THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Бульдозер Б10М представляет собой модернизированный трактор семейства Т10 (Т-170). Техника является продуктом Челябинского тракторного завода (ЧТЗ). Работа над улучшением и совершенствованием Б10М велась последовательно и планомерно. В результате бульдозер получил ряд передовых технических решений:

  1. точки крепления гидроцилиндров вынесли вперед, что уменьшило усилие при подъеме или заглублении отвала, повысило скорость его перемещения и точность;
  2. были использованы длинноходовые гидроцилиндры, сократившие рабочее давление в гидросистеме на 40%. Это положительно сказалось на ресурсе работы техники;
  3. появилась балансирная балка подвески, которая в купе с точками крепления гидроцилиндров и длинноходовыми гидроцилиндрами, позволила использовать вес Б10М при бульдозировании максимально эффективно;
  4. изменилась конструкция полусферического отвала, что на 20% повысило производительность машины на грунтах, относящихся к I-III категориям плотности;
  5. изменилась компоновка моторного отсека. Преобразования обеспечили свободный доступ к силовой установке бульдозера и облегчили его техническое обслуживание.

Модель Б10М используется для разработки грунтов I-III категории, на которых не проводилось предварительного рыхления, грунтов IV категории с предварительным рыхлением, мерзлых грунтов и трещиноватых скальных пород. Бульдозер неприхотлив и работает в различных погодных и температурных условиях. Перепады от +40 до -50 градусов для него не страшны. Не мешают технике большая высота (до 3000 м над уровнем моря), чрезмерная влажность и запыленность.

Б10М относится к 10-му тяговому классу и оснащается трансмиссией гидромеханического типа. Бульдозер в случае наличия у него лебедочной установки тягового типа может применяться при транспортировке и заготовке леса, ликвидации последствий от аварий и стихийных бедствий и в строительстве. Модель отличают высокая маневренность и хорошая проходимость, что позволяет применять ее в различных работах.

Челябинский тракторный завод также выпускает версию Б10МБ, представляющую собой переделанную модификацию классического Б10М. В конструкции техники появилось несколько решений, повысивших надежность отечественных узлов и улучшивших условия труда водителя. В бульдозере были вынесены оси качания ходовых тележек и установлены планетарные бортовые редукторы.

Технические характеристики

Бульдозер Б10М оснащается 190-сильным мотором с показателем расхода топлива 162 (220) г/кВт в час (г/л.с. в час). Час работы техники требует около 28,5 л горючего, а топливный бак вмещает до 320 л. Максимальная скорость движения модели составляет 10,38 км/ч.
Длина Б10М равняется 4290 мм, высота – 3180 мм, ширина – 2480 мм. Прочие характеристики бульдозера:

  • дорожный просвет – 435 мм;
  • колея – 1880 мм;
  • база трактора – 2880 мм;
  • масса – 15330 кг;
  • удельное давление на грунт – 0,055 МПа.

Двигатель

Бульдозер Б10М комплектуется 2 вариантами силовой установки.
В моделях, базой для которых служит трактор Т10М.0000, устанавливается 4-цилиндровый 4-тактный рядный двигатель марки «Д-180». Его пуск осуществляется посредством пускового двигателя или электростартера. Основные параметры мотора «Д-180»:

  • рабочий объем – 14,18 л;
  • номинальная мощность – 132 (180) кВт (л.с.).
  • частота вращения – 1250 мм;
  • диаметр цилиндра – 150 мм.

Для моделей, основанных на тракторе Т10М.6000, используется 6-цилиндровый V-образный мотор «ЯМЗ-236Н-3» («ЯМЗ-238»), выпускаемый Ярославским моторным заводом «Автодизель», превосходящий «Д-180» по мощностным характеристикам. Пуск данного двигателя осуществляется исключительно посредством электростартера. Характеристики агрегата «ЯМЗ-236Н-3»:

  • рабочий объем – 11,15 л;
  • номинальная мощность – 139,7 (190) кВт (л.с.);
  • частота вращения – 1800 об/мин;
  • диаметр цилиндра – 130 мм.

В обоих случаях воздухоочиститель Б10М состоит из 2 ступеней очистки: центробежной системы и бумажных фильтроэлементов.

Устройство

Трансмиссия Б10М включает в себя гидромеханическую передачу, поддерживающую автоматическое регулирование скорости с учетом действующих внешних нагрузок. Среди других особенностей данного элемента следует выделить быстрый реверс и переключение передач без потери потока мощности. К главным преимуществам передачи гидромеханического типа следует отнести сокращение нагрузок. Коробка передач модели включает 3 передние и 3 задние передачи с гидропереключением реверса и передач.

Благодаря использованию уплотнений Duo Cone, способствующих поддержанию работы катков без подтекания масла, и передовых опорных катков с новыми подшипниками скольжения ресурс ходовой системы техники удалось существенно увеличить.

Фото

Некоторые модификации Б10М получили мокрый мост (все тормозящие и поворотные технические соединения работают в масляной жидкости). Подобный способ заметно увеличил эксплуатационный период, сделав бульдозер более маневренным и надежным. Также для Б10М предусмотрена возможность установки отвальных приспособлений различной категории, что делает технику более универсальной. Так, полусферический отвал эффективен при внедрении в грунт, поворотный отвал – при профилировании и расчистке дорог, сферический отвал – при работе с большими объемами сыпучих материалов, прямой отвал – при транспортировке грунтовой массы и планировке местности.

Б10М оборудован кабиной с отопителем-вентилятором ZENIN-8000, применяющим тепло охлаждающей жидкости, солнцезащитной шторкой, регулируемым подрессоренным сидением, двойными стеклопакетами и хорошо читаемой приборной панелью, позволяющей оператору быстро выполнять требуемые задачи. Кабина бульдозера отличается современным интерьером. Также Б10М оснащается защитной рамой ROPS/FOPS, предотвращающей получение травм оператором при падении различных элементов на кабину.

Сколько стоит бульдозер Б10М

Цена Б10М определяется комплектацией транспорта. Стандартная версия бульдозера обойдется в 3 миллиона рублей. При установке дополнительного оборудования стоимость может возрасти до 5 миллионов рублей, из-за чего популярностью пользуется аренда данной техники.

Аналоги

Аналогом Б10М является китайский бульдозер Shantui sd16, относящийся к тому же классу

Фото бульдозера Б10М

Ни одна крупная строительная компания не променяла технику специального назначения на лом, лопату и дешевую рабочую силу в целях экономии. Такие виды работ, как копание ям и расчистка территорий лучше выполнять при помощи тракторов или бульдозеров. Это классика жанра, поэтому рассмотрим популярный и известный Б10М.

Чтобы узнать, какие имеет бульдозер Б10М технические характеристики, рассмотрим его более подробно.

Назначение

Данную модель выпустил тракторный завод в Челябинске. Рассчитан бульдозер ЧТЗ Б10М на выполнение работы с грунтами I-III категорий без изначального разрыхления, IV категории – с разрыхлением, для работы с горными каменными породами, с промерзлой почвой до 5 градусов ниже нуля. Техника является незаменимым помощником, т.к. может работать в высоком температурном диапазоне – от +45 до -50 градусов, при высоте 3000 м над уровнем моря и в условиях тропиков.

Устройство

Бульдозер Б10М стал лучше своего предшественника, из-за измененной топливной системы и более мощного мотора.

Двигатель

Модификации

В связи с разными видами отвалов есть различные комплектации: с прямым отвалом (тип В), поворотным (тип Д), сферическим (тип К) и полусферическим (тип Е, Е1). Дорожные и планировочные работы производятся с помощью отвалов поворотного типа. Сферический подходит для работ с сыпучими материалами. Полусферический удобнее в использовании, чем прямой из-за своей формы.

Все модификации бульдозеров выполняют те же функции, что и базовая модель, но у некоторых есть свои особенности:

  1. Бульдозер Б10М.0111-1Е. Этот тип целесообразно использовать при планировке строительных площадок, для рытья котлованов, для засыпания оврагов и траншей.
  2. Бульдозер Б10М.0101-ЕН. Может легко и аккуратно справиться со снятием верхнего плодородного слоя почвы, с разработкой карьеров, при создании насыпей.
  3. Бульдозер Б10М.0001-ЕН. Выполняет те же функции, что и предыдущий, а так же расчищает дороги от снега и заносов.
  4. Бульдозер Б10М.0111-ЕН. Применяется в сельском хозяйстве, в нефтяной и газовой промышленности, в коммунальных службах.
  5. Бульдозер Б10М.0111-ЕР. Чаще используется коммунальными службами для уборки снега и мусора.
  6. Бульдозер Б10МБ.0121-2В4. Еще называется «болотоход». Вариант при работе с мягкой и рыхлой землей, на болотах, на оледенелой земле.

Технические характеристики в модификациях схожи.

Вывод

Техника стала мощнее, т.к. уменьшилось давление в цилиндрах и увеличился резерв. Увеличилась скорость и точность. Продуктивность повысилась на 20% из-за нового строения отвала.

Видео

На видео представлена данная модель бульдозера в работе.

Одним из наиболее надежных и часто используемых бульдозеров 10-го тягового класса является Б10М. Данная модель техники надежна, обладает выдающимися рабочими параметрами. Основное предназначение – работа с грунтами 1-3 категорий без предварительного рыхления, а также 4-ой с подготовкой к обработке.

Бульдозер Б10М представляет собой трактор для обработки почвы и для решения большого количества различных задач на стройке, при валке леса. Базой для создания этой техники является трактора типа Т-10 и Т-170. Главным отличием Б10М от своих прототипов являются следующие моменты:

  • в конструкции применяются специальные длинноходные гидравлические цилиндры;
  • балка подвески используется вместе со специальным балансиром;
  • размещение основных узлов в моторном отсеке;
  • производительность увеличена на 20%.

Возможно использование при различных климатических условиях, температурных режимах.

Бульдозер Б10М: история создания

Трактора типа Т-10 и Т-170, несмотря на свои выдающиеся рабочие характеристики и иные достоинства, являются морально устаревшими. Именно поэтому в определенный момент назрела необходимость в более мощном аналоге. Им стал бульдозер Б10М. Данная техника была разработана на Челябинском тракторном заводе – ЧТЗ.

Промышленный трактор Т-170 выпускался в годы 1988-2002 г.г. – также на ЧТЗ. На данный момент существует чуть менее сотни модификаций данного трактора. Несмотря на то, что выпускаться данная модель уже перестала, она все ещё продолжает использоваться. В первую очередь благодаря низкой цене, а также неприхотливости.

Неопытный глаз может перепутать Т-170 и бульдозер Б10М. Так как при создании более нового трактора было использовано шасси от Т-170. Но фактически на этом сходство заканчивается. Б10М оснащается более мощными двигателями, также он производительнее. Сразу после прекращения выпуска Т-170 с конвейера сошел первый Б10М.

Технические характеристики Б10М

Отдельного внимания заслуживают именно технические характеристики Б10М. Именно они делают его одним из самых востребованных тракторов в своем классе. Сегодня Б10М имеет только один зарубежный аналог, который сопоставим как по цене, так и по параметрам – это китайский бульдозер Shantui sd16. Но отечественный аналог в несколько раз проще в ремонте.

Габаритно-массовые показатели

При достаточно впечатляющей мощности массовые и габаритные показатели данной техники относительно невелики. Что также является существенным достоинством.

Обозначение параметра Размер, мм
Б10М Б10МБ
А 2 880 3 225
В 4 325 4 670
С 5 552 5 971
Е 6 720
Е1 5 832 6 251
К 3 250 3 250
М 280 280
Н 1 880 2 280
О 2 480 2 882
Р 500 900
Т 3 140 3 135
Х 3 055 3 050
У 900 900

Массовые эксплуатационные показатели бульдозера Б10М.0000:

  • вес самой машины, кг – 15 950;
  • рыхлительное навесное оборудование вместе с трактором, кг – 20 965;
  • прицепное устройство и трактор, кг – 18 870.

Двигатель

В рассматриваемого типа технику могут устанавливаться два различных двигателя. Параметры их незначительно отличаются друг от друга. Каждый имеет свои особенности.

Именно поэтому прежде, чем приобретать определенную модификацию, стоит внимательно с ними ознакомиться. Так как от этого будет зависть комфортабельность эксплуатации.

Разновидности и характеристики используемых двигателей:

ЯМЗ обладает большей мощностью и проще в запуске, но при этом расход топлива существенно выше. При этом следует помнить о существенных отличиях конструкций.

ЯМЗ в эксплуатационном обслуживании обходится дороже, разобраться с ним сложнее.

Коробка передач

В бульдозере Б10М для передачи вращающего момента используется стандартная механическая коробка – трехскоростная, планетарная, реверсивная. Используется двухступенчатый редуктор с цилиндрическими шестернями. В коробе применяется общее передаточное число 14.79. Ведущий механизм представляет собой секторный зубчатый редуктор. Ступицы устанавливаются путем шлицевого крепления.

Скорость передвижения при стандартной установленной коробке переключения передач, км/ч:

Передача Первая Вторая Третья
Движение вперед 0-3.61 0-6.4 0-10.09
Движение назад 0-4.48 0-7.49 0-12.51

Ходовая часть (трансмиссия)

Ходовая часть бульдозера схожа с используемой на прототипе – Т-170. Подвеска является трехточечной. Имеется балансировочная балка, подрессоренная небольшими пружинами. Применяются гусеницы с уплотненным смазочным шарниром. Основные характеристики:

Характеристика Б10М Б10МБ

Кабина Б10М. Управление бульдозером

В рассматриваемой технике используется каркасная, жесткая металлическая кабина. Наиболее существенным её достоинством является круговой обзор — на 3600 вокруг машины. Основными особенностями рабочего места Б10М являются следующие:

  • специальная отопительная установка, многорежимная – допускает комфортабельную эксплуатацию даже в условиях Крайнего Севера;
  • в отдельных моделях для работы при критически низких температурах монтируется дополнительный масляный отопитель;
  • устанавливается водительское сиденье типа PILOT (отличается комфортабельностью, виброизоляцией).

Под «заказ» возможно дополнительно установить специальную защиту водителя от падающих сверху предметов. Что особенно удобно в условиях валки леса, проведения строительных работ.

Место водителя

Управление лебедкой

Возможна установка лебедки, вращательный момент на которую передается через вал отбора мощности. Позволяет осуществлять следующие действия:

  • работы буксировочного характера – особенно удобно при прокладке коммуникаций в земле;
  • ликвидация различных завалов;
  • вырубка просек, иные подобные работы;
  • работы по восстановлению сообщения на железной дороге;
  • иное.

Управление осуществляется при помощи дополнительно устанавливаемых в кабине рычагов. Специальная гидравлика позволяет не прикладывать чрезмерных усилий при включении/отключении лебедки на Б10М.

Модификации бульдозера Б10М

На данный момент распространены всего две модификации рассматриваемого бульдозера. Одна является стандартной, вторая же применяется в условиях повышенной влажности, на болотах. Отличаются они не только внешним видом, но и компоновкой и ходовой частью. Маркируются данные модели следующим образом:

  • Б10М.0111-1Е – стандартная базовая модификация;
  • Б10МБ.0121-2В4 – модификация для произведения работ на болотах.

Б10М.0111-1Е имеет следующие рабочие характеристики:

  • устанавливается двигатель Д-180;
  • трансмиссия – механическая;
  • количество катков – 5;
  • пуск двигателя осуществляется при помощи специального пускового мотора – П-23У;
  • применяется навесное оборудование, устанавливаемое в задней части шасси;
  • переднее навесное оборудование – полусферический отвала класса «E».

Базовая модификация — Б10М.0111-1Е

Болотная модификация имеет некоторые существенные отличия, которые касаются в первую очередь компоновки.

Модель Б10МБ.0121-2В4 имеет следующие особенности:

  • двигатель — ЯМЗ-326Н-3 (требуется более мощный агрегат по причине использования техники на слабых грунтах);
  • трансмиссия применяется только механическая;
  • суммарное количество катков опорных – 7 шт.;
  • пуск двигателя производится при помощи электростартера;
  • в задней части всегда используется маятниковое прицепное устройство;
  • в передней части располагается навесной прямой неповоротный вал без гидроперекоса – типа «B».

Визуально модификации Б10М друг от друга отличаются только лишь наличием навесного оборудования, входящего в базовую комплектацию.
Обычня модель Б10МБ.0121-2В4 выглядит следующим образом:

Болотная модификация — Б10МБ.0121-2В4

Чуть более редко встречаются модели Б10М2 и Б10М.6100. Модель Б10М2 имеет следующие отличительные черты:

  • кабина с двойными стеклопакетами;
  • регулировка скорости осуществляется в автоматическом режиме, непосредственно трансмиссией;
  • внушительный ресурс трансмиссии обеспечивается подшипниками качения и уплотнениями DUO CON.

Б10М2 выглядит следующим образом:

Отличительной особенностью бульдозера Б10М.6100 является использование уникальной шестигранной кабиной. Именно это является главным его достоинством. Так как подобного типа форма позволяет максимально увеличить круговой обзор водителя. Также к особенностям стоит отнести:

  • используются подшипники скольжения — благодаря чему ресурс ходовой системы увеличен;
  • кабина изнутри покрыта толстым слоем шумопоглатительных материалов — потому работа в ней максимально комфортабельна.

Бульдозер Б10М.6100 выглядит следующим образом:

Нередко можно встретить в продаже модели Б10ПМБ.0121-1В4 и Б10ПМ.0101-ЕН. Первый используется для выполнения различных задач на болотистой местности. Второй же специально сконструирован для выполнения задач на полигонах.

Также при необходимости через специальных торговых представителей возможно будет заказать различные компоновки данного типа техники. Можно будет выбрать тип устанавливаемой кабины, системы её отопления.

Особое внимание при выборе следует уделить количеству опорных катков. От этого напрямую зависит проходимость конкретной модели.

Опыт эксплуатации бульдозера Б10М. Достоинства и недостатки

В эксплуатации бульдозер Б10М находится вот уже более 10 лет подряд. За все это время выявлены все его основные достоинства и недостатки. Количество положительных моментов в разы больше, чем минусов. Но именно недостаткам перед покупкой стоит уделить максимально пристальное внимание. К ним относятся сегодня следующие:

  • двигатель типа Д-180 имеет несколько меньший ресурс работы относительно аналогичного ЯМЗ;
  • для стабильной работы без критических поломок необходимо вовремя менять все расходные материалы;
  • шланги системы гидравлики на сильном морозе теряют упругость и могут лопнуть – необходимо следить за их состоянием при работе в условиях Крайнего Севера.

Чаще всего возникают проблемы с сервоприводом бульдозера данного типа. Обычно в первую очередь начинает вытекать масло из под сальника штока. Причем в некоторых случаях замена сервопривода на новый не помогает. Решить подобного рода проблему возможно будет следующим образом:


Снятый с бульдозера сервопривод

Также часто возникают следующие проблемы при эксплуатации данного бульдозера:

  • низкий уровень давления по причине утечки масла из системы гидравлики через сальники;
  • в гидравлическую систему попадает по какой-то причине воздух;
  • забивается фильтр гидробака – следствием этого может быть вздутие патрубков.

Большей части проблем можно будет избежать своевременной заменой фильтров, а также иных расходных материалов. К наиболее существенным достоинствам стоит отнести:

  • простота эксплуатации и ремонта – запчасти можно приобрести как новые, так и на вторичном рынке;
  • низкая стоимость ремонта и самого бульдозера;
  • большое количество дополнительного, навесного оборудования;
  • комфортабельность кабины водителя – она соответствует по своим параметрам всем действующим Европейским стандартам.

Цена на б/у трактора

Стоимость б/у трактора данного типа зависит в первую очередь от года выпуска, а также от количества отработанных моточасов:

6. Заключение

Бульдозер Б10М за свою более чем десятилетнюю историю показал себя только с положительной стороны. Потому он пользуется большой популярностью. Стоимость зарубежных аналогов, за некоторыми исключениями, выше порой в 1.5-2 раза. Причем по производительности такие аналоги Б10М не превосходят. Но сложность ремонта и цена запасных частей выше в разы.

Трактор при надлежащем уходе покажет себя только с положительной стороны. Причем вне зависимости от того, какой двигатель используется в эксплуатируемой модификации. Важно лишь помнить, что при приобретении трактора с рук необходимо обратить внимание на все слабые места подобной техники. В первую очередь это касается гидравлической системы.

Без колёсных и гусеничных тракторов и бульдозеров невозможно представить сельское и лесное хозяйство, строительство России, освоение новых территорий, - такова уж наша география и климат. В нашей стране всегда велись как великие стройки на целинных землях, которыми славилось советское время, так и предпринимались храбрые попытки компаний из 90-х и 2000-х годов «доосвоить» территории, не до конца разработанные даже при Советском Союзе. Мы продолжаем строить газопроводы, нефтепроводы, вести крупные проекты на Сахалине, искать золото в Якутии и труднодоступных местах Карелии. Неудивительно, что большое внимание и уважение всегда сопутствовало разработке и появлению новых моделей тракторов и бульдозеров, а «Челябинский тракторный завод» (ныне «ЧТЗ - Уралтрак»), «Кировский завод» и прочие тракторостроители всегда были флагманами.

Новый бульдозер «ЧТЗ» Б10М - универсал по грунтам и проходимости

На промышленном и строительном рынке России уже хорошо известен бульдозер «ЧТЗ» Б10М - новая модель, отображающая все улучшения и современные конструкторские идеи в плане создания гусеничных бульдозеров. До появления нового бульдозера Б10М завод-изготовитель прошёл большой славный путь в течение многих десятилетий, пробуя разные модификации, исполнения, модели от Т-130 до Т-170, Б170, Т10М и бульдозеров-болотоходов с широкими гусеницами и очень низким удельным давлением на грунт при 20-тонной общей массе машины. Изменения и улучшения претерпели все узлы, от дизельного двигателя и коробки передач до кабины, от муфты сцепления до модификаций отвалов и прицепных устройств. Что же за машину мы имеем сейчас, о чём говорят технические характеристики бульдозера Б10М «ЧТЗ»?

1. Они показывают, до бульдозер развивает усилие тяги до 151 кН на 1-й передаче , что было и на тракторе Т10М с механической четырёхвальной коробкой, но теперь усилие тяги плавно и автоматически меняется в зависимости от встречаемого сопротивления тяге . Оператору машины не нужно думать об этом и использовать свой опыт переключения передач, полезный на «механике». Это достигается за счёт наличия гидромеханической трансмиссии , гидротрансформатора из 3-х рабочих колёс и планетарной коробки передач из 5-ти рядов.

2. Главная передача, как и было на «механическом» тракторе Т10М, коническая косозубая.

3. С гидромеханической трансмиссией передач всего 3, три скорости движения вперёд и 3 назад. Нет такой переключения с валиками и вилками, как четыре скорости обычного и четыре - ускоренного хода вперёд и назад, как на Т10М с механической коробкой.

4. Вес Б10М оптимально используется при бульдозировании за счёт современных конструкторских разработок длинноходовых цилиндров, удерживающих отвал, и точек их крепления. Если машина имеет исполнение «болотоход» (Б10МБ), то удельное давление 20-тонной машины на грунт может быть не более 0,031 МПа.

Управляющая гидравлика и дизель нового бульдозера Б10М

5. Гидравлика Б10М управляет гидротрансформатором и коробкой передач. При установке на Б10М сваебойного оборудования или шнекового бурового она включает и дополнительную насосную станцию, и трубопроводы, поднимаемые на копровую мачту для гидравлического управления буровым оборудованием.

6. Современный - современное исполнение дизеля Д-180 «ЧТЗ - Уралтрак», 4-тактного с турбонаддувом . Старый Д-160 давно уже не выпускается и попадается на рынке только в восстановленном состоянии после капремонта.

Агрегат Д-180 - сам по себе сложная двухтонная машина, включающая:

  • механическую часть с кривошипно-шатунной схемой (коленвал с маховиком, зубчатые противовесы при частоте вращения более 1070 об/мин, распредвал, шатуны рабочих цилиндров, шестерни распределения);
  • систему охлаждения (радиатор, «водяная рубашка» дизеля);
  • систему масляной смазки, подачей масла от масляного насоса и разбрызгиванием;
  • систему подачи топлива и регулировки его подачи: топливный насос ТНВД, топливоподкачивающий насос, а также регулятор дизеля, работа которого влияет на ТНВД и позволяет как вращать коленвал в оптимальном режиме, так и наилучшим образом регулировать
  • систему первичного пуска коленвала дизеля - пусковым двигателем ПД- или электростартерная схема;
  • всевозможные фильтры (масляный, воздушный, топливный), датчики чистоты масла, подачи масла для смазки ротора турбокомпрессора и т.п.

Специалисты знают, что о хорошем современном дизеле можно говорить бесконечно, а его конструкция - во многом «жемчужина человеческой мысли», сочетающая в себе «умные» регулировки с небывалой мощностью и выносливостью.

Новая кабина Б10М, гусеничные тележки, система защиты ROPS - FOPS

7. Кабина Б10М в самом новом исполнении - достаточно уникального вида, «прозрачная» и 6-гранная, с большой площадью остекления и большим задним стеклом. С одной стороны, она имеет защиту от падающих предметов в составе системы безопасности ROPS - FOPS. С другой - оператор должен хорошо видеть, что «делает» сзади груз или инструмент на жёсткой или маятниковой сцепке.

8. Бульдозер Б10М имеет 5-катковые или 7-катковые гусеничные тележки, выверенную конструкцию натяжения ленты траков гусеницы между ведущим и натяжным колёсами, уникальное устройство 2-ступенчатого бортового редуктора, свойственное только машинам «ЧТЗ». Устройство гусеничного хода - одна из самых сильных сторон конструкции мощного тягача-вездехода «ЧТЗ - Уралтрак».

9. Что касается, можно отметить, что при своей мощности и универсальности не так уж огромен. В зависимости от разных видов отвалов и наличия прицепного устройства либо рыхлителя позади машины его длина составляет порядка 6-7 метров, что немногим больше широко известной легковой машины «Волга» (длина 5 м).

Отвалы, кирковщики, сцепки (ЖПУ, МПУ), гидравлические лебёдки ЛТ-

Характерные аксессуары и инструменты современного Б10М - различные виды отвалов (прямой, полусферический, поворотный) , система защиты от переворота и падения предметов ROPS - FOPS, рыхлительное оборудование однозубое и трёхзубое с гидравлическим управлением - группа гидроцилиндров - и параллелограммным зубом. Отвал Б10М крепится на различные виды раскосов (гидравлических, винтовых) , может в ряде случаев менять угол резания почвы, весит как узел порядка 2,3 тонн. При работе отвалом существует понятие «объёма призмы волочения» почвы или твёрдого грунта, и для Б10М он составляет до 4,75 м 3 . Ширина отвала Б10М в зависимости от его модификации - порядка 3,3-3,4 м.

Существует несколько десятков модификаций современного бульдозера Б10М в зависимости от количества опорных катков гусеничной тележки (5, 7), наличия прицепного устройства, видов отвалов и прочих инструментов. Например, исполнение Б10М-0111-1Е включает 5-катковые тележки, жёсткую сцепку (ЖПУ), полусферический отвал с гидроперекосом. Сам по себе этот отвал Б10М - предмет гордости завода-производителя, позволяющий как инструмент взять на 20% больше грунта. Помимо кирковочного устройства и прицепных устройств, бульдозер Б10М может оснащаться мощными гидравлическими лебёдками ЛТ-25, ЛТ-16 , закрепляемыми на раме недалеко от бортовых фрикционов машины. Об устройстве и характеристиках этих лебёдок на нашем сайте рассказывает отдельный большой раздел "Лебедки тяговые ЛТ ".

Условное обозначение модели трактора/бульдозера

Состоит из букв и цифр:

Х 10 Х . Х Х Х Х ХХ ХХ ХХ
1 2 3 . 4 5 6 7 8 9 10
  1. - классификационная литера:
    Т - трактор
    Б - трактор с бульдозерным или бульдозерно-рыхлительным оборудованием (агрегат)

  2. - тяговый класс

  3. - буквенный индекс:
    Б - трактор болотоходной и трубоукладочной модификации
    М - трактор с вынесенной вперед точкой крепления гидроцилиндров

  4. - цифровое обозначение дизеля мощностью:
    0 - 180 л.с.
    1 - 170 л.с.
    2 - 140 л.с.

  5. - цифровое обозначение типа трансмиссии:
    0 - гидромеханическая
    1 - механическая
    2 - гидромеханическая с механизмами поворота в масле
    3 - механическая с механизмами поворота в масле

  6. - цифровое обозначение ходовой системы:
    0 - 6 опорных катков
    1 - 5 опорных катков
    2 - 7 опорных катков
    3 - облегченная, 5 катков
    4 - облегченная, 6 катков

  7. - цифровое обозначение системы пуска дизеля:
    0 - электростартерная
    1 - пусковой двигатель П-23У
    2 - «Север» - пусковой двигатель П-23У, предпусковой подогреватель и дополнительный отопитель в кабине
    3 - пусковой двигатель П-23У и предпусковой подогреватель
    4 - пусковой двигатель П-23У и дополнительный отопитель в кабине

  8. - цифровое обозначение назначения, агрегатирования:
    0 - без прицепного устройства, приспособлен под бульдозерно-рыхлительное оборудование
    1 - с жестким прицепным устройством, под бульдозерное оборудование
    2 - с маятниковым прицепным устройством, под бульдозерное оборудование
    5 - база под трубоукладчики ТР20 и ТР12
    6 - двойного назначения для с/х производства с задней навеской
    7 - двойного назначения для с/х производства с подъемно-прицепным устройством
    8 - двойного назначения для с/х производства с маятниковым прицепным устройством
    9 - база под погрузчик
    10 - база для экскаватора траншейного цепного с бульдозерным оборудованием
    11 - с маятниковым прицепным устройством, без бульдозерного оборудования, с 6-скоростной механической трансмиссией
    12 - с жестким прицепным устройством и валом для привода вала отбора мощности
    13 - база для экскаватора траншейного цепного
    14 - база под кран КП-25

  9. - индекс бульдозерного оборудования
    Е - с полусферическим отвалом и гидроцилиндром перекоса
    В - с прямым отвалом и гидроцилиндром перекоса
    В1 - с прямым отвалом для разработки легких и средних грунтов
    В4 - с прямым отвалом для тракторов болотоходной модификации
    Д - с прямым поворотным отвалом
    К - угольный со сферическим отвалом

  10. - индекс рыхлительного оборудования
    Р - трехзубое параллелограммного типа
    Н - однозубое параллелограммного типа
    Н2 - однозубое радиального типа

Бульдозер Б-10 м - это бульдозерно-рыхлительный агрегат, модернизированный трактор из семейства Т-10 и Т-170. Изготавливается на Челябинском трактором заводе. Модели Т-10 и Т-170 имели высокую производительность и хорошие технические характеристики, но именно Б-10 М стал их более мощным аналогом. Часто неопытные водители путают модели Б-10М и Т-170, это связано с их внешней схожестью, а также одинаковым шасси в обоих тракторах. Но это единственное сходство между моделями. Во время изготовления Б-10М производители позаботились над созданием мощного двигателя и более высокой производительности. Тем более, что Т-10 и Т-170 уже давно не выпускаются, последний их запуск в обиход был в далеком 2002 году. Сейчас вместо этой строительной техники используется именно бульдозер ЧТЗ Б-10.

Прежде всего, данная специализированная техник используется с целью разработки почвы первой - третей категорий плотности, при этом не требуется предварительное рыхление, также разработки грунтов четвертой категории с учетом предварительного рыхления, а также разработки скальных пород и мерзлой почвы. Это отличное устройство, которое может использоваться в различных температурных режимах, при условии температурных перепадов и в любых погодных условиях. Ключевая особенность бульдозера нового поколения - это возможность его применения на высоте до 3000 м над уровнем моря, в условиях повышенной влаги и концентрации пыли. Это отличное решение для строительных площадок и коммунальных служб.

Достоинства и недостатки

Что касается ключевых преимуществ, данная техника отличается следующими:

  1. Использование длинноходовых гидроцилиндров, которые помогают снизить рабочее давление в конструкции, а также увеличить ресурс транспорта в несколько раз.
  2. Высокая точность техники благодаря вынесенным вперед точкам крепления гидроцилиндров.
  3. Высокая скорость транспортировки оборудование.
  4. Конструкция не боится температурных перепадов, коррозии, бездорожья, грязи, снегопадов и дождя.
  5. Расход топлива бульдозера Б10М меньше, чем у моделей аналогов. Он достигает 28,5 л/час.
  6. Максимальное использование массы устройства при реализации бульдозирования посредством использования балансирной балки подвески.
  7. Низкая стоимость ремонта запчастей и самой спецтехники.
  8. Простота использования оборудования.
  9. Есть дополнительное навесное оборудование.
  10. Удобная кабина водителя.
  11. Простота технического обслуживания, которая реализована благодаря открытому моторному отсеку. Теперь гораздо проще добраться до двигателя спецтехники и реализовать все необходимые профилактические и ремонтные работы.

Что касается недостатков, то, прежде всего, это не самый высокий ресурс функционирования двигателя Д-180, необходимость частой замены деталей для того, чтобы техника функционировала исправно, при высоком морозе оборудование становится менее безопасным, часто лопаются шланги.

Модификации оборудования

Существует несколько вариантов устройства. Они зависят от того, двигатель какого типа встроен в устройство. Есть Т-10М.00 и Т-10М.6000. Рассмотрим устройства по порядку.

  1. Модель установленного агрегата - Д-180.
  2. Вид агрегата - 4 расположенных в ряд цилиндра.
  3. Мощность - 180 л./сек.
  4. Частота вращения коленчатого вала - 1250 об./мин.
  5. Осуществление запуска мотора - пусковое устройство / стартер.
  • Модель установленного агрегата - ЯМ3-326Н-3.
  • Вид агрегата - 6 расположенных в ряд цилиндра.
  • Мощность - 190 л./сек.
  • Частота вращения коленчатого вала - 1800 об./мин.
  • Осуществление запуска мотора - стартер.
  • Воздухоочистка - центробежная или при помощи бумажного фильтра.

Также выделяют стандартную модификацию - Б-10М.0111-1Е и модификацию, которая реализует работы на болотах (Б-10МБ.012-2В4). На первую монтируется двигатель Д-180, есть механическая трансмиссия, двигатель запускается посредством пускового мотора, есть специальное навесное оборудование.

Вторая модель используется исключительно на болотах. Двигатель ееЯМ3-326Н-3. Она отличается более высокой мощностью, это связано с тем, что модель используется при слабом грунте, трансмиссия исключительно механическая, электростартер используется для запуска работы.

Технические характеристики

Технические характеристики бульдозера Б-10 вы можете посмотреть в таблице ниже. Крайне важно обратить внимание на вес бульдозера Б-10,так как этот параметр влияет на особенности транспортировки оборудования, а также на расход топлива бульдозера Б-10, потому что этот параметр влияет на необходимое количество бензина и, соответственно, финансовые затраты.

Характеристики Значение
Эксплуатационная масса трактора/агрегата, кг до 15330/ до 21700
Длина/ширина/высота трактора, мм 4290/2480/3180
Длина бульдозерно-рыхлительного агрегата, мм 6760
Скорость движения при отсутствии буксования на передачах, км/ч: 10,38
Двигатель Есть два типа
Марка ЯМЗ-238, четырехтактный, V-образный
Мощность, кВт (л.с.) 170 (230)
Номинальная частота вращения, об/мин 1800
Количество цилиндров/Рабочий объем, л 8/15,33
Диаметр цилиндра, мм/ Ход поршня, мм 130/140
Удельный расход топлива г/кВт час (г/л.с. час) 162 (220)
Трансмиссия Механическая, реверсивная
Механизм поворота Бортовые фрикционы
Управление Гидросервированное
Ходовая система
Тележка С микроподрессориванием
Количество опорных катков с каждой стороны 6
Ширина башмака гусеницы, мм 500

Устройство оборудование

Давайте детальнее рассмотрим тип конструкции оборудования. В нее входит двигатель, который бывает двух видов, один используется в обычных условиях, а второй при почве болотного типа. Второй тип двигателя имеет большее большой расход топлива, но при этом отличается более высокой мощностью и производительностью.

Также есть стандартная механическая коробка передач - трехскоростная, реверсивная и планетарная. Трансмисся или, как ее еще называют, ходовая часть имеет трехточечную подвеску, балансированную балку, гусеницы имеют уплотненный смазочный шарнир. Что касается кабины водителя, то она отличается повышенным комфортном, она жесткая, состоит из металлических каркасов, есть круговой обзор, специальная отопительная система, масляный отопитель и виброизоляционное водительское сиденье. Дополнительно можно установить лебедку и рычаги, что позволяет упростить управление специализированной техникой.

В моделях есть уникальная шестигранная кабина, подшипники скольжения, которые улучшают транспортировку автомобиля в холодное время года в условиях гололеда, и шумопоглотительные материалы в кабине водителя, которые сводят шум до минимума, поэтому работа становится максимально комфортной и приятной.

Аналоги

Мы упоминали схожие модели на бульдозер Б-10М, прежде всего, это Т-10 и Т-170, но сейчас на Челябинском заводе их не производят. Единственное, можно найти уже пользованные б/у модели у владельцев. Важно заметить, что они имеют более низкие технические характеристики и меньшую мощность и производительность. Также можете обратить внимание на модель будьдозера Т-130.

Заключение

Мы изучили с вами технические характеристики бульдозера Б-10М, особенности его устройства. Этот автомобиль имеет десятилетнюю историю и за это время продемонстрировал высокую надежность, качество. Стоит заметить, что для того чтобы бульдозер эффективно функционировал, за ним нужно внимательно и тщательно ухаживать, вовремя заменяя детали и запчасти, меняя масло. Рекомендуем вам обратить внимание на модель бульдозера 2016 года выпуска, ее технические параметры максимально высокие.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама