с $35 до более чем $180, что говорит о признании отрасли не только автолюбителями, но и инвесторами. Это не первое признание электромобилей — ранее звание автомобиля года было присвоено Nissan Leaf, о серийном запуске электрокара модели i3 недавно заявила BMW, выводят «чистые» автомобили на рынок в серийное производство и другие компании. Рост интереса к электромобилям вызван постоянным удорожанием нефти и техническим прогрессом, позволяющим делать относительно дешевые и качественные аккумуляторные батареи, хотя совсем недавно большинством экспертов высказывалось мнение, что электромобили будут неконкурентоспособны в течение ближайших 50 лет. В то же время стоимость аккумуляторной батареи снизилась с $1000 за 1 киловатт-час в 2008 до $485 в 2012 году. Постоянно растет и емкость аккумуляторов, снижается их вес. К 2020 году реально достижение уровня $250 за киловатт-час, к 2030 — $100. Отправной точкой перехода массового потребителя на электромобили и тотального передела автомобильного рынка станет уровень $250-300, которого автомобильная индустрия может достигнуть к 2018-2020 году. Впрочем, не только цена является важным мотивом отказа от бензиновых двигателей. Электромобили производят на 50 % меньше CO2, даже если большая часть электроэнергии вырабатывается на угольных электростанциях, при использовании же возобновляемых источников энергии, выбросы CO2 практически отсутствуют. Вместе с тем, похожие возражения звучат и в адрес «чистых» источников энергии, в частности солнечной энергетики — им приписывается дороговизна использования, в то время как стоимость угля, нефти и газа растет, а стоимость производства солнечных панелей постоянно снижается. Если 35 лет назад баррель нефти стоил $10, то сейчас — выше $110. Стоимость изготовления солнечной батареи несколько десятков лет назад составляла не менее $15 за 1 ватт номинальной мощности, сейчас она приближается к $1. По прогнозам стоимость энергии, вырабатываемой солнечными электростанциями, снизится до $0,08-0,1 за КВт/час к 2020 году, и до $0,04 за КВт/час к 2030. Тенденции развития высокотехнологичных отраслей очевидны, лидеры рынка, как это часто бывает, снимут все сливки. Роль же традиционных источников энергии и бензиновых двигателей должна стать такой, как у нынешних проводных систем телефонной связи — использование их в качестве резервных мощностей в тех случаях, когда нет возможности воспользоваться более технологичными и экологически чистыми аналогами.

Аналитики PwC предсказывают значительный рост популярности электромобилей в ближайшие пять лет. Однако в России их доля среди легковых машин останется незначительной

Фото: William DeShazer / Reuters

Среднегодовые темпы роста рынка электромобилей к 2025 году могут достичь 30%, следует из исследования консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (есть у РБК). В Москве этот показатель может вырасти до 60%, считают эксперты PwC.

По данным авторов, за прошлый год в России было продано 2,38 тыс. электромобилей, их доля от общих продаж легковых автомобилей по стране составила лишь 0,14%. На рынке преобладают поддержанные электрокары — их более 94%, чаще всего такие покупают в Приморском и Хабаровском краях (29% покупателей), Иркутской области (12%) и Краснодарском крае (9%). Новые электромобили чаще всего приобретают в Москве (32%), Приморском крае (17%) и Подмосковье (8%).

Самой популярной маркой оказался Nissan, его выбирали 53% водителей электромобилей. На втором месте Tesla, ее машины покупают 37%. Далее следуют Jaguar (5,5%) и Renault (4,9%).

По данным «Автостата», на фоне общего падения российского авторынка спрос на электромобили в первом полугодии вырос в 2,8 раза: обладателями новых электромобилей в России стали 147 человек.

По подсчетам консалтинговой компании, в случае темпов роста продаж электромобилей до 30% в год, к 2025 году их число в России вырастет до 14,9 тыс. шт. Предпосылками для увеличения продаж в PwC считают развитие инфраструктуры, снижение стоимости аккумуляторных батарей и их адаптацию под российский климат.

Однако пока этот вид транспорта не получил господдержки: особых льгот для покупателей не предусмотрено. Ранее эксперты Национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет» владельцам электромобилей ездить по выделенной полосе, чтобы стимулировать продажи. В «Мосгортрансе» выступили против: в ведомстве объяснили, что выделенные полосы нужны для оптимизации скорости движения городского общественного транспорта и такси, а также снижения числа ДТП с автобусами.

В начале года «Автонет» также предлагал ввести для водителей электромобилей льготы на платных трассах, но в Минтрансе . Первый замминистра транспорта Иннокентий Алафинов назвал инициативу несправедливой, поскольку электромобиль занимает столько же места на дороге и изнашивает ее точно так же, как традиционный. Замминистра отметил, что владельцы электромобилей и так де-факто бесплатно пользуются общественной инфраструктурой (дорожные фонды формируются за счет акциза на топливо, а электромобили его не используют), но для них можно разработать другие предложения: например, бесплатные парковки.

Рынок продаж легковых автомобилей в России за первое полугодие 2019 года показал падение на 2% и составил 775 тыс. шт., говорится в исследовании (за аналогичный период прошлого года было продано 790 тыс. машин). Крупнейшим сегментом остаются иномарки российского производства, однако за полгода их продажи упали на 5%, повлияв на общую динамику рынка. По итогам 2019 года аналитики прогнозируют замедление темпов роста продаж из-за повышения НДС, волатильности рубля и сокращения господдержки автопрома.

В своем докладе для форума ENES 2016 министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что количество электромобилей в России к 2020 году может достичь 200 000 штук. «Рывок» планируется совершить за счет стимулирующих мер со стороны государства. Насколько это реально?

Электромобили: мировая экспансия

В мире с 2011 года - настоящий бум электромобилей. В США и в Европе покупатели записываются заранее в очередь на новые Tesla и Jaguar. В Норвегии доля продаж электромобилей достигла 23% от всего легковых машин. В Китае продажи электромобилей в 2015-2016 годах превысили объем продаж в США. Число счастливчиков, рассекающих на бесшумных авто и закатывающих глаза при рассказе о 3-4 секундах разгона до скорости 100 км/ч растет. Как и число непривычных «электрозаправок» на улицах городов по всему миру.

В третьем квартале 2016 года численность пассажирских электромобилей в мире превысила 1 млн штук. Экспоненциальный рост – результат действия совокупности мер по стимулированию потребителей и производителей электромобилей. Эти меры, вкупе с совершенствованием технологий, привели к удешевлению электромобилей, повышению их конкурентоспособности и привлекательности на рынке.

Электромобили в России

На наших дорогах легковые электромобили - пока еще экзотика. По данным агентства «АВТОСТАТ», их число на конец 2016 г. составило порядка 700 штук. На российских дорогах можно встретить семь моделей электромобилей, однако для людей, мало интересующихся темой, они ассоциируются в первую очередь с нашумевшими моделями Tesla.

Компания Илона Маска надежно закрепилась в тройке самых популярных электромобилей на российском рынке (на ее долю приходится свыше 23% от продаж электромобилей в стране). Однако, в отличие от всего остального мира, в России, по данным «АВТОСТАТа», последние три года ее продажи устойчиво снижались: с 82 штук в 2014 году, до 58 в 2015 году и 39 в 2016 году.

Невзирая на это, комментарии Moscow Tesla club, крупнейшего поставщика электромобилей на российский рынок (в отсутствие официальных дилеров), остаются позитивными, выход компании на российский рынок рассматривается как потенциально возможный в 2017-2018 годах. А 1 марта этого года «Коммерсантъ» сообщил, что представители компании подыскивают офис, шоу-рум и помещение для сервисного центра на территории Москвы и Санкт-Петербурга.

Что тормозит?

1. Цена электромобиля и стоимость его ремонта. Ту же Tesla сложно назвать бюджетным автомобилем – стоимость новой Model 3 в минимальной комплектации в США составит $35 000 при средней стоимости автомобиля наиболее популярного в России класса «С» в 15 тыс. долларов, что в четыре раза ниже цены стандартной Model S.

BMW i3 продается у официальных представителей по цене от $75 000. В сегменте более доступных небольших электромобилей в 2016 году на российский рынок вышел супер-компактный Renault Twizy (по цене от $13 000), вступив в конкуренцию с уже присутствующими на рынке Mitsubishi i-MiEV (около 34% электромобилей на российском рынке в ценовом сегменте от $15000).

Ранее популярность набирал Nissan Leaf (около 26% продаж), который на данный момент не продается официальными дилерами, но поставляется под заказ по ориентировочной цене в 50 тыс. долларов. Покупка импортируемого электромобиля с пробегом обойдется гораздо дешевле: Nissan Leaf можно приобрести за $15-25 000, Mercedes B-class – около $40 000.

Помимо стоимости самого автомобиля, высоки также издержки на крупный ремонт, который на данный момент требует направления автомобилей на обслуживание в Европу. Moscow Tesla club, по словам Игоря Антарова, управляющего партнера клуба, возможно, получит статус официального сервиса автомобилей марки с возможностью проведения гарантийного обслуживания, – это помогло бы снизить остроту проблемы для владельцев Tesla. Для официально присутствующих на рынке электромобилей в пределах гарантийного срока возможен ремонт у дилера.

2. Мало электрозаправочных станций (ЭЗС). Кроме цены на потребительский выбор при покупке автомобиля оказывает большое влияние комфортность эксплуатации и доступность инфраструктуры – насколько удобно владельцу электрокара заряжать свой автомобиль?

Cогласно исследованиям Idaho national laboratory (INL), на американском рынке около 85% времени владельцы электромобилей заряжают транспорт дома. Во всех остальных случаях автомобилисты используют три и менее регулярных места для подзарядки (как правило – офисы, шоппинг-центры, специализированные заправочные станции).

Выделяют два типа зарядки:

  • «быстрая» с постоянным током со специальными портами (заряжает 80% емкости батареи от 30 минут, что обеспечивает около 300 км пробега за час зарядки);
  • «медленная» (8-10 часов, в зависимости от емкости аккумуляторной батареи, от 10-14 км за час (евророзетка, Schuko), около 50 км за час от трехфазной 16А розетки, разъем type 2 дает около 100 км за час)) – переменным током.

При этом для некоторых небольших моделей, вроде Renault Twizy, полностью зарядить аккумулятор можно менее чем за 3,5 часа, а подключаться можно к обычной евророзетке.

Для большинства стандартов зарядок существуют переходники, позволяющие производить заправку электромобиля практически везде. Исключение составляют тесловские Supercharger, на которых могут заряжаться только автомобили компании. На данный момент единственный пример установки Supercharger в России реализован в Гольф-клубе Сколково. Там удалось сформировать уникальную зарядную инфраструктуру из трех постов (зарядных станций) европейского типа и одного – американского (в которых установлены разные разъемы для зарядки).

План Tesla по установке сети Supercharger в России на 2016 году, предполагавший включить российскую столицу в европейскую сеть электрозаправок, так и не был реализован. Проект перенесен на 2017 год.

Всего в России, по оценкам экспертов и порталов с геолокацией ЭЗС насчитывается порядка 170 станций. С 1 ноября 2016 года зарядные станции для электромобилей были включены в перечень минимально необходимых услуг объектов дорожного сервиса. На дооборудование АЗС у владельцев есть год, но, несмотря на обязательный характер изменений, они не торопятся: ведь наказание за неисполнение данного пункта на данный момент не предусмотрено.

Можно выделить четырех основных игроков на рынке электрозаправок. Прежде всего, это ПАО «Россети». Компания действует в рамках пилотных проектов Всероссийской программы развития зарядной инфраструктуры в регионах-участниках (Москва, Московская обл., Санкт-Петербург, Калуга, Ярославль).

В сети «МОЭСК-EV» действуют зарядные станции режима Mode 3 (разъемы Mennekes и евророзетка), а также две экспресс-станции. Использование электрозаправочных станций возможно при получении карты клиента «МОЭСК-EV». ПАО «Мосэнерго» в рамках инвестиционной программы на 2016 год по установке медленных зарядных станций EVLink (Schneider electric) АО «Мособлэнерго» в Московской области.

Revolta motors запустила частную сеть электрозаправочных станций по брэндом ЭМИ в разных точках на территории страны. В Москве и ближайшем Подмосковье расположено 11 точек для заправки, оплата осуществляется с помощью RFID карты с уникальным номером. Представлены электрозаправочные терминалы Schuko (евророзетка), Mennekes, Yazaki (Chademo).

Наконец, год назад активно развивать зарядную инфраструктуру начало правительство Московской области. 2017 год региональное Минэнерго планирует закончить с 55 зарядными станциями в Подмосковье на территории публичных паркингов торговых и бизнес-центров.

Но если констатировать, темпы роста числа электрозаправочных станций пока явно не соответствует амбициозным планам Минэнерго.

3. Низкая коммерческая привлекательность для дилеров. Кроме относительно высоких цен, снижающих привлекательность электромобилей для широкого потребителя, ввоз электромобиля на территорию Российской Федерации – непростое, а главное, отнюдь не гарантирующее прибыль занятие.

Ввоз электрокара предполагает ряд дополнительных издержек: логистических, на внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС (с начала 2017 года), на получение сертификата одобрения типа транспортного средства (ОТТС, которые есть не у всех моделей), таможенные операции, страховку, ЕСН или НДС, утилизационный сбор, акциз.

В результате конечная цена автомобиля возрастает в среднем на 40%, что, при изначально более высокой стоимости электромобилей по сравнению с их бензиновыми и дизельными аналогами, существенно снижает их коммерческую привлекательность.

Государственная поддержка

Российские власти декларируют политику, направленную на то, чтобы сделать электромобиль более привлекательным в глазах потребителей. Она включает отмену ввозной таможенной пошлины до 31 августа 2017 года, а также ряд точечных региональных льгот. Так, парковка для электромобилей в Москве и Санкт-Петербурге бесплатна, а в Московской области отменен транспортный налог.

Поддержка развития электротранспорта также осуществляется госкомпаниями при сотрудничестве с региональными властями: например, ПАО «Россети» и ПАО «Мосэнерго» развернули программы по формированию зарядочной инфраструктуры.

В Стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2020 год, утвержденной Минпромторгом России, указан ряд возможных мер по стимулированию электротранспорта в стране, среди которых можно выделить, например, государственное финансирование различных НИОКР, нацеленных на производство электромобилей на внутреннем рынке, создание пилотных проектов. Также предлагается ряд мер по стимулированию потребителей: развитие заправочной инфраструктуры, предоставление возможности использования электромобилями выделенных полос движения, бесплатная парковка, обнуление ставки утилизационного сбора на 5-7 лет. Однако стоит отметить, что данные меры носят лишь рекомендательный характер и применяются регионами избирательно.

Наибольшее влияние на продажи электромобилей на данный момент оказывает отмена ввозной пошлины, так как она приводит к снижению стоимости автомобиля на 15-17% (для грузовых и легковых автомобилей соответственно), но распространяется только на юридических лиц и автомобили с сертификатом ОТТС.

Светлое будущее?

По нашим расчетам, при сохранении существующего регулирования (сценарий «без резкого наращивания господдержки») количество электромобилей в России к 2020 год может достичь 13 000 штук. В случае, если не только сохранится нулевая ставка ввозной таможенной пошлины для юридических лиц, но и будут смягчены требования по установки системы ЭРА-ГЛОНАСС, а также повсеместно будут реализованы меры Стратегии развития автомобильной промышленности и активно будет развиваться заправочная инфраструктура (сценарий «с господдержкой»), их число к 2020 году может достичь 30 тыс. штук.

Для достижения заявленного министром энергетики «целевого сценария» (200 тыс. штук к 2020 году), начиная с 2017 года в стране должно ежегодно продаваться около 50 тыс. электромобилей, что невозможно без радикального изменения существующих регуляторных условий.

Для обеспечения озвученных Минэнерго показателей, уже в 2017 году, по нашим расчетам, в стране должно функционировать не менее 3 000 электрозаправок и их количество должно расти опережающими темпами.

С текущими скоростями ввода новых ЭЗС актуальным прогнозом на конец 2017 года можно назвать 300 заправок. Пример стран и регионов с активно развивающимся рынком электромобилей демонстрирует соотношение электромобилей и электрозаправок в пропорции 10 к 1 (США), 5 к 1 (Европа). Соотношение количества автомобилей на нефтяном топливе к АЗС в США составляет примерно 1000 к 1, а в Европе 2000 к 1.

Более того, для реализации планов Минэнерго, помимо мер, которые описаны в сценарии «с господдержкой», необходимо дополнительное финансовое стимулирование потребителя со стороны государства, которое максимально сблизит стоимость электромобиля с обычным автомобилем – по аналогии с государственной субсидией до $8 000 долларов в Китае, которая делает его сопоставимым по стоимости с традиционным автомобилем.

Похожего эффекта можно добиться, например, дополнительными налоговыми льготами.

Пока распространение электромобилей в России идет в основном на энтузиазме поклонников этого новомодного средства передвижения. И если государство считает нужным продвигать электромобили в массы, одного энтузиазма явно недостаточно.

Резюме: перспективы развития легкового электромобильного транспорта в России в основном будет зависеть от регулярной государственной поддержки как производителей, так и потребителей, а также своевременного развития инфраструктуры.

Но главным, конечно, остается вопрос: зачем? Кардинальные изменения на рынке должны быть обусловлены сменой общественного отношения к экологическим проблемам и повышением значимости чистых технологий в повседневной жизни обычного человека. Пока, честно говоря, признаков таких изменений не наблюдается…

Общая ситуация по данному виду автомобильного транспорта:

  • Электромобили – сегмент автомобильного рынка, находящийся на этапе зарождения. Дальнейшее его развитие будет осуществляться высокими темпами, но в ближайшие годы продажи будут оставаться незначительными в общем объеме автомобильного рынка (ежегодно рынок прирастает высокими темпами по очень маленьким, практически штучным, продажам предыдущих годов). Гибриды – это переходный этап от обычных автомобилей к электромобилям.
  • Рост рынка требует популяризации данного вида транспорта в привязке к защите окружающей среды, что требует совместной работы автопроизводителей и государства в рамках государственных программ, которые на текущий момент реализуются в Европе (Нидерланды, Бельгия, Австрия, Норвегия и др.), США, Китае и ряде других стран. Без поддержки на уровне властей как автопроизводителей, так и без субсидирования частных лиц и предоставления им ряда преференций темпы роста рынка продолжат оставаться высокими, но не дающими возможности достигать поставленных амбициозных целей, заявленных производителями.
  • Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по итогам 9 месяцев 2017 года объем рынка новых электромобилей в России составил 66 единиц, что на 37,5% больше, чем годом ранее (48 шт.). Около 60% автомобилей приходится на Москву и Московскую область (аналогичная картина наблюдается по автомобильным luxury-брендам).
  • Парк электромобилей в России составляет около 1000 штук. В 2013 году для сравнения парк составлял около 300 электромобилей, ввезенных в Россию с помощью «серых» схем. Московский парк автомобилей на конец 1 полугодия 2017 года – 367 шт.
  • После выхода на российский рынок бренда Tesla – это основной покупаемый электромобиль. Также сохраняют свою популярность два бренда, одними из первых вышедших на рынок автомобилей – Nissan Leaf, Renault Twizy и Mitsubishi I-MIEV. В парке поддержанных автомобилей можно также отметить BMW i3, i8 и LADA Ellada.
  • Около 50% рынка подержанных электромобилей приходится на Дальний Восток по причине близости к крупнейшему мировому рынку электромобилей – Китаю, а также ввозятся из Японии.
  • Для сравнения в Китае парк электромобилей и гибридов составляет уже около 1 млн. шт.
  • Прогнозируется, что в 2017 году в мире более продано более 1 млн. электромобилей. Ежегодно рост продаж в 2014-2017 годах составляет более 40%.
  • Согласно докладу, опубликованному Международным энергетическим агентством (МЭА), количество электромобилей на дорогах по всему миру в 2016 году превысило 2 млн. шт. Согласно прогнозам агентства, количество электромобилей к 2020 году достигнет 9-20 млн. шт., а к 2025 году составит от 40 до 70 млн. При этом доля в общем парке автомобилей в 2016 году составляла всего около 0,2%.
  • По оценкам Bloomberg New Energy Finance (BNEF), занимающаяся исследованиями в области новых видов энергоресурсов, к 2040 году на мировом рынке будет около 530 млн электромобилей. По сравнению с 2025 годом (прогноз Международного энергетического агентства) роста рынка за 2026-2040 года составит более 10 раз.

Рост мирового рынка электромобилей будет поддерживать, в том числе, на государственном уровне. Так Великобритания и Франция в 2017 году объявили о планах запретить продажи бензиновых и дизельных машин к 2040 году. Во Франции запрет для дизельных автомобилей вступит в силу уже в 2024 году, когда в Париже должны пройти Олимпийские игры. Германия собирается ввести полный запрет на производство двигателей внутреннего сгорания к 2030 году. Амбиционные планы строит и Индия: в 2030 году там можно будет купить только электрический или гибридный автомобиль. Министерство промышленности Китая планирует установить аналогичный срок. Китай намерен стать мировым лидером по производству электромобилей.

  • Автопроизводители инвестируют значительные средства в разработку электромобилей и/или гибридов с электодвигателями, такие модели уже есть или заявлены к появлению рынке в ближайшее время большинством производителей. В развитие этого направления инвестируют Skoda, Volkswagen, Smart, BMW, Toyota и др.
  • Проекты по развитию рынка электромобилей в России целесообразно на данный момент реализовывать в рамках совместной работы с государством в виде социально-ориентированных экологических проектов – например, замена бензинового и дизельного общественного транспорта на электромобили. Такие проекты реализуются за рубежом, в России примером является проект использования в Москве электробусов – власти Москвы анонсировали переход на электробусы и к 2021 году полный отказ от закупки дизельных автобусов.
  • Рост продаж тормозит фрагментарная минимальная инфраструктура зарядных станиций. На текущий момент в России их менее 100 (половина – в Москве и Подмосковье), что приводит к необходимости покупателей заряжать электромобили своими силами. Несмотря на то, что регулярно заявляются проекты по открытию сетей зарядных станций, большинство из них не реализуется. Но есть и промежуточное решение для владельцев электромобилей – с 1 ноября 2016 года все российские АЗС должны быть оборудованы колонками для подпитки автомобилей с электродвигателями. В рамках корпоративного/государственного использования парка электромобилей проблема решается проще – путем установки зарядных станций на автобазах/в гаражах.
  • Электромобили на сегодняшний день имеют большое количество как плюсов, так и минусов. Среди минусов ключевыми являются высокая стоимость, сложности с зарядкой при отсутствии инфраструктуры, спорная безопасность (возможны поражения током при авариях), ограниченный запас хода и срок службы батареи, долгое время подзарядки. Также встает вопрос с утилизацией батарей, что не является экологичным процессом.
Преимущества Недостатки
1. Не загрязняют окружающую среду 1. Высокая стоимость
2. Низкий уровень шума 2. Ограниченный срок службы батарей (до 5 лет)
3. Простота управления и обслуживания (автоматическая коробка передач) 3. Трудоёмкий процесс зарядки
4. Небольшие затраты на электроэнергию 4. Полного заряда хватает на расстояние около 300 км
5. Простой и надёжный двигатель 5. Медленная зарядка
6. Высокий КПД двигателя 6. Сложность утилизации батарей (ядовитые компоненты)
7. Автомобиль можно зарядить дома 7. Вероятность поражения электрическим током при аварии (необходим стандарт отключения аккумуляторов при ДТП)
8. Меньше затрат на техническое обслуживание 8. Недостаточно обученных специалистов для проведения ТО
  • Отмена госпошлин на ввоз электромобилей стимулирует спрос на них, но помимо этого в России нет никакой программы переключения потребителей с обычных автомобилей на электромобили и/или гибриды. Рост продаж электромобилей в России возможен, если российское правительство разработает программы субсидирования, льготного автокредитования и автолизинга для покупателей – по аналогии с зарубежными странами, стимулирующим продажи электромобилей. Кроме того, с обсуждается возможность поощрения владельцев торгово-развлекательных центров налоговыми льготами за установку на территории электрозаправок, льготные тарифы на платных дорогах, бесплатные парковки в городах, возможность двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта, нулевой транспортный налог и упрощение бюрократических процедур для строительства зарядных станций. Несмотря на то, что в 2016 году разработана Программа развития электрического автотранспорта, являющаяся частью Стратегии развития российского автопрома до 2025 года, до сих пор она не утверждена. В то же время, в ноябре 2017 года Комитет Госдумы по бюджету и налогам отказался поддержать идею освобождения от транспортного налога владельцев электрокаров с 1 января 2018 года.
  • С точки зрения программ государственной поддержки наиболее сильны позиции на мировом рынке у Европы, где реализуется как единая для ЕС программа, так и отдельные программы в разных странах. Одним из примеров реализации программ в Европе является Норвегия, где наиболее высокое в мире количество электромобилей на душу населения (каждый третий проданный автомобиль является электромобилем, доля электромобилей в парке составляет 5%), что связано с серьезной государственной программой и самым дорогим в Европе бензином – потребителям выгодно пересаживаться с обычных автомобилей на электромобили. Общий объем государственных субсидий в поддержку электромобилей в Норвегии оценивается в 5 млрд. долл., покупатели не платят ввозную пошлину и дорожные налоги, могут передвигаться по выделенным полосам для общественного транспорта, для электромобилей парковка, зарядка и использование платных магистралей является бесплатным. Кроме того, развитию рынка электромобилей в Европе способствуют программы их аренды, реализуемые на муниципальных уровнях.
  • Китайский вариант развития рынка электромобилей является на текущий момент наиболее прогрессивным, прежде всего, за счет одновременной реализации трех бизнес-моделей, нацеленных на поддержку и развитие рынка электромобилей – большое внимание уделяется не только продажам автомобилей частным лицам, но и формированию парка коммерческого и муниципального транспорта. Для частных лиц отменен налог с продаж на электромобили, упрощена процедура регистрации, а также министерство, которое занимается регистрацией транспортных средств, определило в 2016 году пять пилотных городов, где владельцам «экологически дружественного» транспорта выдают во внеочередном порядке «зеленые» автомобильные номера со специальными отличительными признаками. Стоимость китайского автомобиля существенно ниже стоимости традиционных автомобилей (от 8000 долл.).
  • На сегодняшний день электромобили потенциально интересны как:
  • «игрушка» и транспортное средство для обеспеченных слоев населения (при возможности зарядки дома, часто используется как статусное модное второе транспортное средство);
  • транспортное средство для городских/муниципальных целей (социальная программа, экологический проект, формирование имиджа города и т.п.);
  • транспортное средство формата «такси» или в рамках создания сети проката электромобилей в центре города.

Концепции развития заправок :

Ограничители продаж электромобилей в мире и в России:

  • Низкий уровень развития инфраструктуры для зарядки электромобилей.
  • Относительно высокая стоимость электромобилей по сравнению с традиционными автомобилями. На сегодняшний день разрыв в ценах может достигать для сопоставимых моделей более 10 тыс. долл., что является отпугивающим фактором для потенциальных покупателей.
  • С учетом постоянно ведущейся производителями работы по снижению стоимости электромобилей и реализуемых программ по привлечению покупателей, цены на электромобили ежегодно снижаются (до 30% ежегодно на конкретные модели). Например, цены на Nissan Leaf уже упали до 30 тыс. долл. и по ожиданиям экспертов могут снизиться до 20-25 тыс. долл. Это с одной стороны, позволяет привлекать новых покупателей, с другой стороны, ограничивает спрос, делая его отложенным в надежде на дальнейшее снижение цен – потребители ждут более выгодных цен, а также не хотят терять деньги при дальнейшей перепродаже электромобиля на вторичном рынке. Также расчеты показывают, что покупка электромобиля и экономия на заправке несущественно ниже стоимости аналогичного обычного автомобиля и его заправки в течение 5 лет.
  • Опыт большинства производителей показывает, что выпуск электромобилей является убыточным, что приводит к снятию моделей с производства (например, Renault Fluence Z.E.). Наиболее успешный и активный участник рынка Tesla продолжает нести убытки.
  • Российское население пока не воспринимает электромобили как реальность, которую как-то можно применить в своей жизни, и мало озабочено вопросами защиты окружающей среды.
  • Отсутствие выбора для потенциальных покупателей в России – только в 2014 году на рынке появятся несколько новых электромобилей. До 2014 года официально можно было купить только Mitsubishi i-MiEV за 1799 тыс. руб., заряжать который на зарядных станциях можно было только в Москве, в остальных городах – самостоятельно (дома, в гараже, на работе).
  • Минимальная по сравнению с США, Европой и Китаем государственная поддержка продаж электромобилей – в России не реализуется никакая государственная программа.

Перспективы/направления развития:

  • С точки зрения рынка электромобилей, ориентированных на частных лиц, потенциал существует, однако, поставленные ранее цели на 2020 год являются практически недостижимыми, горизонт планирования уже сместился на 2025 и даже 2040 годы. В то же время, постоянная работа автопроизводителей и энергетических компаний по созданию и совершенствованию электромобилей (снижение стоимости, увеличение запаса хода, развитие зарядных сетей) будет способствовать более глубокому проникновению электромобилей на рынок и увеличению их продаж. О своих планах по разработке/запуску в производство электромобилей и/или гибридов заявили практически все крупные автомобильные концерны. Развитие рынка во многом будет зависеть от ценового предложения.
  • Продолжится работа автопроизводителей по созданию электромобилей в премиальном сегменте (BMW, Mercedes, Porshe, Audi). Конкуренцию им продолжит составлять Tesla – инновационная американская компания, предлагающая рынку только электромобили премиального сегмента и работающая по своей уникальной бизнес-модели.
  • Ухудшение экологической ситуации в мире и рост стоимости нефти в перспективе будут неизбежно приводить к смещению в сторону других источников энергии для автомобилей, однако, нельзя ожидать значительного скачка в продажах электромобилей в ближайшие годы. В некоторых источниках упоминается так называемое «нефтяное лобби», тормозящее развитие электромобилей, которые могли выйти на рынок еще в 1980-е годы. Но даже без учета этого возможного фактора влияния рынок будет в количественном выражении расти медленно, что связано, прежде всего, с инертностью потребительского поведения (рациональные выгоды от покупки электромобилей для большинства потенциальных покупателей все еще не очевидны).
  • Применение электромобилей в сфере общественного транспорта и спецтехники (например, такси, коммунальные службы, курьерские службы и т.п.) и аренды частным лицам представляется на текущий момент наиболее перспективным направлением развития (реализуются в Китае и Европе).
  • Проекты аренды (кар-шеринг) успешно реализуются в Европе, их опыт может быть перенесен на российские мегаполисы в формате почасовой аренды электромобилей в центре города (прежде всего, Москвы и СПб) при условии сохранения бесплатной парковки (сейчас такая льгота владельцам электромобилей предоставляется в Москве). Создавать аренду электромобилей имеет смысл, если сетью парковок и заправок для них накрыт весь город/центр города. Например, в Париже пункты проката электрокаров встречаются через каждые 500-600 м.
  • В качестве общественного транспорта и спецтехники активнее всего электромобили используются в Китае (локальные китайские бренды), а также осуществляются целевые поставки как китайскими, так и прочими автопроизводителями конкретным компаниями (коммерческим или государственным). В этом случае работа начинается, как правило, с выделения нескольких электромобилей или автобусов на тестирование, в чем заинтересованы, прежде всего, сами производители. Реализация таких программ на государственном/муниципальном уровне целесообразна, при этом достигается не только снижение загрязнений окрыжающей среды, но и экономятся затраты (в России до 20-25% затрат на обслуживание транспорта приходится на бензин – средний показатель по такосомоторным и автобусным предприятиям). Для указанных целей электромобили могут широко использоваться, т.к. в случае внутригородских перевозок запаса хода в 150-300 км вполне достаточно для работы полный день. Однако, реализация таких программ должна осуществляться при поддержке властей. Упомянутый ранее проект про замену общественного транспорта Москвы на электромобили не начат, хотя громко анонсировался.
  • Наиболее актуальной формой инвестирования в развитие рынка электромобилей сегодня может являться государственно-частное партнерство. Реализация таких проектов требует не только покупки электромобилей, но с создания сетей зарядных станций – оба направления на текущий момент являются дорогостоящими, инвестиции окупаются за большой срок. Кроме того, требуется создание инфраструктуры сервисного обслуживания, что будет ложиться на плечи дилеров/производителей, поставляющих электромобили в рамках реализации программ. Но при этом проекты имеют социальную ориентацию и наглядно демонстрируют преимущества электромобилей, что косвенно стимулирует рост продаж частным лицам.
  • Для развития рынка электромобилей в России требуется масштабная поддержка государства. Нужна полноценная госпрограмма, которая будет предусматривать льготы для производителей электромобилей, а также сохранение нулевых пошлин на электромобили и комплектующие для них. Необходимо вводить ограничения на использование обычных автомобили с большим объемом двигателя, например, с помощью повышенного налога на них.
  • В ближайшей перспективе можно ожидать роста продаж гибридных автомобилей, в которых, кроме аккумуляторной батареи, есть также бензиновый или дизельный генератор, который включается, когда запас энергии в батарее иссяк. Преимущество будет за гибридами, где электромотор является «вторичным», а не основным.

Зарядные станции:

  • На текущий момент сеть зарядных станций в мире в целом является слабо развитой и неравномерно распределенной, наибольшее покрытие – в США, Китае и в части Европейских стран. В России сеть зарядных станций является практически нулевой и фрагментарной (за исключением Москвы).
  • Вопрос развития сетей зарядных станций во многом зависит от объемов продаж электромобилей, в то время как развитие сетей зарядных станций не имеет смысла без роста продаж электромобилей. Таким образом, необходимо решать вопрос с тем, что именно является первичным в области развития производства/продажи электромобилей и зарядной инфраструктуры для них. Кроме того, использование различных стандартов зарядки для электромобилей тормозит их распространение, поскольку модели разных автопроизводителей требуют наличия разного типа зарядных устройств.
  • Вопросы, связанные с одновременным ростом продаж электромобилей и увеличением количества зарядных станций, частично могут быть решены за счет развития проектов сетей зарядных станций конкретными производителями, например, как это делают за рубежом Tesla или Nissan.
  • Дальнейшее развитие сетей зарядных станций может пойти по одному из двух или сразу по двум путям:
  • зарядные станции быстрой заправки автомобилей (до 30 минут на 1 автомобиль);
  • обменные зарядные станции, где разряженная батарея электромобиля меняется в течение нескольких минут на полностью заряженную.
  • Во многом вектор развития технологий зарядки будет зависеть от того, какой вариант аккумуляторов будет превалировать на рынке – съемные (обмен аккумуляторов) или несъемные (быстрая зарядка). Кроме того, важен переход автопроизводителей на единые стандарты зарядки для унификации зарядных станций – крупнейшие мировые производители (Audi, BMW, Chrysler, Daimler, Ford, General Motors, Porsche, Volkswagen) уже договорились о едином стандарте. Кроме того, на сегодняшний же день часть автопроизводителей открывают сети зарядных устройств непосредственно под свои автомобили/типы зарядки.
  • В России также ограничение на развитие зарядных станций накладывают бюрократические преграды на их установку (длительная процедура согласований и плата за подключение к электросети).
  • Значительные инвестиции зарубежных автомобильных компаний и компаний, специализирующихся на высоких технологиях (например, Samsung и Bosh), в исследования и разработку батарей и технологий зарядки позволят ожидать в обозримом будущем появления батарей и систем зарядки, позволяющих подзарядить автомобиль за несколько минут, а также увеличивающих запас хода со в среднем 150 км до 400-500 км. Также с учетом того, что около 50% стоимости электромобиля составляет батарея, разработки ведутся и в направлении удешевления стоимости батарей, т.к. высокая цена по сравнению с обычными автомобилями отпугивает потенциальных покупателей. В совокупности все это привлечет дополнительное внимание потенциальных покупателей, для которых преодолеваемое на одной зарядке/заправке расстояние и цена являются решающими факторами при выборе в пользу обычного/гибридного автомобиля.
  • Проблема с отсутствием/недостатком зарядных станции наиболее остро стоит для частных лиц. В рамках развития указанных выше государственных/муниципальных программ, связанных с общественным транспортом и спецтехникой, вопрос решается путем приобретения и установки в автобазах и в ведомственных гаражах собственных станций для зарядки батарей.

Весь автомир встает на «электрорельсы» (в нашем случае, в «электроколею»), но Россия как всегда идет иным путем - газовым. Даже наш президент ратует за переход транспорта на природный газ. Между тем, СМИ сообщают о росте популярности в России электрических автомобилей.

Эксперты ресурса «Авито» проанализировали рынок электромобилей в нашей стране и пришли к выводу, что он растет. Так, за год предложение выросло более чем в два с половиной раза, а спрос – более чем в полтора. Почему так? Может, потому, что средняя цена на электромобили за год почти не изменилась - она составляет около 1 млн. рублей.

Самой популярной моделью на электрической тяге в России является Nissan Leaf - на этот электрокар пришлось 84,3% запросов. Больше всего электромобилями в этом году интересуются в Приволжском и Южном федеральном округах. По всей видимости, климат в этих регионах каким-то образом благоприятствует эксплуатации таких машин.

Во II квартале 2019 года предложение по электромобилям на сайте «Авито» увеличилось более чем в два с половиной раза - на 157,7% по сравнению с аналогичным . Спрос на электромобили за тот же период увеличился на 56,3%.

Развитию рынка электромобилей в России способствует то, что государство все-таки работает над . Даже есть план - увеличить долю транспорта с электромоторами до 4-5% к 2025 году. Как это сделать - увеличивать число доступных моделей, обеспечивать владельцам электромобилей дополнительные льготы (например, бесплатные парковки), развивать сеть электрозарядных станций, воспитывать в россиянах чувство ответственности за экологию в стране и мире.

Но пока электромобилям принадлежит очень небольшая часть рынка. Это связано, в первую очередь, с трудностью в заправке автомобиля электричеством: на всю Россию всего несколько сотен зарядных станций.

Что касается цен на электромобили, во II квартале 2018 года она составляла 1,01 млн рублей, в I квартале 2019 года – 1,019 млн рублей, а во II квартале 2019 года – 1,006 млн рублей, снизившись на 0,4% за год.

Почти четверть спроса пришлась на Приволжский федеральный округ, почти столько же – на Южный федеральный округ. Это связано с зависимостью функционирования электромобиля от температуры: на морозе его батарея быстро разряжается, поэтому на юге ими интересуются больше всего. Третье место занял Дальневосточный федеральный округ – через него в Россию попадают японские Nissan и другие электромобили. При этом именно этот округ лидирует по доле предложения, которая составила почти 25% от всероссийского значения.

Дороже всего электромобили продаются в Москве и Санкт-Петербурге (велик выбор новых моделей + столичные наценки), а дешевле всего – на Северном Кавказе.

Самым популярным электромобилем на российском рынке остается японский . На него во II квартале 2019 года пришлось 84,3% спроса и 86% предложения. На втором месте – американская Tesla Model S, на третьем – еще один «японец», Mitsubishi Minicab. Самой дорогой машиной среди всех моделей, представленных на Авито, является кроссовер Tesla Model X (9,3 миллиона рублей), а самой доступной – Mitsubishi Minicab (458 тыс. рублей).

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама